Физическое воспитание в системе дошкольного образования (содержание и особенности организации)
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Физическое воспитание в системе дошкольного образования (содержание и особенности организации)»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Физическое воспитание в системе дошкольного образования (содержание и особенности организации)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста
1.2 Значение и задачи физического воспитания в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Содержание и методика проведения утренней гимнастики
3.2 Содержание и методика проведения «Дней здоровья» и «Физкультурных праздников»
3.3 Методические особенности проведения подвижных игр на физкультурных занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундаментальные умения и навыки, развиваются нравственные качества личности и формируется характер. От того, что получит ребенок на данном этапе своего развития, во многом зависит его будущее.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач развития страны. Здоровье относится к важнейшим составляющим счастья и благополучия человека во всех сферах жизнедеятельности. От состояния здоровья граждан зависит успех социально-экономического развития всего общества и государства. В этой связи, государственная политика в социальной сфере ориентируется на развитие здоровой нации.
Ее формирование целесообразно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период происходит активное развитие ребенка в физиологическом, психическом, нравственном и духовном направлении. В дошкольном возрасте образовательная программа строится на основе формирования культуры здоровья у подрастающего поколения.
Культура здоровья детей дошкольного возраста является составным элементом общечеловеческой культуры. Она включает в себя ценностное и грамотное отношение к своему здоровью и здоровью других граждан, его укреплению, сохранению и поддержанию в оптимальном для жизнедеятельности состоянии.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста
В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения. У детей в возрасте 3-4 лет сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей. Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений [22].
Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений.
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание детей в условиях учреждений для дошкольников является важной и ответственной задачей государственного образования, поскольку все дети с раннего возраста должны расти здоровыми, сильными, гармонично развитыми и должны учиться хорошо.
В дошкольном детстве здоровье, общая выносливость, трудоспособность, активность и другие качества необходимы для всестороннего гармоничного развития личности. Этот возраст лучше всего подходит для укрепления организма и изучения основных двигательных навыков. К моменту поступления в школу дети должны овладеть определенными двигательными навыками, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям образовательной деятельности, помогут лучше контролировать учебную программу не только на начальных этапах обучения, но и на следующих этапах, интерес к самостоятельным физическим упражнениям и, в частности, ко всем физическим и спортивным занятиям [1].
Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в области физического совершенствования личности, накопленных в процессе социально-исторической практики. Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является физическая нагрузка, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями в области физического воспитания и формирование осознанной потребности к физическим занятиям. Таким образом, физическое воспитание - это наука об общих закономерностях, контролирующих процесс физического совершенствования человека [12].
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Содержание и методика проведения утренней гимнастики
Утренняя зарядка - ценное средство оздоровления и воспитания детей. Его цель - сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье дошкольников, создать положительный эмоциональный тонус.
Дети, систематически занимающиеся утренней гимнастикой, теряют сонливость, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается их работоспособность. Таким образом, перед утренней зарядкой стоят совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, наладить его работу, разнообразить, но умеренно воздействовать на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предотвращению возникновения плоскостопия [14].
Утренняя зарядка также ценна тем, что у детей появляется привычка делать физические упражнения по утрам каждый день. Эта полезная привычка сохраняется на всю жизнь человека. Также необходимо обратить внимание на специфические функции утренней гигиенической гимнастики:
1) утренняя зарядка позволяет ребенку полностью проснуться, растянуть мышцы, ощутить прилив энергии и бодрости;
2) комплекс систематических упражнений приводит к постепенному укреплению детского иммунитета и повышению сопротивляемости организма болезням. Дети, которые осуществляют ежедневно зарядку имеют меньше проблем с опорно-двигательным аппаратом;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, с целью гармонического развития всех основных двигательных качеств в условиях дошкольного учреждения необходимо следить за разнообразием двигательной деятельности каждого ребенка, не давать увлекаться одним из видов, поощрять стремление детей овладеть новыми движениями.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Хотя данные задачи и относительно независимы, на самом деле тесно взаимосвязаны, и поэтому должны решаться в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
Главной задачей физического воспитания дошкольников является защита жизни и укрепление здоровья путем укрепления организма детей, что относится к общей проблеме здоровья. Хорошее здоровье определяется нормальным функционированием всех органов и систем организма. Для полноценного физического развития дошкольников необходим не только подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса, а также использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
1. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: ИЛ, 2016. – 610
2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М. : Физкультура и спорт, 2008. 220 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физ. воспитания пед. институтов. М. : Айрис-пресс, 1999. 198с.
4. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. — М.: Феникс, 2016. — 256 c.
5. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э. С. Вильчковский. - -Киев.: Здоров'я, 1979. -- 232 с.
6. Востриков В.А. Функции физкультурного образования в аспекте формирования культуры личности // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 67-69
7. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.; Издательский центр «Академия», 2012. – С. 189-193
9. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Б.Р. Голощапов. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 64-68
10. Гусалов, А. Х. Физические упражнения для всех / А.Х. Гусалов. - М.: Медицина, 2015. - 536 c.
11. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. — М.: Просвещение, 2016. — 224 c.
12. Ильина Г. В. Реализация принципа преемственности в развитии физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г. В. Ильина // Дошкольное воспитание. 2011. - № 8. – С. 107-114.
13. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
14. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
15. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. - М.: Академия, 2008. – 352 с.
16. Кособуцкая Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая, Н. В. Алябьева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 97-100.
17. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие: учеб. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.-151 с.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -- М.: ТЦ «Сфера», 2001.
19. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, − 1999. - 374 с.
20. Ладыгина, Е.Б. Особенности содержания и методики рекреационных занятий с женщинами пожилого возраста/ Е.Б. Ладыгина: Учебное пособие.- СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 65 с.
21. Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 61-66.
22. Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников». Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / Под. Ред. Н.В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2015. 144с.
23. Недомеркова, И. Н. Физическое развитие детей 3-4 лет. Март-май. Планирование НОД. Технологические карты: 32 карты / И.Н. Недомеркова. - Москва: ИЛ, 2016. – 954 c.
24. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э. Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты