ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика туристского рынка
1.1 Туризм как сфера производства услуг
1.2 Понятие туристского рынка
Глава 2. Стратегия и тактика конкурентной борьбы на туристском рынке
2.1 Особенности конкуренции и ее виды
2.2 Стратегия и тактика конкурентной борьбы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Существование современного человека сегодня практически не мыслимо без путешествий, без постоянных передвижений, которые начинаются в рамках мегаполиса и заканчиваются кругосветными путешествиями в самых разных условиях – от экстремальных до сверхкомфортных. Стремительный темп жизни современности, постиндустриальный характер общества, непрерывно возрастающая ценность владения информацией соответствует принципам массового туризма.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли, как индустрия транспорта, гостиничный и ресторанный бизнес, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие. Является одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие инфраструктуры внутри страны, выступает катализатором социально-экономического развития государства.
Помимо влияния на экономику, туризм воздействует на социальную, культурную и экологическую среду. Индустрия туризма способствует развитию культуры и образования, сохранению национальной культуры регионов и странах, развитию организации общения и отдыха, восстановления сил человека. Также туризм является одним из факторов, влияющих на увеличение авторитета страны, роста её значимости в мировом сообществе и у граждан. В целом индустрия туризма во многих странах мира развита в значительной степени, что позволяет говорить и о ее значимости в мировой экономике в целом.
В сфере туризма, как и во всех остальных сферах экономики наблюдается конкуренция. Современные условия глобальной конкуренции на рынке международного туризма обуславливают необходимость повышения конкурентоспособности туристической индустрии. Влияя на экономику большинства стран, одним из направлений экономической деятельности с высокой рентабельностью стал туризм. Он является одним из крупных налогоплательщиков, также индустрия туризма вовлекает приток в экономику страны иностранной валюты, что помогает государствам получить внешнеэкономический имидж.
Общественное производство является основным регулятором конкуренции. Именно общественное производство определяет деятельность всех субъектов рынка, является основным регулятором спроса и предложения на товары и услуги, а также способствуют эффективному использованию экономических ресурсов, участвующих в производственном процессе.
Экономические ресурсы, которые задействованы в этом процессе формируемые собственником, могут способствовать наличию в отрасли в сравнение с конкурентами более дешевых и качественных товаров и услуг.
В контексте постоянства добросовестная конкуренция играет большое социальное и экономическое значение для развития рынка туристических услуг.
Глава 1. Общая характеристика туристского рынка
1.1 Туризм как сфера производства услуг
В настоящее время различают следующие виды туризма в зависимости от потребностей туриста: рекреационный, деловой, спортивный, приключенческий, лечебный (медицинский), интенсив - туризм, сельский (деревенский, фермерский), экологический, религиозный туризм и др.
За последнее время набирают обороты экологический и сельский туризм. Жителей городов привлекают экологически чистые места, природа, местные обычаи и уклад жизни, возможность окунуться в сельский быт. Следует отметить положительное влияние и важность развития сельскохозяйственного туризма. Происходит восстановление заброшенных деревень и сел, для развития сельского туристического продукта происходит инвестирование и образование этнических деревень, гостиниц в заброшенных местах. При этом растет самозанятость сельского населения и увеличивается дополнительный доход [18].
Основной задачей в области туризма ставится увеличение повторных посещений и формирование лояльности к туристическому продукту регионов, для формирования интереса к нему необходимо проводить целенаправленную работу по повышению его качества. Грамотно сформированный и реализованный, турпродукт является залогом удовлетворенности туриста и в конечном итоге основой высокоприбыльного бизнеса.
Качество турпродукта в целом зависит от комплекса туристических услуг, для повышения его конкурентоспособности и эффективности (с учетом того, что количество составляющих и содержание комплекса постоянно развивается) необходимо уточнить сущность и особенности туристических услуг, предопределяющих их множественность и динамичность. Среди ученых и практиков в области туриндустрии, а также в нормативно-правовых актах не существует сколь либо унифицированного представления мнений по поводу данной дефиниции [9].
Самой развернутой трактовкой понятия «туристическая услуга», отражающей ее контекст в широком смысле, является формулировка М.Б. Биржакова. Он определяет туристическую услугу как совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которая ориентирована на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста и экскурсанта, отвечает целям туризма, характеру и направленности туристической услуги, тура и не противоречит общечеловеческим принципам морали и доброго порядка [5].
Однако в данном определении и среди ряда других подходов к пониманию сущности понятия «туристическая услуга» не отражается ее системный, комплексный характер. Поскольку туристическая услуга, в преобладающем большинстве, является результатом взаимодействия нескольких субъектов туристического бизнеса, что, как раз и отражает ее динамичность и многогранность.
Глава 2. Стратегия и тактика конкурентной борьбы на туристском рынке
2.1 Особенности конкуренции и ее виды
На рынках туристских услуг различают три типа конкуренции:
- функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами. Соответственно все продукты, обеспечивающие ее удовлетворение, являются функциональными конкурентами;
- видовая конкуренция характеризуется наличием товаров 1–го и такого же наименования, ближайших по почти всем характеристикам, но отличающихся по каким–нибудь значимым параметрам (в программе сервиса туристов);
- предметная конкуренция, именуемая еще межфирменной, появляется в случае малосущественных различий между продуктами, предлагаемыми туристическими компаниями, или же при абсолютной схожести услуг. Данная конструкция обуславливает разделение продуктов [6].
Объектом конкуренции в сфере туризма является турист, а предметом – производимые (оказываемые) услуги. Содержание конкуренции на рынке туризма наиболее четко можно определить при анализе ее функционального разнообразия. В современном туристическом бизнесе можно выделить 6 базовых функций конкуренции:
- регулирующая,
- аллокационная,
- инновационная,
- адаптационная,
- распределительная,
- контролирующая [3].
