Бизнес-планирование на современном предприятии
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Бизнес-планирование на современном предприятии»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Бизнес-планирование на современном предприятии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Сущность бизнес-планирования и виды бизнес-планов
2 Содержание основных разделов бизнес-плана белорусского предприятия
3 Совершенствование бизнес-планирования в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Сегодня трудно представить организацию, которая осуществляла бы свою деятельность без предварительно составленного бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, который описывает основные аспекты будущего коммерческого проекта или организации, анализирует проблемы, с которыми она может столкнуться и определяет способы их решения, стратегический план развития организации с учетом реальных возможностей. В то же время бизнес-план является выражением миссии организации и цели ее деятельности. Таким образом, бизнес-план – неотъемлемый и необходимый элемент создания и реализации успешной деятельности любой организации в современной рыночной экономике, а индивидуализированный подход к бизнес-плану способствует росту многообразия форм предпринимательства, так как одно и то же дело может быть организованно по-разному.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня бизнес-планы не утратили своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными и отечественными компаниями на постоянной основе. Они являются своеобразным стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, заставляя постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности.
Цель работы: изучить теоретические основы и определить направления совершенствования бизнес-планирования.
В соответствии с целью курсовой работы можно сформировать следующие задачи:
- определить сущность бизнес-планирования и виды бизнес-планов;
- изучить содержание основных разделов бизнес-плана белорусского предприятия;
- определить направления совершенствования бизнес-планирования в современных условиях.
Объектом курсовой работы является процесс планирования в организации. Предметом исследования выступает бизнес-планирование как основной инструмент планирования деятельности организации.
В ходе написания работы были использованы учебные пособия по бизнес-планированию, а также нормативно-правовые акты в рассматриваемой области. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Сущность бизнес-планирования и виды бизнес-планов
Современное предприятие функционирует в условиях высокой конкуренции и постоянно изменяющейся внешней среды, когда ценность ресурсов, имеющих ограниченную величину, резко возрастает. В этой связи для достижения стратегических целей и выполнения тактических задач организации необходимо осуществлять процессы планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности. Планирование – это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности организации является важнейшей задачей для любого бизнеса, планирование ‒ потребностью любой предпринимательской деятельности. Современная экономическая ситуация диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений [7, с. 5].
Профессионально организованное планирование позволяет менеджерам подготовиться к оперативному использованию благоприятных условий и противостоянию возможным вызовам и угрозам внешней среды; координировать работу внутрифирменных структур, объединять их усилия для достижения целей, стоящих перед организацией; активизировать работу менеджеров; расширять их представление о законах рынка, его требованиях и запросах; улучшать информационное обеспечение организации, повышать качество принимаемых управленческих решений [8, с. 12].
Целями планирования являются:
1. Получение максимальной прибыли с минимальными затратами посредством удовлетворения потребителей.
2. Завоевание максимальной доли на рынке.
3. Повышение конкурентоспособности предприятия.
4. Задачи планирования.
5. Позволяет предвидеть перспективу.
6. Рациональное использование ресурсов.
7. Снижение риска банкротства.
8. Повышение эффективности производства.
9. Улучшение финансового состояния предприятия [9, с. 52].
К задачам планирования относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств для достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль их выполнения.
2 Содержание основных разделов бизнес-плана белорусского предприятия
Главная цель разработки бизнес-плана – определить основные направления предпринимательской деятельности организации на отдаленные (стратегические бизнес-планы) и ближайшие периоды времени (текущие бизнес-планы) в соответствии с потребностями и возможностями приобретения необходимых ресурсов.
Порядок разработки и содержания бизнес-плана зависит от величины предприятия (фирмы, компании), характера бизнеса, рынка, экономических, политических факторов и другого. В то же время, независимо от этих факторов, весь процесс бизнес-планирования включает следующие этапы:
1. Изучение методологии бизнес-планирования на основе литературных источников.
2. Определение целей и главной цели (например – получения инвестиций, максимизация прибыли, привлечение компаньонов и др.).
3. Определение целевой аудитории, на которую рассчитан бизнес-план (читателей бизнес-плана). Это могут быть инвесторы, акционеры, банки, менеджеры высшего уровня руководства.
4. Определение структуры бизнес-плана. Он может быть полным или сокращенным, зависимо от срока планирования.
5. Сбор данных для каждого раздела бизнес-плана. Важнейшее значение для успеха бизнеса имеет маркетинговый анализ, изучение рынка, потенциальных потребителей, возможностей конкурентов, слабых и сильных сторон фирмы и учета этих факторов в бизнес-плане.
6. Составление бизнес-плана. Это важный этап, который дает конечный результат – бизнес-план. Выходными являются показатели объемов продаж и товарной продукции, инвестиций.
7. Экспертиза, изучение бизнес-плана независимым квалифицированным специалистом. Как правило, бизнес-план предоставляется для чтения и экспертизы незаинтересованным лицам высокой квалификации. В процессе на основе экспертизы может быть дана и деловая критика. Устранение недостатков повысит качество бизнес-плана [16].
В соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь №158 от 31.08.2005 г. «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:
1. Резюме.
2. Характеристика организации и стратегия ее развития.
3. Описание продукции.
4. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Инвестиционный план, источники финансирования.
8. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
9. Показатели эффективности проекта.
10. Юридический план [17].
3 Совершенствование бизнес-планирования в современных условиях
Проблема совершенствования бизнес-планирования становится все более актуальной. Эффективность деятельности предприятий в условиях рыночной экономики определяется в значительной степени эффективностью действия системы планирования и каждого ее элемента в отдельности. Значительное число субъектов хозяйствования не выполняет задания бизнес–планов.
Причина такого положения заключается в постановке ошибочных, нереалистичных целей предприятия, сформулированных без учета тенденций внешней и внутренней среды. Другой причиной является недостаточность методического обеспечения на предприятиях систем внутрифирменного планирования. Это объясняется тем, что на предприятиях действуют системы внутрифирменного планирования, созданные в период плановой экономики.
Проблемы в планировании в Республике Беларусь:
- нет необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов;
- игнорирование прогнозов долгосрочного развития в условиях нестабильной экономики;
- отсутствие реальной информации о конкурентоспособности продукции и всей стратегии предприятия;
- попытка применить западную методологию разработки документов без адаптации к специфике российской деловой среды.
Исходя из этого, главным свойством системы внутрифирменного планирования должна быть способность к обновлению, адаптации ее структуры и содержания к изменяющимся условиям рыночной сферы. Этому будут способствовать следующие направления совершенствования:
1. Интеграция разрозненных компонентов стратегического, тактического, оперативно-календарного, бизнес-планирования и бюджетирования в единую, многоуровневую систему планирования с соответствующим методическим обеспечением.
2. Формирование ряда необходимых требований для внутрифирменных планов с обязательным их отражением в методическом обеспечении. Наиболее важными среди них являются: гибкость плана. Несмотря на то, что план носит директивный характер, он не должен отрицать инициативу людей, работающих по нему;
- полнота планирования. Данное требование предполагает учет при принятии плановых решений всех факторов, влияющих на эффективность и реализуемость заданий плана;
- приоритет текущих решений над планом. План не должен довлеть над решениями. Он составляется для того, чтобы направлять действия работников, служить в качестве инструмента достижения целей предприятия;
- участие персонала всех уровней в процессе планирования. Потенциальные возможности любой системы планирования не могут быть реализованы без поддержки высшего руководства предприятия. Наряду с этим, должна быть разработана эффективная система морального и материального стимулирования плановых работников, поощряющая нетрадиционные новаторские плановые решения;
- точная формулировка планов, не предусматривающая разночтений. Позволяет лучше усвоить требования плана и является залогом его успешной реализации [20].
Заключение
Современное предприятие функционирует в условиях высокой конкуренции и постоянно изменяющейся внешней среды, когда ценность ресурсов, имеющих ограниченную величину, резко возрастает. В этой связи для достижения стратегических целей и выполнения тактических задач организации необходимо осуществлять процессы планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности. Планирование – это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
В условиях сложных и все более конкурентных внутренних и внешних рынков планирование необходимо для успешного развития бизнеса. Знание теории, методов, приемов и организационных основ планирования является непременным условием компетентности специалистов разного уровня, независимо от размера и вида деятельности.
Одним из видов планирования в настоящее время является бизнес-план, результат которого фиксируется как бизнес-план. В условиях рыночной экономики бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес - план описывает процесс функционирования компании, показывает, как ее менеджеры достигают своих целей и задач, главным образом для повышения рентабельности работы.
Основной целью разработки бизнес-плана является определение основных направлений долгосрочной (стратегический бизнес-план) и краткосрочной (текущий бизнес-план) хозяйственной деятельности организации в соответствии с потребностью и возможностями получения необходимых ресурсов. Порядок разработки и содержание бизнес-плана зависит от размера предприятия (Фирмы, предприятия), характера бизнеса, рыночных, экономических, политических факторов и др.
Бизнес-план должен содержать в себе определенные разделы и определять ряд вопросов. Так по белорусскому законодательству бизнес-план должен включать резюме, характеристику организации, описание продукции, анализ рынков сбыта и маркетинговую стратегию, производственный, организационный и инвестиционный план, прогнозные показатели финансово-хозяйственной деятельности, показатели экономической эффективности, а также юридический план.
Основными проблемами бизнес-планирования белорусских предприятий в настоящее время являются недостаточно проработанная методологическая база и то, что при составлении многих бизнес-плана не учитывается влияние факторов внутренней и внешней среды. Применение предложенных мероприятий будет способствовать совершенствованию эффективности данного вида планирования.
1. Козлова, В. М. Бизнес-план как основа стратегии предприятия / В. М. Козлова // Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: Материалы XI Международной НПК. – 2019. – С. 54-57.
2. Крымов, С. М. Стратегическое планирование на предприятии малого бизнеса / С. М. Крымов // Лучшая научная статья – 2018: Сборник статей XV Международного научно-практического конкурса. – 2018. – С. 93-97.
3. Егоров, В. Г. Методы оценки бизнес-планов / В. Г. Егоров // Форум молодых ученых. – 2019. – № 6. – С. 467-470.
4. Гладкин, М. О. Стандарты бизнес-планирования в Российской Федарации / М. О. Гладкин // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 7. – С. 53-65.
5. Планирование на предприятии: Бизнес-планирование: учеб. пособие / Е. М. Карпенко, Н. П. Драгун. – Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 224 с
6. Безрукова, Е. Г. Понятие бизнес-плана и его значение / Е. Г. Безрукова // Будущее науки-2019: Сборник научный статей 7-й Международной молодежной НПК. – 2019. – С. 42-45.
7. Грачев, С.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / С. А Грачев, М.В. Рахова, А.К. Холодная. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. – 78 с.
8. Богомолова, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Богомолова, О.В. Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина. – М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. – 250 с.
9. Кондратьева, М.Н. Бизнес-планирование: учебное пособие / М.Н. Кондратьева, Е.В. Баландина, Ю.С. Трефилова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 144 с.
10. Шкурко, В.Е. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.Е. Шкурко, Н.Ю. Никитина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 172 с.
11. Бутов, Г.Н. Планирование на предприятии: учебное пособие / Г.Н. Бутов. – Казань: КФ ВГАВТ, 2010. – 86 с.
12. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебник / А.И. Ильин. – М.: Новое знание, 2011. – 9-е изд., перераб. – 668 с.
13. Бизнес-планирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.З. Черняк [и др.]. 4-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 252 с.
14. Управление инвестиционной деятельностью: учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. 452 с.
15. Хвостенко Т.М., Прокопенко Л.Л., Гришанова Т.В. Современные средства автоматизации документационного обеспечения управления персоналом // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет Серия: Информационные технологии, 2016. №2(8). С.50-54
16. Телешук, Г.Я. Бизнес-планирование: курс лекций / Г.Я. Телешук. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 200 с.
17. Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: постановление Министерства экономики Республики Беларусь, 31.08.2005 г., № 158 // Консультант Плюс.
18. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учебник и практикум / В.А. Горемыкин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 857 с.
19. Сергеев, А.А. Бизнес-планирование: учебние и практикум для бакалавриата магистратуры / А.А. Сергеев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 463 с.
20. Коваль Л.И. Современные проблемы бизнес-планирования и пути их решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/35940/Sovremennye_problemy_biznes-planirovaniya_i_puti_ih_resheniya.pdf?sequence=1.
21. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 авг. 2005 г. № 158 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 158, 8/13184.
22. Василец Е.А., Куцик О.В. Направленимя совершенствования внутрифирменного планирования на предприятиях Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/48021/1/vasilez_kuzik_2012_sbornik8_tom2.pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты