Оценка конкурентоспособности предприятия и пути ее повышения
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка конкурентоспособности предприятия и пути ее повышения»
по дисциплине: «Конкурентоспособность предприятий»
2021
45.00 BYN
Оценка конкурентоспособности предприятия и пути ее повышения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конкурентоспособность предприятий
Организация: Коммунарка, СОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Данные для оценки конкурентоспособности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б SWOT-анализ СОАО «Коммунарка».
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2 Анализ конкурентоспособности СОАО «Коммунарка»
2.1 Экономическая характеристика СОАО «Коммунарка»
2.2 Исследование конкурентоспособности СОАО «Коммунарка»
3 Пути повышения конкурентоспособности СОАО «Коммунарка»
3.1 Оптимизация затрат с целью повышения конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка»
3.2 Мероприятия по снижению материальных затрат в структуре себестоимости продукции на СОАО «Коммунарка»
3.3 Резервы снижения затрат на оплату труда в СОАО «Коммунарка»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Целью любой фирмы является победа в конкурентной борьбе. Её достижение же на прямую зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
Интерес предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность является важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания и последующего эффективного развития. Особое внимание уделяется управлению самой конкурентоспособностью предприятия. Конкурентоспособность является всемирной проблемой. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время нет единственного определения понятия «конкурентоспособности». Конкурентоспособность - понятие относительное, т.к. товар с высокой конкурентоспособностью на одном рынке будет абсолютно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Тем самым, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.
Целью работы является оценка уровня конкурентоспособности предприятия на примере СОАО "Коммунарка» и предложить пути ее повышения. Для этого должны быть осуществлены следующие
Задачи: определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние; изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности; рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку; проанализировать основные средства предприятия; провести анализ финансового состояния СОАО "Коммунарка";
проанализировать результаты деятельности, в частности прибыль и рентабельность;
Объектом изучения в данной работе выступает СОАО «Коммунарка».
Предмет исследования конкурентоспособность предприятия СОАО «Коммунарка».
Методы исследования: факторный анализ, статистический метод, наблюдение, изучение литературы, нормативный метод.
Актуальность работы в том, что предложенные методические и практические рекомендации направлены на повышение конкурентоспособности предприятия, поддержку отечественного производителя и рациональную организацию деятельности предприятия.
В процессе написания курсовой работы использовались обусловленные вышеперечисленными целями и задачами экономические, экономико-математические, статистические и другие методы изучения, обработки и обобщения информации.
1 Теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность
Понятие конкуренции и конкурентоспособности - одно из центральных в современной теории и практике стратегического управления.
Конкуренция — это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура рынка. Если имеется много мелких конкурентов, барьеры входа на рынок низки и все участники в равной степени обладают необходимой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеется лишь несколько конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. Эти два вида конкуренции сильно отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях олигополии основными инструментами конкуренции становятся сговор, выстраивание барьеров входа, ограничение доступа к информации и производства. Большинство практических ситуаций можно отнести либо к первому, либо ко второму типу.
В последнее время во всем мире, все чаще встречаются случаи олигополистической конкуренции. Именно этот вид конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной практике.
Конкурентоспособность — это способность конкурировать, а конкурентные преимущества — это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества — это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности.
Понятие «конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни.
Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции.
А. Смит (1723-1790) — один из первых исследователей конкуренции в экономической теории - шотландский экономист, чьи труды сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т.е. в основных и простейших ее формах. Конкурентоспособность, по А. Смиту, — это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене.
2 Анализ конкурентоспособности СОАО «Коммунарка»
2.1 Экономическая характеристика СОАО «Коммунарка»
СОАО «Коммунарка» находится на полном хозяйственном расчёте, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать в отделениях банка счета и заключать договора, имеет круглую печать с указанием своего наименования. Фабрика «Коммунарка» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь. Она входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром». Владельческий надзор осуществляет ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома». Полное наименование организации – совместное открытое акционерное общество «Коммунарка», сокращённое – СОАО «Коммунарка».
Основными задачами деятельности организации являются:
– выпуск конкурентоспособной, качественной и безопасной продукции для максимального удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, обеспечивая при этом безопасные условия труда персонала и минимизируя существующие воздействия на окружающую среду;
– выполнение установленных законодательных, нормативных и других обязательных требований, связанных с рисками в области качества и безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды;
– сохранение и расширение внутренних и внешних рынков сбыта;
– постоянное обучение и мотивация персонала, вовлечение всех сотрудников в процесс постоянного улучшения систем менеджмента;
– постоянное повышение результативности систем менеджмента;
– открытость и доступность информации.
Организационная структура управления СОАО «Коммунарка» создана в виде линейно-функциональной системы управления, что позволяет использовать преимущества обеих организационных систем управления:
- чёткую систему взаимосвязей;
- ясно выраженную ответственность;
- быстроту реакции на прямые указания;
- освобождение линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов;
- создание основы для использования в работе консультаций опытных специалистов.
Руководство текущей деятельностью СОАО «Коммунарка» осуществляет дирекция и директор. Они подотчетны по всем вопросам своей деятельности Наблюдательному совету и собранию акционеров.
Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Заместители директора назначаются директором предприятия по согласованию с наблюдательным советом. Руководители подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия. Главный бухгалтер предприятия назначается и освобождается от должности директором предприятия по согласованию с наблюдательным советом предприятия в порядке, установленном Законом Республики Беларусь.
3 Пути повышения конкурентоспособности СОАО «Коммунарка»
3.1 Оптимизация затрат с целью повышения конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка»
Импортозамещение – важнейший фактор достижения сбалансированного развития экономики Республики Беларусь.
Ведущие мировые производители сельскохозяйственной технике строят производство на базе широкой международной кооперации и применения комплектующих изделий, изготавливаемых в различных странах мира.
Выбор импортных комплектующих изделий материалов в СОАО «Коммунарка» осуществляется в соответствии со стандартами организации, по правилам закупок и заключения договоров соответствующие положениям Указа Президента РБ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», а с октября 2008 года Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» и Положения «О порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории РБ» и Постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2007 «О некоторых вопросах закупок товаров».
В последующем, в соответствии с существующей системой менеджмента качества, после освоения серийного производства совместно с коммерческими службами объединения продолжаются работы по поиску отечественных поставщиков или освоению производства новых видов продукции на отечественных организациях.
С целью повышения ответственности и совершенствования системной работы в направлении сокращения импорта путем размещения и освоения производства на организациях Республики Беларусь на СОАО «Коммунарка» разработана программа импортозамещения.
Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих в организации являются резиденты Республики Беларусь.
На СОАО «Коммунарка» планируется снизить закупки импортного сырья, материалов и комплектующих.
В организации используется термоусадочная пленка, для упаковки выпускаемой продукции, годовая потребность которой 3600 кг. Она закупалась на ООО «Рыбинск ПолиПак» (РФ) по цене за 1кг – 63 рос. руб. (2,2 бел. р.). Аналогичную термоусадочную пленку на территории Республики Беларусь производит ИП «МФЛ – Белапласт» (г. Минск) по цене за 1 кг – 1,5 бел. р. В результате замены поставщика экономия составит:
Э = 2,2 – 1,5 = 0,7 р.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема данного исследования довольна актуальна и значима. В первой главе курсовой работы я рассмотрела сущность конкурентоспособности предприятия, факторы, влияющие на конкурентоспособность и методы оценки. Конкурентоспособность предприятия представляет собой комплексную характеристика предприятия, характеризующую его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Существует множество способов оценки конкурентоспособности предприятия, с помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности. Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика СОАО «Коммунарка». Проведя анализ деятельности предприятия, можно прийти к выводу, что в целом финансовое состояние СОАО «Коммунарка» ухудшилось в 2019 г, о чем говорит снижение многих показателей, в том числе и чистой прибыли. Проведенный анализ состава, структуры затрат показал, что они увеличились на 39318 тыс. р. При этом произошло увеличение по всем статьям затрат, кроме материальных затрат. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости произведенной продукции занимают материальные затраты, что характеризует предприятие как материалоемкое. Также произошло увеличение по статье оплата труда.
Также во второй главе была проведена оценка конкурентоспособности предприятия. Существует множество способов, но для оценки конкурентоспособности был выбран дифференциальный метод, который позволяет оценить конкурентоспособность с технической и экономической стороны. Вместе с тем был проведен SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон, угроз и возможностей предприятия. Проведя исследование можно сказать, что фабрика «Коммунарка» имеет и слабые стороны, но ее сильные стороны и возможности делают данное предприятие конкурентоспособным и могут скоординировать свои действия по защите от потенциальных и имеющихся угроз.
В третей главе были рассмотрены пути повышения конкурентоспособности предприятия.
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 396 c.
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 285 c.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 365 c.
5. Бритикова Е.А. Гайдина А.С. Система стратегического управления организацией // Журнал «У». Экономика.Управление. Финансы. Ростов н/Д., 2019. № 2. С. 103–108
6. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 c.
7. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 186 c.
8. Громова, М. А. Источники конкурентного преимущества: взгляд школ стратегий / М. А. Громова // Наука итехника. 2019. Т. 18, № 1. С. 82–88.
9. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2015. - 192 c.
10. Демина, Н.В.Использование преимуществ стратегического менеджмента для повышения конкурентоспособности российских предприятий// «Менеджмент качества» — №2, 2020. С. 106-115.
11. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 528 c.
12. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2017. - 375 c.
13. Ковалев, А. В. Методика разработки стратегии на основе системы корпоративного обучения
14. А. В. Ковалев, М. А. Громова // Наука и техника. 2020. Т. 19, № 2. С. 119–124.
15. Комаров, Е.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.И. Комаров. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2016. - 233 c.
16. Купцов, М.М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2015. - 184 c.
17. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
18. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 236 c.
19. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2017. - 507 c.
20. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2017. - 488 c.
21. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2015. - 224 c
22. Овсянникова Т.А., Зарубин В.И. Механизм реализациистратегии предприятия // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Майкоп, 2018. № 4. С. 179–185.
23. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 458 c.
24. Светник Т.В., Федюкович Е.В. Стратегический менеджмент: от разрозненных инструментов к эффективномумеханизму // Бизнес. Образование. Право. Волгоград, 2020. № 1 (50). С. 88–93. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 192 c.
25. Тертышник, М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.И. Тертышник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 328 c.
26. Титов, В. И. Экономика предприятия: учебник / В. И. Титов. – Москва: Эксмо, 2016. – 411 с.
27. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2015. – 347 с.
28. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2015. - 348 c.
29. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2017. - 410 c.
30. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2016. – 600 с.
31. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – Москва: Проспект: Кнорус, 2016. – 304 с.
32. СОАО Кондитерская фабрика "Коммунарка" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kommunarka.by/about/kommunarka-segodnja
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Данные для оценки конкурентоспособности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б SWOT-анализ СОАО «Коммунарка».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты