Введение
1 Теоретические основы управления инновациями в современной экономике
1.1 Инновации в рыночной экономике: понятие, классификация и их специфика в отраслях
1.2 Содержание и особенности процесса управления инновациями
1.3 Зарубежный опыт эффективного управления инновациями
2 Анализ системы управления инновациями организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ инновационной деятельности организации и оценка факторов, влияющих на ее эффективность
3 Основные направления и пути повышения эффективности управления инновационной деятельностью организации
3.1 Основные направления совершенствования управления инновациями в организации
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления инновациями
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Мировая практика показывает, что инновации занимают ведущее место в экономике развитых стран. Они способствуют росту конкурентоспособности экономики, обеспечивают оптимизацию структуры экономики, экономию за счет масштаба производства, диверсификацию экономической деятельности, привлечение внешних финансовых ресурсов с целью приобретения рыночной власти и установления доминирования в развитии ведущих отраслей мировой экономики.
В последние годы проблемы инноваций становятся все более актуальными. Это отражает растущее понимание общества о том, что обновление всех сфер жизни невозможно без инноваций в производстве, управлении, финансах.
Инновации являются одним из важных факторов, способствующих обеспечению доступа к ресурсам и рынкам сбыта на основе реализации потенциальных конкурентных преимуществ белорусской экономики, переходу к интенсивной модели экономического развития при одновременном сохранении ее социальной ориентации. Ключевыми факторами устойчивого роста и инновационного развития Республики Беларусь являются эффективная технологическая интеграция и развитие международной кооперации в области инноваций.
Переход на инновационный путь развития белорусской экономики жизненно важен сегодня, поскольку она все более интегрируется в европейские и мировые экономические процессы по объективным причинам. В то же время повышение ее конкурентоспособности возможно только при условии целенаправленного развития и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации существующего научно-технического потенциала Республики Беларусь с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере с обязательным рассмотрением ее характеристик и интересов.
В условиях стремительного развития современной экономики и возрастающей конкурентной среды важное значение для успешного развития любой организации имеет правильный подход к решению проблем в области внедрения научно-технических достижений в структуру управления предприятием и организацию производства.
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Применение передовых достижений (инноваций) может позволить предприятию не только выжить, но и успешно развиваться, завоевывая новые рынки сбыта продукции и оказания услуг.
Учитывая все вышесказанное, можно считать тему «Управление инновациями в системе менеджмента» своевременной и актуальной.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Инновации в рыночной экономике: понятие, классификация и их специфика в отраслях
Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Иозеф Алоиз Шумпетер в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
– использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
– внедрение продукции с новыми свойствами;
– использование нового сырья;
– изменения в производстве и в его материально-техническом обеспечении;
– появление новых рынков сбыта.
Без использования инноваций в современной экономике практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Эффект инновационной деятельности субъектов хозяйствования имеет комплексный характер и проявляется на двух уровнях: на уровне самих этих субъектов и на уровне национальной экономики в целом [6, с. 88].
Непосредственно для предприятий их инновационная деятельность обеспечивает два типа эффектов: явные и неявные. Явный эффект заключается в том, что благодаря успешной реализации инновационных разработок предприятие приобретает или поддерживает свои конкурентные преимущества.
Неявный эффект инноваций для предприятия заключается в том, что благодаря их внедрению предприятие наращивает свой собственный научно-технический и интеллектуальный потенциал, что дает ему возможность в будущем обеспечить высокую степень своей инновационной восприимчивости.
На общем экономическом уровне эффект инновационных процессов выражается в обеспечении общего экономического роста, увеличении экспорта и ускорении динамики технологических укладов.
Поэтому, правильное осуществление промышленным предприятием инновационной деятельности повышает его конкурентоспособность на рынке, а высокая интенсивность инновационной деятельности обеспечивает для него больше конкурентных преимуществ. В силу этого, можно сказать о том, что инновационная активность предприятия является стратегической характеристикой его эффективности.
Понятие «инновации» включает в себя разработку и внедрение новых и усовершенствованных продуктов, процессов и услуг. Инновации имеют решающее значение для экономического развития. Совершенно очевидно, что в будущем инновации станут движущей силой развития экономики знаний.
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
ОАО «Белорусский автомобильный завод» является управляющей компанией холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» и крупнейшим мировым производителем карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной промышленности. Он является государственной организацией республиканской формы собственности, находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
ОАО «Белорусский автомобильный завод» располагается в городе Жодино Минской области по улице 40 лет Октября, 4.
Акционирование ОАО «Белорусский автомобильный завод» проводилось в 2009 году согласно плану приватизации объектов, который находится в республиканской собственности, утвержденном постановлением Совета министров от 14 июля 2008 г. № 1021. Решение по акционированию было принято приказом по предприятию № 103 «О создании открытого акционерного общества в процессе приватизации республиканского унитарного производственного предприятия «Белорусский автомобильный завод». В состав ПО «БелАЗ» входят:
- ОАО «Белорусский автомобильный завод»;
- филиал ОАО «Белорусский автомобильный завод», расположенный в городе Могилеве;
- ОССП «Первомайский».
Также ОАО «Белорусский автомобильный завод» имеет в своей структуре обособленные подразделения, такие как:
- санаторий–профилакторий «Дудинка»;
- детский оздоровительный лагерь «Богатырь»;
- дворец культуры «БелАЗ».
В структуру управления ОАО «Белорусский автомобильный завод» входят следующие структурные подразделения: отделы (службы) и отделы управления, которые обеспечивают создание и освоение совершенной техники, технологий, технико-экономическое планирование, аналитический учет, материально-техническое обеспечение, исследования в области маркетинга, реализация продукции и другое.
Организационная структура ОАО «Белорусский автомобильный завод» имеет производственную структуру, т. е. представляет собой состав производственных звеньев, а также организационную структуру (управление организацией и обслуживание работников, их качественный состав, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности).
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Основные направления совершенствования управления инновациями в организации
Для того чтобы повысить прибыль в ОАО «Белорусский автомобильный завод» необходимо совершенствовать ее инвестиционную и инновационную деятельность.
Основными направлениями научно-технического развития ОАО «Белорусский автомобильный завод» являются:
1) Создание и промышленное освоение новых компонентов (двигателей, трансмиссий, приводных, электронных и мехатронных систем), обеспечивающих повышение конкурентоспособности карьерной и шахтной техники на мировом рынке.
2) Создание и освоение высокоинтеллектуальных систем управления карьерной техникой, а также систем мониторинга, контроля и диагностики ее технического состояния с выводом результатов на электронную панель производства Республики Беларусь.
3) Создание высокопрочных экономолегированных и холодостойких сталей, упрочненных поверхностей деталей, сварных соединений с увеличенной конструкционной прочностью и долговечностью.
4) Использование современных методов проектирования, виртуальных испытаний (прочностных, кинематических, динамических и других видов расчетов).
5) Создание теоретических основ проектирования, расчета и обеспечения эксплуатационных характеристик, прочности и ресурса агрегатов и систем карьерной техники, предназначенной для эксплуатации в глубоких и сверхглубоких карьерах с предельными уклонами дорог до 20 %.
6) Повышение эффективности производства за счет внедрения гибких переналаживаемых технологий, современных станков с ЧПУ и ОЦ, использования прогрессивного режущего инструмента.
7) Механизация и автоматизация производственных процессов с внедрением оборудования с ЧПУ в основных технологических процессах – механообработке, заготовительном и сварочном производстве, обеспечивающие повышение производительности и уменьшение зависимости качества продукции от качества работы непосредственных исполнителей.
8) Освоение прогрессивных методов термообработки, обеспечивающих минимальное коробление новых образцов техники.
9) Разработка и совершенствование виртуальных, стендовых и полигонных исследований новых образцов техники.
10) Развитие методологий и методик расчетно-исследовательских и конструкторско-технологических работ на базе применения современного программного обеспечения и компьютерной техники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.
Инновационная деятельность включает: выявление проблем субъектов инновационного процесса; осуществление инновационного процесса; организацию инновационной деятельности.
Главная предпосылка инновационной деятельности субъектов инновационного процесса состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности субъектов хозяйствования.
Влияние инновационного сектора на экономический рост, важность инновационного сектора национальной экономики определяется:
– связью инноваций с формированием новых товарных рынков и более рациональным использованием ресурсов;
– взаимосвязью наукоемких высокотехнологичных отраслей с секторами промышленности, сельского хозяйства, услуг и крупными успехами на внешних (в т. ч. зарубежных) рынках;
– мультипликативным эффектом затрат на научные исследования в различных отраслях экономики. Другие отрасли промышленности и экономики в целом, «подстегиваемые» новыми технологиями и новыми конкурентами, производят более совершенные товары на базе передовых технологий, обуславливая более высокий уровень производительности труда, а также создание больших производственных возможностей и рабочих мест с более высоким уровнем оплаты труда.
Инновационный процесс - это процессы в области инновационного развития, в результате которого происходит преобразование, совершенствование, развитие и взаимодействие всех субъектов-участников инновационной деятельности: государства, предпринимательства, инновационной инфраструктуры, каждый из которых стремится к достижению частной и общей цели.
Под управлением инновационными процессами зачастую понимают управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала компании в целях совершенствования способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей рынка в конкурентоспособных товарах и услугах.
Республика Беларусь занимала в рейтинге стран по уровню инноваций 2018-го год 86-й позиции, а в 2019 году – 72-е место. Это хороший показатель для Республики Беларусь в данном индексе за последние годы и в связи со сложившейся ситуацией на мировом рынке.
1. Брасс, А.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / А.А. Брасс - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2003. - 239 с.
2. Вершигова, Е.Е. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / Е.Е. Вершигова. - М.: ИНФРА-М. 2006. -283 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент: учебное пособие/ О.С. Виханский. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005. – 459 с.
4. Глухов, В.В. Менеджмент: учеб. / В.В. Глухов. – СПб.: Лань, 2002. – 528 с.
5. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие по спец. "Менеджмент организации" / Н.И. Кабушкин. - 9-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2006. - 336 с.
6. Климович, Л.К. Основы менеджмента : учеб. пособие для ссузов / Л.К. Климович. – Минск: Дизайн ПРО, 2005. – 144 с.
7. Козлов, В.Д. Управление организационной культурой: учебник/ В.Д.Козлов. - М.: Изд-во МГУ, 2001. – 297 с.
8. Лукичева, Л. И. Управление организацией : учеб. пособие для вузов / Л. И. Лукичева. — М. : Омега, 2004. — 360 с.
9. Мазур, И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: учебное пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Изд-во Высшая школа, 2003. – 281 с.
10. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник.-4-е изд. перераб. и доп.-М.: Инфра-М., 2005.-506 с.
11. Миронов, М.Г. Финансовый менеджмент : учеб. пособ. / М.Г. Миронов, Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.- 224 с.
12. Райченко, А. В. Общий менеджмент : учеб. для вузов / А.В. Райченко. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 384 с.
13. Уткин, Э. А. Курс менеджмента: Учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. - 448 с.
14. Финансовый менеджмент : учебник для вузов; под ред. акад. Г.Б. Поляка. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.
15. Фомичев, А.Н. Административный менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2006. - 228 с.