Антиинфляционная политика государства
БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Антиинфляционная политика государства»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Антиинфляционная политика государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инфляция в Беларуси по месяцам 2011-2020гг.
Поделиться
Введение
1 Сущность инфляции, ее причины, виды, последствия
2 Модели антиинфляционного регулирования
3 Особенности антиинфляционной политики в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы. Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценивание денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции).
Современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический. Современная инфляция испытывает воздействие многих факторов, как денежных, так и неденежных.
На сегодняшний день уровень инфляции является одним из важнейших показателей развития экономики. Благодаря темпам роста инфляции можно оценивать эффективность экономической политики государства в целом, а также судить об устойчивости экономической системы страны. В настоящее время проблема инфляции в Республике Беларусь актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста.
Инфляция, как и безработица, занимает позицию наиболее серьезных макроэкономических проблем. Сама инфляция является сложным социально-экономическим явлением, которое существует очень давно.
В ходе становления рыночной экономики формы собственности, ценообразование и денежная система также изменили причины, последствия и формы инфляции. И хотя на этапе формирования рыночной экономики инфляция произошла только в чрезвычайной ситуации, в последние десятилетия она стала хронической для многих стран.
Инфляция является острой проблемой современной экономики, которая затрагивает все аспекты развития жизни населения страны, где происходит инфляция.
Инфляция, как стихийное бедствие, разрушает все на своем пути: она снижает результаты человеческого труда, уничтожает сбережения людей и юридических лиц, каким-либо образом препятствует росту инвестиций в экономику данной страны и росту экономики в целом.
Повышение инфляции ведет к снижению денежной системы страны, приводит к постоянному оттоку национального капитала за рубеж, ослабляет позиции национальной валюты и подрывает возможность финансирования государственного бюджета.
Все выше сказанное обусловливает актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования в работе является инфляция как процесс, происходящий в рыночной экономике.
1 СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ
Наиболее распространенным традиционным определением инфляции является следующее: инфляция – это переполнение каналов обращения с суммой денег, которая превышает потребности в торговле, что приводит к обесценению денежной единицы и, следовательно, росту цен на сырьевые товары [15, с. 280].
Однако это определение инфляции не может считаться полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарной продукции, не только сводится к чисто денежному явлению. Это сложный социально-экономический феномен, вызванный дисбалансом в воспроизводстве в различных областях рыночной экономики.
Л.Е. Басовский считает, что инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся соответствующим снижением покупательной способности денег (обесценивание денег), и приводит к перераспределению национального дохода [1, с. 48].
По словам М. Л. Альпидовской, инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, вызванное ростом цен, нехваткой товаров и снижением качества товаров и услуг. Это приводит к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством, населением и бизнес-единицами [2, с.153].
В. В. Золотарчук отмечает, что инфляция присуща всем моделям экономического развития, где государственные доходы и расходы не сбалансированы, а способность центрального банка проводить независимую денежно-кредитную политику ограничена [3, с. 101].
Р. М. Гусейнов считает, что инфляция (от латин. inflatio ‒ вздутие) − переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы, или долговременный процесс снижения покупательной способности денег [4, с. 201].
В зависимости от доминирующей причины возникновения различают два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства [5, c. 66].
1. Инфляция спроса
Обычно инфляция появляется при излишнем спросе. Спрос на товары превосходит предложение товаров, в связи с тем, что сектор производства не в состоянии удовлетворить все потребности населения. Данный излишек спроса ведет к подъему цен. Получается большое количество денег при малом количестве товаров. Инфляция спроса обуславливается следующим:
1. ростом затрат на военное производство. Военная техника и продукция на рынке не функционируют, их покупает правительство и ориентирует на оборонные нужды. Денежные средства для обслуживания данной продукции, по существу, не требуются, потому что она не переходит из рук в руки;
2. дефицитом бюджета и возрастанием государственного долга. Покрытие дефицита бюджета производится с помощью государственных займов, или эмиссией денег, что создает государству дополнительные денежные средства, а, значит, и добавочный спрос;
3. кредитной банковской экспансией. Расширение кредитных операций банков и иных кредитных учреждений приводит к наращиванию кредитных инструментов обращения, которые создают добавочный спрос на товары и услуги;
4. притоком зарубежной денежной массы в страну, которая с поддержкой обмена на национальную валютную единицу вызывает совокупный рост размера валютной массы, а, значит, и лишний спрос [6, c. 125].
