Улучшение социально психологического климата в коллективе и разработка путей его совершенствования
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Улучшение социально психологического климата в коллективе и разработка путей его совершенствования»
по дисциплине: «Менеджмент»
2021
45.00 BYN
Улучшение социально психологического климата в коллективе и разработка путей его совершенствования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент
Организация: Снитово-Агро, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Годовой отчет за 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2018 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2018 год.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.3 Конфликты в коллективе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Снитово-Агро»
2.2 Анализ социально-психологического климата в ОАО «Снитово-Агро»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной научно-технической революции интерес к явлению социально-психологического климата команды постоянно растет. Актуальность этой проблемы продиктована, прежде всего, требованиями к уровню психологической вовлеченности человека в его работу и сложностями умственной деятельности людей, постоянным ростом их личных утверждений.
Улучшение социально-психологического климата в коллективе является задачей распределения социально-психологического потенциала общества и личности, создания максимально полноценного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллективной работы является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества продукции. В то же время социально-психологический климат является показателем уровня социального развития команды и ее психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой увеличения социальных факторов в структуре производства, с улучшением как организационных, так и условий труда.
Смысл социально-психологического климата также определяется тем, что он способен выступать фактором эффективности определенных социальных явлений и процессов, выступая в качестве индикатора как их состояния, так и их изменений под влиянием социального, научного прогресса и технологический. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личных и групповых навыков. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и показывает потенциал. В связи с этим необходимо оптимизировать стиль межличностного взаимодействия.
Важность этой проблемы продиктована потребностями практики, из-за коллективного характера человеческой деятельности, которая усилилась сегодня, и насущных проблем эффективности организации и управления людьми, регулирования отношений, которые развиваются между ними и использованием образовательных и психотерапевтических воздействий.
Формирование благоприятного социально-психологического климата коллективной работы является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества продукции.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие социально-психологического климата
Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия, как «психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «организационный климат», «микроклимат» и др. [1, с.98].
По своему происхождению эти понятия во многом схожи, а в психологию эти понятия происходят из метеорологии и географии. В одних условиях группа функционирует оптимально, и ее члены получают возможность в полной мере реализовать свой потенциал, в других – люди чувствуют себя некомфортно, склонны покидать группу, меньше времени проводят в ней, замедляется личностный рост. Сейчас «психологический климат» – это устоявшаяся концепция, характеризующая психологическую сторону взаимоотношений между людьми.
А.Л. Журавлев одним из первых раскрыл содержание «психологического» климата. Психологический климат, по его мнению, «представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [2, с. 148].
Он считал, что климат взаимоотношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первой климатической зоной является социальный климат, который определяется степенью осведомленности этой группы о целях и задачах, а также степенью гарантированного соблюдения всех конституционных прав и обязанностей трудящихся как граждан.
Вторая климатическая зона – это моральный климат, который определяется ценностями, принятыми в группе.
Третья климатическая зона – это психологический климат, неофициальные отношения, которые развиваются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это микроклимат, область действия которого гораздо более локальна, чем социально–моральный [3, с. 55].
Понятие «психологический климат» очень емкое. Она охватывает не только психологию коллектива, но и все другие условия, влияющие на состояние человека, в том числе особенности организации труда, материальные и социальные условия и т.д. Одной из важных составляющих психологического климата является удовлетворенность сотрудников своей жизненной активностью в коллективе.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Снитово-Агро»
Полное наименование организации: Открытое акционерное общество «Снитово-Агро»
Краткое наименование организации: ОАО «Снитово-Агро».
Юридический адрес: Брестская обл., Ивановский р-н, Горбахский с/с, аг. Снитово, ул. Советская, д. 3
История ОАО «Снитово АГРО» началась в 1949 году с колхоза «Молодая гвардия», представляет собой многопрофильное по специализации сельскохозяйственное производство. Они выращивают ячмень пивоваренный, пшеницу и рожь, тритикале и кукурузу, полюшку и рапс, сахарную свёклу и лук. Дополнительную прибыль приносит молодой сад, в котором 15 сортов яблонь. Но основной вид деятельности хозяйства — мясомолочное производство. Крупного рогатого скота в сельхозпредприятии насчитывается 3400 голов, в том числе 1150 коров, есть и 70 тысяч кур-несушек. «Снитово-Агро» — единственное в республике хозяйство, которое взяло под своё крыло проблемную птицефабрику. Чтобы обеспечить её эффективную и прибыльную работу, в модернизацию имеющихся мощностей пришлось вложить немалые средства.
