Введение
1 Теоретические аспекты управления персоналом коммерческой организации
1.1 Понятие и сущность управления персоналом организации
1.2 Классификация персонала организации
1.3 Методические аспекты оценки эффективности управления персоналом организации
2 Оценка управления персоналом ОАО «Гомельоблагросервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельоблагросервис»
2.2 Исследование организационной структуры управления и анализ динамики персонала организации
2.3 Оценка эффективности системы управления персоналом
3 Основные направления повышения эффективности управления персоналом ОАО «Гомельоблагросервис»
3.1 Управление мотивацией и стимулированием персонала коммерческой организации
3.2 Пути повышения эффективности управления персоналом ОАО «Гомельоблагросервис»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Условия рыночной экономики демонстрируют, что для успешного функционирования любого хозяйствующего субъекта решающую роль играет степень профессиональной подготовленности персонала к работе, что в большой мере обеспечивается качеством организации его обучения и аттестации. Эффективное обучение является основной для создания условий самореализации и развития каждого сотрудника и становится определяющим фактором в обеспечении продуктивной работы производственного предприятия.
Недостаток знаний и навыков сотрудника, необходимых для успешного выполнения задач, не только приводит к неэффективной деятельности, но и снижает удовлетворенность работой. Чем хуже работник профессионально подготовлен к выполнению своей работы, тем выше его энергетические затраты и стресс, связанные с работой. Важно понимать, что в этом случае снижаются лояльность и приверженность работников организации, а это, в свою очередь, обусловливает нежелательную и дорого обходящуюся организации текучесть кадров.
Одним из ключевых факторов повышения эффективности деятельности организации является отношение к кадрам. Чтобы иметь высококвалифицированных специалистов, составляющих ядро организации, создать у них стимул к эффективной работе, руководители вынуждены использовать систему управления кадровым потенциалом.
Управление персоналом – это важнейшее направление деятельности и считается основным критерием экономического успеха. Можно иметь передовую технологию, современную технику и оборудование, но неквалифицированный персонал нивелирует ее результативность. Поэтому необходимо исследовать сущность управления персоналом в коммерческой организации через призму: управление человеческими ресурсами как процесс повышения эффективности деятельности организации. Анализ эффективности управления имеет высокую практическую значимость.
В условиях настоятельной необходимости активизации кадровой политики, без которой невозможен выход из социально-экономического кризиса, вопрос о формировании программы управления кадровым потенциалом перерастает в актуальную проблему. Кадровый потенциал организации в широком смысле этого слова представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения ее эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или достижения социального эффекта.
Следовательно, актуальной становится тема изучения изложенных аспектов управления персоналом и разработки соответствующих предложений по улучшению ситуации в целом. Что и обусловило цель настоящей работы.
1 Теоретические аспекты управления персоналом коммерческой организации
1.1 Понятие и сущность управления персоналом организации
Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источниками и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя.
Управление персоналом не ограничено жесткими рамками. К началу XXI в. теория и практика уже выработали ряд достаточно устойчивых проверенных критериев, одним из которых является оперативное управление персоналом. Суть оперативного управления персоналом часто зависит от характера деловых и человеческих отношений, которые сложились на предприятии. Они различаются в зависимости от особенностей производства, условий труда и вида выпускаемой продукции или услуг. Управление персоналом осуществляется в единстве с технологическим управлением, производственными и трудовыми процессами. Оно позволяет отождествлять производство с предприятием, а предприятие с менеджментом. Однако необходимо учитывать, что управление персоналом является только частью менеджмента, его постоянной составляющей независимо от вида самого менеджмента – производственного, финансового, экологического или банковского.
В самом общем виде потенциал характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели.
Под управлением персоналом, или менеджментом персонала, или управлением человеческими ресурсами, понимается система видов деятельности, прежде всего руководящей, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления. Предприятие ищет абстрактную рабочую силу, но имеет дело с конкретными людьми. Это порождает две области функций менеджмента персонала:
- руководство людьми (персоналом);
- расчетно-аналитическая работа с цифровым материалом (расчет потребностей в персонале, определение его стоимости, анализ состояния персонала, составление штатного расписания), разработка требований к персоналу, делопроизводство [1, с. 12-13].
Таким образом, управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
2 Оценка управления персоналом ОАО «Гомельоблагросервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельоблагросервис»
Открытое акционерное общество «Гомельоблагросервис» создано в 2003 году, обществу переданы в оперативное управление 21 районный агросервис, а также хозяйственные общества «Гомельагроэнергосервис», «Металоконструкции», «Гомельский мотороремонтный завод», «Сельспецмонтаж».
Открытое акционерное общество «Гомельоблагросервис» постоянно совершенствует хозяйственную деятельность в плане оказания услуг субъектам агропромышленного комплекса по следующим направлениям:
- материально-техническое обеспечение предприятий АПК сельскохозяйственной техникой, запасными частями, ремонтной продукцией, строительными материалами, спецодеждой, инструментом, хозяйственными товарами, горюче-смазочными материалами, средствами защиты растений, удобрениями, реализацией сельскохозяйственной продукции;
- поставка сельскохозяйственной техники сельхозорганизациям области в долгосрочную аренду (лизинг);
- оказание услуг техническими центрами;
- транспортные и агрохимические услуги;
- производство и обслуживание теплоэнергетического и животноводческого оборудования, электромонтажные работы;
- освоение производства новой техники и оборудования.
На базе ОАО «Гомельоблагросервис» и районных предприятий агросервиса созданы технические центры по обслуживанию в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации техники и оборудования заводов – производителей РУП «Минский тракторный завод», ОАО «ММЗ», ПО «Гомсельмаш», ОАО «Амкодор», ОАО «Лидаагропроммаш», РУПП «МАЗ», ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Бобруйсксельмаш», ОАО «Лидсельмаш», ОАО «Брестский электромеханический завод», двигателей производства ОАО «Минский моторный завод», фирм Детройт-Дизель, Дойц.
Среди сервисных организаций существует специализация по ремонту сельскохозяйственной техники, узлов и агрегатов к ней, выпуску продукции и изготовлению запасных частей. Значительная роль отводится ремонту сельскохозяйственной техники. Особое место в деятельности занимает организация производства новых видов продукции.
ОАО «Мозырьагросервис» выпускает: культиваторы КОУП-8; универсальные сеялки точного высева ТсМ-8000.
3 Основные направления повышения эффективности управления персоналом ОАО «Гомельоблагросервис»
3.1 Управление мотивацией и стимулированием персонала коммерческой организации
Одной из наиболее важных областей управления человеческими ресурсами в соответствующем бизнесе должна быть производительность труда, чтобы повысить мотивацию персонала к работе.
Следует отметить, что кадровый потенциал организации –характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития организации; это имеющиеся и потенциальные возможности работников, как целостной системы(коллектива), которые используются и могут быть использованы в определённый момент времени. Кадровый потенциал является составной частью трудового потенциала предприятия. В большинстве экономических источников названные термины используются как синонимы.
Рассмотрим некоторые ключевые элементы управления мотивацией персонала в ОАО «Гомельоблагросервис», а именно:
- адаптация новых сотрудников;
- оценка личных и профессиональных качеств;
- карьерный рост и создание кадрового резерва;
- прямая мотивация.
Приспособление. Наставник должен помочь новому сотруднику интегрироваться в новую команду. Таким образом, первые шаги нового сотрудника не остаются незамеченными и оцениваются более опытным коллегой. Но здесь главное не переборщить и не следить за всеми движениями сотрудника. Полная информация об организации, ее истории, продукции, социальной сфере, новичку необходимо сначала получить специальные информационные материалы, а затем рассказы высокопоставленных товарищей.
Планирование карьеры и обучение кадрового резерва. Молодые сотрудники более восприимчивы к обучению, новым знаниям, более гибкие и мобильные, они могут менять работу и сферу деятельности. Кроме того, новые сотрудники приносят с собой передовые методы работы. Новоприобретенным сотрудникам необходимо создать карьерную таблицу, в которой будут представлены предложения о продвижении специалиста по карьерной лестнице.
Мотивация. Для большинства сотрудников заработная плата играет центральную роль в системе мотивации. Однако очень часто повышение заработной платы не приводит к повышению производительности и качества рабочей силы.
Заключение
Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источниками и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя.
Потенциал работника не является величиной постоянной, он может изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда. По каждой конкретной должности потенциал персонала фиксируется в профессионально-квалификационных требованиях, которые включают систему требуемых качеств и уровень их проявления, необходимый для выполнения соответствующих функций, наделения правами и несения ответственности.
Для того чтобы определить, способен ли работник выполнять управленческие функции, следует осуществлять процесс оценки сотрудника с момента приема работника на работу, используя различные методы. При оценке работников необходимо обеспечить максимальный учет их опыта, знаний, умений для выработки рекомендаций о профессиональном росте.
Открытое акционерное общество «Гомельоблагросервис» создано в 2003 году, обществу переданы в оперативное управление 21 районный агросервис, а также хозяйственные общества «Гомельагроэнергосервис», «Металоконструкции», «Гомельский мотороремонтный завод», «Сельспецмонтаж».
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2017 году составляла 27 167 тыс. руб. В 2018 году данный показатель снизился на 9 577 тыс. руб. и составил 17 590 тыс. руб. В 2019 году данный показатель снизился по сравнению с 2019 годом еще на 3 513 тыс. руб. и составил 14 077 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг в 2017 году составляла 21 023 тыс. руб., что на 4 328 тыс. руб. больше, чем в 2018 году. В 2019 году данный показатель составил 13 200 тыс. руб., что ниже прошлогоднего значения на 3 495 тыс. руб.
Прибыль до налогообложения в 2017 году составила 174 тыс. руб., что на 132 тыс. руб. ниже, чем в 2018 году. В свою очередь, в 2019 году данный показатель снизился на 21 926 тыс. руб., в связи с этим, убыток до налогообложения составил 21620 тыс. руб. Чистая прибыль в 2017 году составляла 5 тыс. руб., что на 3 тыс. руб. больше, чем в 2018 году. В 2019 году чистый убыток составил 21 620 тыс. руб.
В 2019 году персонал ОАО «Гомельоблагросервис» на 52,48 % был представлен работниками в сфере ремонта машин и оборудования общего и специального назначения. Работники оптовой торговли в структуре персонала занимает 27,72 %. На работников розничной торговли в неспециализированных магазинах, аренды машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства и деятельности грузового автомобильного транспорта приходится 1,98 %, 10,89 % и 6,93 % соответственно.
1 Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учебник/ Н. П. Беляцкий. – Минск: Современная школа, 2008. – 448 с.
2 Кибанова, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова, – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 695 с.
3 Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. – 4-е изд., испр. / А.П. Егоршин. – Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
4 Трудовой потенциал [Электронный ресурс] / Трудовой потенциал организации: понятие и структура. – Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Od_PM/Od_01_2.htm.
5 Москвитин, Г.И. Теория и практика принятия управленческих решений: учебник / под редакцией Г.И. Москвитина; Российский экономический ун-т имени Г. В. Плеханова. – Москва: КноРус, 2017. – 340 с.
6 Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности организации: учеб.-практ. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Дело и Сервис, 2014.– 272 с.
7 Бажин, А.С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран / А.С. Бажин. – ScienceTime, 2015. – № 3. С. 66-73.
8 Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб.пособие/ М.И. Бухалков. – М.: НИЦ ИНФРА, 2016. – 192 с.
9 Галова, А.Г. О вопросах эффективности использования персонала в современных условиях // Кадровая служба. – 2014. – №3. – С. 121-127.
10 Дресвянников В.А. Управление деятельностью организации как комбинация управления процессом, знаниями и состояниями / В.А. Дресвянников // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2016. – № 6. –С. 70-74.
11 Ивлев, А. Организация и стимулирование труда: зарубежный опыт / А. Ивлев, Ю. Гарайтех // Человек и труд. – 2015. – № 12. – С. 61-64.
12 Маренков, Н.Л. Управление персоналом организации: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Л. Маренков, Н.Н. Косаренко. – М.: Академический Проект, Трикста, 2015. – 464 с.
13 Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 492 с.
14 Егоршин, А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие: для высших учебных заведений по специальности «Управление персоналом» / А.П. Егоршин.4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Инфра-М, 2016. – 351 с.
15 Раицкий, К.А. Экономика организации: учебник для вузов / К.А. Раицкий. 3-е изд. – М.: Маркетинг, 2015. – 498 с.
16 Райченко, А.В. Общий менеджмент: учеб. для вузов / А.В. Райченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
17 Снитко, Л.Т. Экономика труда: учебное пособие / Л.Т. Снитко, Р.В. Кононенко, В.В. Оберемко. – Белгород: Изд-во БУКЭП, 2015. – 247 с.
18 Судник, В.В. Актуальные подходы к анализу эффективности управления персоналом / В.В. Судник. – М., 2015. – №4. – С. 101-105.
19 Богдан, Н.Н. Теоретико-прикладные аспекты управления персоналом в малом и среднем бизнесе: монография / Н.Н. Богдан, О.В. Горшкова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 240 с.
20 Дуракова, И.Б. Управление персоналом: учебник для студентов вузов / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 570 с.
21 Чуланова, О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: Монография / О.Л. Чуланова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 217 с.
22 Альберт, М. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М.: Вильямс, 2013. – 672 с.
23 Гайсина, К.Ф. Эффективность управления персоналом и факторы на нее влияющие / К.Ф. Гайсина, Т.Ю. Зиневич, А.В. Коновалов // В сборнике: В студенческой научной конференции (с международным участием). – 2016 – С. 60-164.