Регулирующий функционал заключается во влиянии конкуренции на предложение туристских услуг на рынке и связанное с этим производство туристских услуг для предложения на рынке туристам. Посредством данной функции через конъюнктуру рынка услуг появляется прогрессивный тренд, связанный с определением предложения при помощи спроса. В итоге формируется спрос туриста на определенные туристские услуги с последующим его удовлетворением.
Аллокационный функционал конкуренции, именуемый иногда, как размещающая функция, обусловлен эффективным размещением элементов производства туристских услуг в определенных туристских дестинациях и географических регионах, где их потребление обеспечивается наилучшим образом. [11].
Инновационный функционал конкуренции заключается в различных проявлениях новаторских идей, базирующихся на достижениях НТП и обусловливающих интенсивную скорость эффективного развития гостиничного предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, туристическая услуга – это результат деятельности, относящийся к сфере обслуживания, направленный на удовлетворение социально-культурной потребности потребителя-туриста, являющийся результатом интеграции и взаимодействия нескольких субъектов туристического рынка. На туристическом рынке туристическая услуга и туристический продукт довольно часто отождествляются.
Туристический рынок преследует три основные цели: максимальное качественное и количественное удовлетворение психологического опыта туристов; максимизировать доход предприятий туристической индустрии и других отраслей, занимающихся обслуживанием туристов; максимально увеличить расходы туристов во время путешествий.
Конкуренция диктует важнейшее и основополагающее условие существования и выживания в конкурентной среде: любая система, претендующая на лидерство, должна обладать конкурентными преимуществами перед аналогичными системами и быть конкурентоспособной по отношению к ним. Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов невозможно обеспечить без разработки конкурентных стратегий.
Сегодня на туристском рынке конкуренция представляет собой состязательность между его участниками за лучшие условия приобретения туристских ресурсов, формирование туристских продуктов туроператорами и их реализацию (туроператорами и турагентами).
Таким образом, конкурентная стратегия на туристском рынке это план управления, направленный на укрепление позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных организацией целей. Конкурентные стратегии это - важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений, в том числе и в сфере туризма. Фирма или предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем либо обитателем ниши, проводит анализ своих конкурентов и оценивает свои возможности, и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию. Формирование конкурентной стратегии организациями сферы туризма на рынке туристских является в конкурентных условиях экономики очень важным направлением менеджмента.
Формирование и развитие конкурентной стратегии имеют большое значение в индустрии туризма. Базовыми конкурентными стратегиями предприятий на туристском рынке являются стратегия лидерства на базе минимизации расходов (в том числе за счет низкой стоимости туристских продуктов), стратегия дифференциации предлагаемых турпродуктов и услуг, стратегия фокусирования на определенном сегменте туристского рынка, каждая из которых имеет как преимущества, так и недостатки.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. пос. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.
2. Багиев Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. П. Анн. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
3. Баумгартен Л. Конкурентоспособность туристских услуг: методы оценки // Проблемы теории и практики управления. 2010.
4. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Дашков и Ко , 2009. 450 с.
5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М. – СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. – 544 с.
6. Братенкова, Т. М. Маркетинг в туристической индустрии : тексты лекций для студентов специальности 1-89 02 02 «Туризм и природопользование» / Т. М. Братенкова. – Минск : БГТУ, 2014. – 127 с.
7. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2015. - 907 c.
8. Горбылева З.М. Экономика туризма: Учеб. Пособие / З.М. Горбылева. - Мн.: БГЭУ, 2004 - 478 с.
9. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд-во РАГС, 2008. – 616 с.
10. Джум Т.А. Ocнoвы фopмиpoвaния и paзвития кoнкуpентнoгo пpеимущеcтвa пpедпpиятий cфеpы уcлуг / Т.А. Джум, Е.Л. Заднепровская // Всборнике: Актуальные проблемы правового, экономического и социальнопсихологического знания: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 85-89.
11. Дурович А.П. Маркетинг в туризме : учебное пособие / А.П. Дурович. – М. : Новое знание, 2011. – 496 с.
12. Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг / Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. - М. : КолосС , 2014. - 191 с.
13. Иванов Н.Н. Стратегия франчайзинга в современных условиях функционирования организаций сферы услуг // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 38-45.
14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – М.: БГЭУ, 2002. – 644 с.
15. Капустина О. И., Ворох Н. И., Смирнова Г. А. К Исследование рынка туристских услуг (на материалах Смоленской области): монография.— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 190 с.
16. Карпова, Г.А, Кучумов, А.В. Тенденции формирования и развития конкурентных стратегий на туристском рынке // Журнал правовых и экономических исследований, - 2016, № 4. – С. 145–149
17. Качмарек Я. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление : учеб. пос. /пер. И.Д. Рудинского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.
18. Квартальнов В.А. Туризм: учеб. – М.: Финансы статистика, 2010. – 320 с.
19. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 126 c.
20. Краснов М.М. Возможности сельскохозяйственного и несельскохозяйственного предринимательства в сельской местности // Аграрный научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 84–87.
21. Морозов М.А., Дмитриева М.А. Проблемы стратегического планирования и управление туристской дестинацией // Вестник Российского нового университета. 2011. № 2. С. 195–200.
22. Организация международного туризма [Электронный ресурс] режим доступа: https://pandia.ru/825872/
23. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие / М.Портер: [пер. с англ.]. - М.: Вильямс, 2000.- 405 с.
24. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - С. 348- 349.
25. Чудновский А.Д., Жукова М А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта: учеб. пос. – М.: .: Вильямс, 2005.- 364 с.
26. Шпырня О.В. Современные подходы в маркетинге туристских услуг // Материалы научной и научно-методической конференции профессорскопреподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2015. – № 2. – С. 77-78.