2 МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Антиинфляционная политика — это набор правительственных инструментов регулирования, направленных на снижение инфляции.
Цели антиинфляционной политики должны быть прежде всего:
- сокращение инфляционного потенциала, предсказуемость динамики инфляции,
- снижение темпов инфляции,
- стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной политики заключается в приведении темпов роста денежной массы в соответствие со скоростью роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочной перспективе, а объема и структуры совокупного предложения в соответствие с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочной перспективе. Для решения этих проблем необходимо принять комплекс мер по сдерживанию и управлению тремя компонентами инфляции: спросом, издержками и ожиданиями. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить два общих подхода.
1. политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, ограничение денежных эмиссий. В соответствии с монетаристскими доходами используется таргетинг-регулирование темпов роста денежной массы в определенных пределах (в зависимости от темпов роста ВВП).
2. политика контроля цен и доходов, направленная на увязку роста доходов с ростом цен. Одним из способов является индексация доходов на основе прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и на основе изменения индекса цен. Для сдерживания нежелательных последствий можно установить ограничения на повышение или замораживание заработной платы, ограничить выдачу кредитов и т.д. [1, с. 106].
Если инфляция растет из-за роста издержек производства, инвестиции должны поощряться всеми возможными способами. Поскольку правительства развитых стран не могут использовать жесткие методы прямого ценообразования, необходимо вновь прибегнуть к таким методам, как повышение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика, программа стабилизации, включающая комплекс взаимосвязанных мероприятий в области фискальной и денежно-кредитной политики, способствует быстрому снижению инфляции. Как правило, он реализуется в едином комплексе и часто включает в себя иностранные правительства и международные организации.
Основными целями программы стабилизации являются:
- сокращение государственных расходов, включая субсидии;
- повышение налогов;
- снижение кредитов коммерческим банкам;
- увеличение выпуска казначейских векселей и иностранных кредитов;
- увеличение социальных расходов для малообеспеченных слоев населения;
- фиксация курса национальной валюты.
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В экономике Беларуси вопросы антиинфляционного регулирования имеют особое значение. Инфляция является серьезной проблемой, поскольку ее социально-экономические показатели и последствия играют важную роль в оценке экономической безопасности страны и мировой экономики. Стоит отметить, что, по данным Статистического отдела ООН, Республика Беларусь в 2019 году занимает 8-е место по уровню инфляции в мире.
Поскольку причин инфляции много, а формы ее проявления зависят от конкретной экономической ситуации, необходимо изучить особенности социально-экономического развития страны, причины и факторы инфляционных процессов, их уровень и темпы для выработки эффективной антиинфляционной политики.
Рассмотрим особенности инфляционного процесса в нашей стране.
В развитии инфляции в Республике Беларусь с 1991 по 2009 гг. существует 5 периодов, имеющих качественные характеристики.
Первый период (1991-1994 годы). Это был самый сложный этап, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва экономических связей с республиками бывшего СССР, разрушением Единой рублевой зоны, переходом к национальной денежной системе, строительством институтов белорусского государства. Резкий рост потребительских цен в 1992 году положил начало борьбе с инфляцией в Республике. Снижение и сдерживание роста цен были в центре макроэкономической политики последующих лет.
Гиперинфляция наблюдалась в 1993-1994 гг. из-за обвала цен предложение превысило спрос. Цены росли более чем в 20 раз в год.
В 1993 и 1994 годах темпы инфляции превышали 2000 процентов.
В экономике республики назревал кризис неплатежей, еще одним важным фактором возникновения инфляции были огромные неконтролируемые государственные расходы. Государство поддерживало нерентабельные предприятия, увеличивало государственный аппарат, не всегда были разумные социальные расходы, финансировались расходы, которые приходилось перекладывать на самих экономических агентов. Резкий денежно-меркантильный разрыв массы способствовал и влиянию инфляционных ожиданий.
Второй период (ноябрь 1994-1996 годов). В этот период была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темпы роста индекса потребительских цен снизились. Развитие ситуации было связано с переходом на жесткую денежно-кредитную политику, что привело к ограничению темпов роста денежной массы за счет уменьшения объема прямых централизованных кредитов коммерческим банкам, увеличения доли аукциона кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике позитивных реальных процентных ставок. Однако к концу периода произошел отход от завоеванных позиций, элементы административного регулирования экономической жизни были усилены с помощью денежной экспансии для поддержки реального сектора экономики. Это усугубило ситуацию в 1997-1999 годах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.
Причины инфляции разнообразны. Инфляция обычно базируется на несоответствии между валютным спросом и предложением товаров–спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота, что создает условия для производителей и поставщиков повышать цены независимо от уровня издержек.
Инфляция, как правило, оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Даже небольшие темпы роста могут привести к значительным экономическим и социальным последствиям. В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большинства населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и обостряет социальную напряженность. Умеренная инфляция благоприятна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту и ускоряет инвестиционный процесс.
Под Антиинфляционной политикой понимается совокупность национальных мер регулирования экономики и механизмов, направленных на борьбу с инфляцией.
Для реализации антиинфляционной политики используется подход, позволяющий резко увеличить предложение без достаточного увеличения спроса или способствующий резкому снижению текущего спроса без соответствующего снижения предложения. Согласно теоретическим основам антиинфляционной политики правительства, антиинфляционные меры состоят из трех относительно различных частей: политики дефляции, политики доходов и политики обменного курса.
Мероприятия по снижению инфляции, принимаемые Национальным банком Республики Беларусь принося заметные результаты, из исследуемых шести лет, наименьшая инфляция зафиксирована в 2017 году – 4,59 %. В 2018 году ее значение увеличилось до 5,6 %, в 2019 году составило 4,7 %. Поэтому Национальным банком были разработаны мероприятия по снижению инфляции, закрепленные в антиинфляционной программе. Достижение целей антиинфляционной политики страны осложнено следующими факторами: отсутствие стабильного курса национальной валюты; высокие инфляционные и девальвационные ожидания со стороны населения и субъектов хозяйствования; отсутствие согласованности ряда целевых показателей экономического развития с целями антиинфляционной политики.
В третьей главе было также выявлено несовершенство стратегии монетарного таргетирования, которая на данный момент проводится в Республике Беларусь. Однако для того, чтобы осуществлять стратегию инфляционного таргетирования экономика страны должна соответствовать определённым критериям. Для достижения ценовой стабильности через осуществление режима таргетирования инфляции Национальному банку необходимо: повышать эффективность работы процентного канала, снизить влияние курсового фактора на инфляцию через уменьшение присутствия Национального банка на валютном рынке; законодательно установить цель по инфляции на среднесрочную перспективу; обеспечить сокращение долларизации экономики.
1 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
2 Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 409 с.
3 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
4 Ванаева, О. Е. Роль инфляции в системе мировых финансов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 4. – С. 66-71
5 Бусоедов, И. А. Теоретические аспекты воздействия инфляции на экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 6. – С. 45-52.
6 Косов, Н. С. Макроэкономика: учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
7 Нуреев, Р. М. Макроэкономика: практикум / под ред. Р. М. Нуреева. - Москва: Юр. Норма: ИНФРА-М, 2020. - 400 с.
8 Басовская, Е.Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
9 Божечкова, А. К. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономическое развитие. – 2016. - № 5. – С. 74-76.
10 Бокова, С. Ю. Анализ факторов роста инфляции / С.Ю. Бокова, Н.В. Новикова // Новая экономика. - 2017. – № 1. – С. 64–70.
11 Уровень инфляции в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / СтатБюро. – Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru/belarus/inflation.
12 Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/tseny/operativnaya-informatsiya_4/o-bazovom-indekse-potrebitelskih-tsen/o-bazovom-indekse-potrebitelskih-tsen-v-oktyabre-2017-g/.
13 Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – № 3 (680). – 2020. – с. 47-53.
14 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
15 Антиинфляционная программа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800658&p1=1.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инфляция в Беларуси по месяцам 2011-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты