ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности гостиничных предприятий
1.1 Сущность и содержание маркетинговой деятельности гостиниц
1.2 Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации в индустрии гостеприимства
ГЛАВА 2 Реализация маркетинговой деятельности в индустрии гостеприимства Республики Беларусь
2.1 Анализ рынка индустрии гостеприимства Республики Беларусь: маркетинговые стратегии, методы продвижения услуг
2.2 Маркетинговая деятельность ООО «Лесная гавань»: стратегии, методы, инструменты
2.3 Направления совершенствования маркетинговой деятельности в организации ООО «Лесная гавань»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг – это система торгово-производственной деятельности, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса и с целью получения максимальной прибыли.
Определение гостиничного маркетинга можно сформулировать следующим образом: маркетинг – это система управления и организации деятельности фирмы по разработке, производству и предоставление услуг, основанный на комплексном учете процессов происходящих на рынке, ориентированных на удовлетворение личных или производственных потребностей, которая обеспечивает достижение отелем своих целей.
Гостиничный маркетинг призван привести оказание услуг в соответствии с спросом, и направить усилия маркетинговой службы гостиницы на создание таких услуг, которые бы отвечали спроса.
Маркетинг повышает обоснованность принятия решений по вопросам развития предприятия, предоставление услуг, финансовой деятельности, распространяя планомерность на сферу рыночных связей.
Основные функции современного гостиничного маркетинга заключаются в:
- комплексном тщательном исследовании рынка, спроса, вкусов и желаний потребителей и направлений маркетинговой деятельности;
- планировании ассортимента услуг;
- формировании спроса, организации рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;
- планировании сбытовых операций;
- формировании ценовой политики отеля.
В принципе все эти функции могут быть сведены к двум группам: аналитической (Информационной) и управленческой. Первая предполагает проведение маркетинговых исследований, а вторая – планирование и практическое осуществление маркетинговой деятельности.
Среди зарубежных специалистов вторая функция называется принципом «4Р» или marketing-mix – комплекс маркетинга.
Маркетинг гостиничных услуг – это процесс их разработки, продвижения и реализации, ориентирован на выявление и удовлетворение специфических потребностей клиентов.
Таким образом, можно говорить о том, что актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях современного уровня конкуренции среди предприятий, функционирующих в сфере предоставления гостиничных услуг в Республике Беларусь, качественное использование возможностей реализации маркетинговой деятельности имеет высокое значения для поддержания конкурентоспособности гостиничного предприятия. А, как следствие, оказывает прямое воздействие на уровень его доходности и рентабельности. Следовательно, процесс осуществления маркетинговой деятельности, с учётом всех особенностей гостиничной отрасли позволит повысить рентабельность и конкурентоспособность объектов.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности гостиничных предприятий
1.1 Сущность и содержание маркетинговой деятельности гостиниц
В литературе можно найти множество определений маркетинга, трактующих это понятие с другой точки зрения. Суммируя эти определения, можно определить, что все эти определения определяют маркетинг широко как социально-экономическую деятельность в пользу общества или узко как социально-экономическую деятельность в пользу общества, то есть с активными хозяйствующими субъектами, то есть в данном случае с индустрией гостеприимства.
Гостиничный маркетинг – это одна из систем управления гостиничными предприятиями, предполагающая тщательное рассмотрение процесса принятия экономических решений, происходящего на рынке [5].
В настоящее время в научном сообществе нет единого мнения относительно определения понятия услуг. Так, Н.В. Миронова приводит следующие причины подобного положения дел:
- действия, которые можно назвать услугами, разнообразны, как и объекты, на которые эти действия направлены. такая ситуация характерна и для сферы гостиничного бизнеса, которая характеризуется предоставлением различных услуг (материальных и нематериальных), а также самим потребителем (отдельными лицами, семьями, группами, предприятиями);
- официальная статистика объединяет эти действия в класс услуг, таких как гостиничные услуги;
- исследователи услуг имеют дело с гибким объектом, границы которого изменяются в соответствии с пожеланиями поставщиков услуг и потребителей [1].
Например, каждый отель стремится выделиться, предлагая свой собственный набор основных и дополнительных услуг, основанный на исследованиях потребностей потребителей.
Отсутствие четкого определения услуги в свою очередь влияет на обоснованность свойств услуги.
Например, Дж. Бэйтсон и К. Гренроос считают, что целесообразнее заниматься описанием свойств услуг, чем пытаться дать определение понятию услуги. Однако единого подхода к описанию сервисных свойств до сих пор не выработано. Поэтому некоторые исследователи, описывая свойства услуги, сравнивают их свойства с свойствами материальных благ. Другие указывают, что услуги-это действие или процесс, что они не имеют значения, что их нельзя хранить, что их качество более изменчиво, чем качество материальных товаров, и что производство и потребление услуг осуществляются одновременно.
ГЛАВА 2 Реализация маркетинговой деятельности в индустрии гостеприимства Республики Беларусь
2.1 Анализ рынка индустрии гостеприимства Республики Беларусь: маркетинговые стратегии, методы продвижения услуг
Индустрия гостеприимства – представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, рекреационно-оздоровительного, физкультурно-спортивного н иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и тур агентскую деятельность, операторов туристических информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, аниматоров и др.
Индустрия гостеприимства определяется как экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений на основе маркетинга. Индустрия туризма характеризуется следующими специфическими свойствами: ресурсной ориентацией, сезонным и цикличным характером производства, необходимостью значительных капиталовложений в туристическую инфраструктуру, организации маркетинговой системы формирования и продвижения разнообразных туристско-экскурсионных продуктов, услуг размещения, питания, транспорта, рекреации, анимации, развлечения.
Нормативно-правовой акт, регулирующий туристическую деятельность является «Закон Республики Беларусь «О туризме» № 326-З от 25.11.1999 г.» (далее «Закон»), определено, что «туристическая индустрия» – это совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного н иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием.
Так же, туристическая деятельность регулируется «Государственной программой «Беларусь гостеприимная» на 2016-2025 гг.», утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 232. Посредством данной программы, планируется реализация следующих мероприятий:
1. Проведение разработок, исследований и их внедрение в практическую деятельность субъектов туристической индустрии, а также ведение государственных кадастра и реестров туристических ресурсов, экскурсий и туров по Беларуси, трансграничных маршрутов, экскурсоводов и гидов-переводчиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гостиничный маркетинг – это одна из систем управления гостиничными предприятиями, предполагающая тщательное рассмотрение процесса принятия экономических решений, происходящего на рынке.
Основу маркетинга составляет процесс непрерывного сбора, анализа и оценки информации. Невозможно эффективно управлять всей совокупностью мероприятий, объединенных понятием маркетинг, при отсутствии постоянно обновляемой и соответствующей действительности информации. Чтобы выжить в условиях конкуренции, компания должна отслеживать все изменения на рынке: требования покупателей, соотношение цен, действия конкурентов, а также создание новых изделий, введение новых элементов в дистрибьюторскую сеть и т. д. Для решения этих и многих других маркетинговых задач каждая фирма должна обладать системой получения, хранения и анализа маркетинговой информации. Помочь в этом призвана правильно построенная маркетинговая информационная система.
Маркетинговая информационная система – система мероприятий по сбору, сортировки, анализу и представлению маркетинговой информации, используемая при принятии маркетинговых решений.
Индустрия гостеприимства – представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, рекреационно-оздоровительного, физкультурно-спортивного н иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и тур агентскую деятельность, операторов туристических информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, аниматоров и др.
Парк-отель «Лесная гавань» – один из новых современных туристических объектов Беларуси.
Общество с ограниченной ответственностью «Лесная гавань» зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 13.07.2012 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 291053048.
Оценка маркетинговой стратегии ООО «Лесная Гавань» позволяет сделать выводы об активном наращивании маркетинговых усилий предприятием. Однако, ключевыми проблемными местами в организации маркетинговой работы и в целях интенсивного развития и завоевания своей ниши для предприятия являются:
Для ООО «Лесная Гавань» крайне актуальным является повышение интенсивности и эффективности использование Интернет-маркетинга в целях дальнейшего развития.
1. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Баумгартен. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 338 с.
2. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие, 2-е изд. / Ю.В. Безрутченко. – М.: Дашков и К, 2016. – 232 c.
3. Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 252 с.
4. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 570 c.
5. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 570 с.
6. Годин А.М. Маркетинг. Учебник для бакалавров, 12-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. – 656 с.
7. Данченок Л. А. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Данченок [и др.]; под редакцией Л. А. Данченок. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
8. Жильцова О. Н. Маркетинговые исследования: учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Жильцова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с
9. Замедлина Е.В. Маркетинг. Курс лекций. – М.: Научная книга, 2017. – 160 с.
10. Карпова С. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 404 с.
11. Карпова С. В. Маркетинг. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
12. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с.
13. Лукичёва Т. А. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Лукичёва [и др.]; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 370 с.
14. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
15. Муртузалиева Т.В. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма: Учебно-практическое пособие / Муртузалиева Т.В., Розанова Т.П., Тарасенко Э.В. – М.: Дашков и К, 2017. – 166 с.
16. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
17. Синяева И.М. и др. Практикум по маркетингу, 6-е изд, перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2018. – 240 с.
18. Смирнов, А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете / А. Смирнов, Ю. Суздаль. – СПб.: ИГ Весь, 2015. – 176 c.
19. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования: учебник для среднего профессионального образования / Д. В. Тюрин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 342 с.