Введение
1 Теоретико-методические основы конкурентоспособности организации
1.1 Значение повышения конкурентоспособности для экономики организации
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности
1.3 Методические основы определения конкурентоспособности предприятия
2 Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Минский тракторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Минский тракторный завод»
2.2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия
3 Обоснование путей повышения конкурентоспособности ОАО «Минский тракторный завод»
3.1 Мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности ОАО «Минский тракторный завод»
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика представляет собой сложный организм, состоящий из большого количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих в контексте широкой системы коммерческих правовых норм и объединенных единым понятием – рынок.
В рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых категорий, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу предприятий, повышающих конкурентоспособность продукции, следовательно, рост ее экспорта является средством повышения уровня жизни населения страны.
В настоящее время поле конкуренции отечественных организаций значительно расширилось. Количество и качество конкурентной среды усложняется, а уровень и интенсивность конкуренции повышаются. В результате снижается вероятность получения крупных заказов, а степень выживаемости организаций существенно зависит от их конкурентоспособности. С расширением возможностей инвестиционного роста в отечественной экономике и постепенным развитием производства необходимо обеспечить конкурентоспособность предприятий как важнейшее условие повышения эффективности их деятельности.
В связи с необходимостью постоянной адаптации к изменяющимся условиям формирование потенциальной способности хозяйствующих субъектов к конкуренции и достижению эффективных результатов в современных условиях является сложным, что в свою очередь требует поиска экономически обоснованных концепций функционирования и развития предприятий для повышения их конкурентоспособности.
В связи с этим изучение конкурентоспособности предприятий является необходимым и своевременным. Поэтому эта тема весьма актуальна.
Различные аспекты конкурентоспособности рассматриваются отечественными и зарубежными учеными: М. Портер, И.Л. Акулич, А.И. Васильев, Д.С. Воронов, А.С. Головачев, В.В. Квасникова, В.М. Круглик, Т.Г. Философова и др.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Минский тракторный завод».
Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия.
Целью дипломной работы является оценка конкурентоспособности предприятия и направление ее повышения.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить ряд задач:
- определить теоретико-методические основы конкурентоспособности организации;
1 Теоретико-методические основы конкурентоспособности организации
1.1 Значение повышения конкурентоспособности для экономики организации
Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.
Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции развил Д. Рикардо. Положение о совершенной конкуренции, теоретическую модель которой он разработал, помогло понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики [1, с. 322].
В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом – «соперничество».
Ф. Хайек рассматривал конкуренцию как «процедуру открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичного для реального рынка недостатка информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения предприятия. И только конкуренция открывает, какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик [2, с. 155].
Рассмотрев изложенные подходы к определению конкуренции, можно сделать вывод о том, что каждый из них учитывает те или иные аспекты этого понятия. Однако наиболее полно, сущность конкуренции как экономического явления, определяющего деятельность конкретных хозяйствующих субъектов на рынке, отражает поведенческий подход.
2 Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Минский тракторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Минский тракторный завод»
ОАО «Минский тракторный завод» осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. Основным видом продукции являются колесные тракторы, тракторокомплекты и альтернативная техника, другая сельскохозяйственная, лесо- и зерноуборочная техника.
Стратегия развития ОАО «МТЗ» заключается в создании конкурентоспособного первоклассного предприятия, выпускающего комплекс машин под определенные технологии (сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие), дающие возможность потребителю с максимальной эффективностью, в сжатые сроки с минимальными затратами выполнять свою работу.
ОАО «МТЗ» создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30 декабря 2013 года № 300 путем преобразования производственного объединения «Минский тракторный завод» с одновременным присоединением Республиканского унитарного предприятия «Минский тракторный завод», культурно-развлекательного республиканского дочернего унитарного предприятия «Культсервис» Минского тракторного завода, торгово-производственного республиканского дочернего унитарного предприятия «МТЗТОРГСЕРВИС» и республиканского дочернего унитарного предприятия «Медицинский центр-МТЗ» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Общество как управляющая компания холдинга:
- выступает от имени участников (дочерних компаний) холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;
- проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга. В том числе в части определения порядка ведения централизованных закупок, распределение сырья, материалов и комплектующих, продажи готовой продукции, организации маркетинговой, логистической и иной деятельности;
- разрабатывает стратегии и (или) планы перспективного развития холдинга.
Органами управления Общества являются: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, исполнительные органы (дирекция и генеральный директор).
Главной целью ОАО «МТЗ» является удовлетворение потребностей потребителей в продукции предприятия и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества объединения.
3 Обоснование путей повышения конкурентоспособности ОАО «Минский тракторный завод»
3.1 Мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности ОАО «Минский тракторный завод»
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. главная цель развития страны на 2016 –2020 гг. – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, активизации рыночных институтов и инновационного развития.
В предстоящем пятилетии будут созданы условия для максимального использования конкурентных преимуществ традиционных секторов, развития производств, базирующихся на использовании местных сырьевых ресурсов.
Развитие потребительского рынка будет направлено на максимально полное удовлетворение населения товарами и услугами, преимущественно отечественных производителей, за счет эффективного развития инфраструктуры розничной торговли и бытового обслуживания, создания благоприятных условий для роста предпринимательской активности.
Развитие производства будет нацелено на повышение его конкурентоспособности посредством:
- снижения материало- и импортоемкости производства;
- создания новых производств с уровнем производительности труда не ниже среднеевропейского;
- увеличения глубины переработки сырья;
- наращивания экспортного потенциала продукции.
Основными целями развития ОАО «МТЗ» на предстоящий период должны стать:
- достижение высокого уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- освоение новой продукции на основе анализа рынков;
- удовлетворение требований потребителей в срок с минимальными затратами;
- поставка потребителю продукции по доступным ценам, обеспечивающим получение устойчивой прибыли.
ОАО «МТЗ» необходимо сохранение конкурентоспособной цены и привлекательности продукции за счет мер по снижению издержек производства продукции, применения мер ценового и неценового стимулирования спроса, организации эффективной политики маркетинга, постоянного мониторинга действий конкурентов с целью поддержания достигнутого уровня ценовой и качественной конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность – это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Как отмечает Философова Т. Г. «наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются».
ОАО «Минский тракторный завод» осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. Основным видом продукции являются колесные тракторы, тракторокомплекты и альтернативная техника, другая сельскохозяйственная, лесо- и зерноуборочная техника.
Так выручка от реализации в ОАО «МТЗ» выросла за анализируемый период увеличилась с 1269866 тыс. руб. в 2017 г. до 1617459 тыс. руб.
После уплаты налога на прибыль, который снизился к 2018 г. на 14474 тыс. руб. относительно 2017 г. и увеличился на 20051 тыс. руб. к 2019 г. Показатель чистой прибыли составил на 63165 тыс. руб. меньше в 2018 г. чем в предыдущем периоде, и на 95140 тыс. руб. больше, чем в 2018 г. Так можно оценить повышение эффективности деятельности к 2019 г.
Среди конкурентов организации наиболее значительными являются ОАО «Ростсельмаш» и ОАО «Кировский завод».
В 2019 году не произошло существенных изменений в конкурентном окружении ОАО «МТЗ». Несмотря на возрастающую конкуренцию, предприятие сумело сохранить собственную нишу белорусского рынка и продолжает оставаться лидером на белорусском рынке с высокой репутацией стабильно работающей компании с устойчивым финансовым положением, мощной клиентской базой и уровнем цен на выпускаемую продукцию, оптимально соответствующим ее качеству.
ОАО «МТЗ» необходимо сохранение конкурентоспособной цены и привлекательности продукции за счет мер по снижению издержек производства продукции, применения мер ценового и неценового стимулирования спроса, организации эффективной политики маркетинга, постоянного мониторинга действий конкурентов с целью поддержания достигнутого уровня ценовой и качественной конкурентоспособности.
Как одно из направлений развития и поиска незанятых ниш для ОАО «МТЗ» может быть поиск путей выхода на относительно свободные рыночные ниши на внешних рынках. Также необходимо рекламировать продукцию на перспективных рынках сбыта.
Рассчитав эффективность предлагаемого мероприятия получаем, что на каждый израсходованный рубль на рекламу будет приходиться 0,97 руб. дополнительной прибыли от реализации.
1 Макконнел, К.Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика 2 часть. (пер. с англ.) / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. – М.: Республика, 2002. – 1126 с.
2 Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 486 с.
3 Спиридонов, И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учебное пособие. / И. А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 266 с.
4 Портер, М.Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Э Портер. – М. : Альпина, 2017. – 454 с.
5 Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун. - Маркетинг в России и за рубежом. 2010. – №4. – С. 44–54.
6 Габидинова, Г. С. Маркетинговая трактовка территории / Г. С. Габидинова. - Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3. – С. 52–60.
7 Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков. – 2012. – №4 (65). – С. 29–35
8 Бабук, И. М. Экономика предприятия: учебное пособие / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 327 с.
9 Ковалев, М.Н. Маркетинг : учеб. пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. Кабаева, О.В. Устименко. - Гомель : Гомельский филиал УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2012. – 377 с.
10 Раицкий, К. А. Экономика организации : учебник для вузов / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498
11 Титов, В. И. Экономика предприятия / В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
12 Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2010. – 158 с.