Начиная с 2005 года, в хозяйстве построили современный доильный зал, коровник беспривязного содержания на 296 голов. Провели реконструкцию откормочника под коровник боксового содержания на 192 головы, животноводческих помещений двух молочно-товарных ферм. Ввели в строй мощный зерносушильный очистительный комплекс. Теперь проблем с доработкой зерна нет. Хранится оно в специальных ёмкостях, вмещающих до 5 тысяч тонн. Прошлым летом за сутки операторы успевали просушить до 500 тонн зерна. В настоящее время заканчивается реконструкция коровников со строительством доильного отделения, завершена реконструкция телятника 1 и 2 периодов молочно-товарной фермы в д. Вороцевичи. Начато строительство новой фермы на 600 голов в этой же деревне.
В таблице 2.1 проанализируем основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Снитово-Агро» в 2017-2019 годах на основании данных отчета о прибылях и убытках.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата
Как показал проведенный анализ, для ОАО «Снитово-Агро» выявлена проблема недостаточной удовлетворенности отдельных работников (до 30 % – по отдельным факторам образования социально-психологического климата) уровнем развития социально-психологической обстановки в коллективе.
Одним из рекомендуемых специалистами направлений по повышению эффективности управления в этой области на предприятиях является активное стимулирование развития неформальных связей, что позволяет обеспечить более оптимальное формирование социально-психологического климата на предприятии.
Поэтому для ОАО «Снитово-Агро» можно рекомендовать ввести в практику деятельности предприятия системное, периодическое проведение так называемых «корпоративов» (на сегодняшний день на ОАО «Снитово-Агро» проводятся такие мероприятия, посвященные празднованию Нового Года, 8 Марта), посвященных именно работе предприятия. Так, такими внутренними для предприятия праздниками могут быть дни, посвященные дню образования предприятия, дню создания новых подразделений за рубежом и т.п.
Как показал проведенный анализ, для ОАО «Снитово-Агро» в восприятии работников характерно наличие мнения работников о том, что они не в полной мере участвуют в развитии предприятия и не оказывают должного воздействия, в том числе за счет осознаваемого крайне неактивного участия в выработке предложений по развитию предприятия.
То есть на ОАО «Снитово-Агро» остро стоит проблема разработки и создания системы организации и стимулирования рационализаторской деятельности на предприятии.
Поэтому для ОАО «Снитово-Агро» может быть предложен следующий механизм организации рационализаторской деятельности (рисунок 3.1), построенный на базе обобщенного опыта на других предприятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод о том, что это многофункциональный социально-психологический тренинг, опосредующий любую деятельность группы (группы). Его специфика заключается в том, что он является интегральной и динамической характеристикой психических состояний всех членов коллектива. Отношения, существующие в команде, которые выступают в качестве объективных условий для взаимодействия и коммуникации работы, требуют от человека не одного, а очень специфического стиля поведения.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личных и групповых навыков. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее деятельности. И результатом эффективной работы лидера будет: эффективность работы подчиненных, которая зависит от стиля управления, используемого лидером, и психологического климата в команде. Социально-психологический климат является неотъемлемой частью более специфических групповых состояний. Это не происходит спонтанно, но является результатом усилий многих людей - лидеров и членов команды.
Проведенный анализ показал, что ОАО «Снитово-Агро» работает над поддержанием социально-психологического климата. Однако 20-30% сотрудников, что является достаточно высоким показателем, не полностью удовлетворены социально-психологическим климатом, существующим в компании. В то же время показатель вовлеченности работников в работу по поддержанию социально-психологического климата в компании характеризуется низкой динамикой, темпы роста расходов компании на такие мероприятия замедляются, а количество принятых мер он остается низким, несмотря на некоторый рост в 2019 году. То есть в целом ОАО «Снитово-Агро» необходимо стимулировать работу по развитию социально-психологического климата, расширять используемые формы и инструменты и увеличивать инвестиции в эту область работы.
Чтобы улучшить социально-психологический климат в компании, было предложено увеличить интенсивность неформальных отношений между сотрудниками команды, что будет гарантировать рост производительности, а также внедрение системы стимулирования для рационализации работы, что повысит уровень удовлетворенности сотрудников процессом вовлечения в работу компании, что будет гарантировать рост социального качества - психологического климата в компании.
1. Васильченко, О. Социально–психологический климат – диагностика и формирование// Справочник кадровика. – 2011. – № 8. – с. 8–9
2. Дружинина, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2005. – 651 с.
3. Еникеев, М. И. «Социальная психология» / М.И. Еникеев. – М.: Форум 2009. – 160с.
4. Жданов, О. Социально–психологический климат в коллективе// Кадровое делопроизводство. – 2007. – № 11, с. 15
5. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2002. – 389с.
6. Журавлёв, А.Л. Социально–психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях// Психологический журнал. / А.Л. Журавлев – М.: Форум, 2002 – №3 – 247 с.
7. Конецкая, В.П. «Социология коммуникации» / В.П. Конецкая. – С–П.: Питер, 2004. – 243 с.
8. Захарова, Л.Н. Психология управления. / Л.Н. Захарова. – М.: Феникс, 2009. – 287 с.
9. Ильин, Е.П. «Психология общения и межличностных отношений» / Е.П. Ильин. – М.: Академия, 2008 – 264 с.
10. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально–психологических понятий. / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – Л.: СПб изд.,2003. – 143 с.
11. Коломинский, Я.Л., Социально–психологический анализ конфликтов // Вопросы психологии. / Б.П. Жизневский, 2009. – №3 – 231с.
12. Ковалев, А.Г., Коллектив и социально–психологические проблемы руководства. / А.Г. Ковалев – М.: Академия, 2007. – 271с.
13. Анцупов, А.Я., Конфликтология. Учебник для ВУЗов. / А.И. Шипилов – М.: ЮНИТИ, 2005. – 265с.
14. Брушлинский, А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. / А.В. Брушилинский, – М.: Академия, 2002. – №1. – 325 с.
15. Выханский, О.С., Наумов А.И., Менеджмент. / А.И. Наумов – М., Гардарика, 2007. – 289с.
16. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2004. – 91 с.
17. Бойко, В.В., Социально–психологический климат коллектива и личность. / А.Г. Ковалев. – М.: Мысль, 2006. – 207 с.
18. Василюк, Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). / Ф.Е. Василюк – М.: Изд–во МСК,2001. – 237с.
19. Вичев, В.В., Мораль и социальная психика. В.В. Вичев – М.: Мысль, 2003. – 128с.
20. Выханский, О.С., Наумов А.И., Менеджмент. / А.И. Наумов – М., Гардарика, 2007. – 289с.
21. Гришина, Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2008. – 235с.
22. Щукина, E.Ф. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на повышение эффективности деятельности учреждения / Е.Ф. Щукина // Социальная работа. – 2007. – №6. – С. 31–34.
23. Зайцевa, Т.В. Управление персоналом: учеб. / Т.В. Зайцeва, А.Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с.
24. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учебное пособие / В.А. Дятлов. – М.: ПРИОР, 2009. – 365 с.
25. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базaрова, Б.Л. Ереминa. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 560 с.
26. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю.В. Вaсильева, В. Н. Парaхиной, Л. И. Ушвицкoго. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.
27. Виноградoва, Г.А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя / Г.А. Виноградова. – Ижевск, 2005. – 122 с.
28. Бoулдинг, К. Э. / К.Э. Бoулдинг // 100 великих экономистов после Кейнса, Great Economists since Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. – СПб.: Эконoмикус, 2009. — 384 с.
29. Егорoва, Л.С. Управление социально - психологическим климатом на предприятиях / Л.С. Егорoва // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2008. – № 2. – С. 161–168.
30. Колoминский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Колoминский. – Минск: НТОО ТетраСистемс, 2001. – 431 с.
31. Морозова, А.В. Социальная конфликтология / А.В. Морозова. – Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Годовой отчет за 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2018 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2018 год.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты