Введение
1 Ориентация на человеческий фактор – основная характеристика японской системы менеджмента
1.1 Мотивирование труда в японской системе менеджмента
1.2 Культивирование корпоративного духа фирмы
1.3 Особенности японского стиля руководства
2 Особенности управления производством в японской системе менеджмента
2.1 Метод «канбан»
2.2 Управление качеством
2.3 Метод автономных рабочих групп
2.4 Информатизация производства
3 Уроки японского менеджмента и возможность их использования в практике управления организациями Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы представлена тем, что на сегодняшний день развитие отношений, направленных на развитие рыночной экономики в Республике Беларусь состоят из сфер производства. Экономика рыночного направления представляет собой систему шибкого назначения, которая может оказывать реакцию на изменения человеческих потребностей и человеческих возможностей, а также ту систему, которая может обеспечить эффективный процесс управления персоналом.
Цель работы - исследовать особенности японского менеджмента и выявить возможности их применения в Республике Беларусь.
В соответствие с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:
- представить основные черты японской системы менеджмента;
- изучить особенности управления производством в японской системе менеджмента;
- обозначить возможности использования уроков японского менеджмента в практике управления организациями Республики Беларусь.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: метод сопоставительного анализа, теоретического анализа, табличный метод, графический метод.
1 ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР – ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Мотивирование труда в японской системе менеджмента
Существуют различные теории трудовой мотивации, и авторами многих теорий являются зарубежные ученые. Для формирования системы трудовой мотивации используются все существующие теории. Однако следует отметить, что в зависимости от преобладающих национальных особенностей методы мотивации и способы решения мотивационных задач в разных странах мира широко варьируются. Цель данной статьи-попытаться описать разницу в стимулировании персонала в Японии, одной из самых развитых и экономически процветающих стран мира.
В зарубежных странах, таких как Япония, США, Германия и другие страны, особое внимание уделяется трудовой мотивации. Со второй половины 20-го века японские лидеры добились значительных экономических преобразований благодаря эффективной организации труда и мотивации. Непрерывное совершенствование и прогрессивное развитие были определены в качестве некоторых национальных целей второй половины 20-го века. Именно эти элементы легли в основу идеи «кайдзен». По мнению автора термина японского ученого Масааки Имаи «кайдзен» (переводится кай- перемена, дзен- мудрость) это философия постоянного совершенствования, применимая не только в работе, но и других аспектах жизни [2, с. 20]. Японский менеджмент эффективно применяет постулаты данной идеи для улучшения трудовой жизни
Существуют три кита, на которых стоит особая «японская» система мотивации труда: -пожизненный найм персонала; -система старшинства при определении заработной платы; -служебные повышения и внутрифирменные профсоюзы [4, с. 75]
2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Метод «канбан»
Впервые система «Канбан» была разработана и применена в автомобильной компании «Тойота». Суть этой системы сводится к отказу от производства продукции крупными партиями и созданию непрерывно-поточного многопредметного производства изделий разных моделей; при этом снабжение участков осуществляется столь малыми партиями) что, по существу, превращается в поштучное.
Смысл работы по системе «Канбан» состоит в том, что на всех фазах производственного цикла требуемый узел или деталь поставляется к месту последующей производственной операции «точно вовремя», т.е. именно тогда, когда это нужно, а готовые изделия производятся и отправляются в тот самый момент, когда в них есть потребность в торговой сети.
На предприятиях Японии исполнитель каждой операции должен рассматривать исполнителя последующей операции как своего потребителя и выполнять свою часть производственного процесса особенно тщательно.
Система «Канбан» предусматривает выполнение производственных заказов не по неделям, а по дням и даже часам. При этом диспетчеризацию заказов выполняют сами рабочие. Система «Канбан» предусматривает уменьшение объема обрабатываемых партий, сокращение задела, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов. В результате ликвидируются большинство складских помещений и высвобождаются производственные площади, ранее использовавшиеся для размещения, задела.
3 УРОКИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Следует отметить, что попытки внедрить японские методы управления в полном объеме или частично предпринимались практически во всех странах мира и с разным успехом, что, безусловно, обо¬гатило теорию и практику современного менеджмента.
Что касается управления в Республике Беларусь, то в современных условиях работа людей также рассматривается как основной ресурс, и поэтому эффективность всей системы управления зависит от компетентного управления. Уникальный стиль управления в Республике Беларусь уже существует. Но следует отметить, что эффективная модель управления, соответствующая белорусским требованиям, на наш взгляд, должна объединить основы национального опыта с передовой теорией управления и практикой ведущих стран мира, в частности Японии.
К настоящему времени в Республике Беларусь сформировалась идеология управления, согласно которой она представляет собой как бы автономный феномен, существующий для себя и удовлетворяющий только его собственным потребностям. Что касается белорусских лидеров, они предпочитают общаться с людьми своего ранга и должности. Привычка единоличного принятия решений также наблюдается в правительстве Республике Беларусь, то есть сотрудники не участвуют в управлении организацией и принятии важных решений. Заседания подчиненных с их начальниками редко происходят в неформальной обстановке, разговоры не воспринимаются на равных. В отличие от Японии, где руководящим принципом управления является то, что работа представляет собой групповую деятельность. Наличие большого количества общих столовых и парковочных мест для менеджеров и подчиненных, а также совместное времяпрепровождение делается для создания и поддержания духа коллективизма [31, c. 96].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью японского управления является крайне идеализированное управление. Механизм идеализации лежит в основе японского управления, потому что, с одной стороны, он в основном поддерживает и воспроизводит силу типа японского управления, с другой стороны, он придает жизнеспособность и силу японскому управлению, делая японское управление очень эффективным. Основной целью воздействия на мышление работника является выработка у него отношения к организации, в которой он работает, как в семье. Кроме того, направлением идеологической работы является воспитание у сотрудников японских компаний чувства патриотизма и гордости за свою организацию.
Японская система, основанная на так называемых «трех божественных дарах» идет к своему логическому завершению. «Пожизненный найм» рабочих постепенно заменяется на гибкие формы занятости; вместо системы «зарплаты по старшинству» все более практикуется оплата по результатам труда.
1. Мусагитова Я.Я. Особенности японской системы мотивации труда и возможности ее применения в условиях Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32265460.
2. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний// Масааки Имаи; Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. — 274 с.
3. Лымарева О.А., Диленян А.А. Кадровая политика предприятия: подбор персонала// В сборнике: Проблемы формирования экономики, основанной на знаниях: объективная необходимость, воспроизводственные условия и факторы. Материалы VII международной заочной научно-практической конференции по экономике, 2014.С.137-145.
4. Лазарев С. В., Лазарев Н. С. Японский вариант управления мотивацией труда сотрудников //Мотивация и оплата труда. – 2007. – Т. 1. – С. 74-79.
5. Лебра Т.С. Японские модели поведения. Гонолулу, 1982 год.
6. Билби, Питер. Японское производство - волшебства нет. »Management Review and Digest», январь 1983 г.
7. Фурута Х. Коммуникации – это наиболее важный управленческий инструмент для мотивации и вдохновения: Японская культура ведения бизнеса / Х. Фурута // Управление персоналом. – 2015. – № 37. – С. 9-15.
8. Ищенко М. М. Оценка эффективности системы управления / М. М. Ищенко, М. Г. Крылов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2007/4/Ishenko/ Ishenko.pdf.
9. Рудьман Я. В. Эффективность управления предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conference. be5.biz/r2013/4466.htm.
10. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие. – М.: Инфра –М., 2015. – 365 с.
11. Беляцкий Н. П. Тенденции развития персонала: опыт Японии / Н.П. Беляцкий // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 1. – С. 86-92.
12. Малкина И. В. Своевременность принятия эффективных управленческих решений – основа успешной природоохранной деятельности / И.В. Малкина // Проблемы управления. – 2015. – № 1. – С. 40-41.
13. Яхонтова Е.С. Стратегическое управление персоналом: учеб. пособие / Е.С. Яхонтова. – М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. – 384 c.
14. Веснин В. Р. Управление персоналом в схемах: учебное пособие. –М.: Проспект, 2015. – 96 с.
15. Евневич М. А. Эффективность аппарата управления и его организационной структуры / М. А. Евневич // Top- Manager. – 2015. – № 15. – С. 7-9.
16. Агашкова А. Оценка эффективности деятельности персонала / А. Агашкова // Управление персоналом. – 2015. – №3. – С. 121-126.
17. Бондаренко И. В. Эффективность управления предприятием – ключевая задача менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.progressive-management. com.ua/statyi-avtora/ef-management.
18. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебник. 13-е изд. Перераб., и доп. – М.: Academia, 2015. – 224 c.
19. Полякова О. Н. Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева, О.Н. Полякова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 570 c.
20. Дуракова И. Б. Управление персоналом: Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 342 с.
21. Губенко М. К вопросу о модели управления персоналом в японских компаниях / М. Губенко // Человек и труд. – 2015. – № 1. – С. 50-52.
22. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М: Инфра-М, 2018. – 695 с.
23. Михайлина Г. И., Матраева Л. В. Управление персоналом: Учебное пособие, 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2016. – 341 с.
24. Артонкина Н.В. Метод канбан в менеджменте // Управление проектами и программами. — 2020. — №4. — С.326–327.
25. Леонов О.А. Темасова Г.Н., Вергазова Ю.Г. Управление качеством: Учебник. - 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2019. -84 с
26. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.
27. Кайнова В.Н. Статические методы в управлении качеством: учебное пособие / В.Н. Кайнова, Е.В. Зимина; под общей редакцией В.Н. Кайновой – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 37 с.
28. Вандышева С.В. организация группового производства на основе использования автономных рабочих групп [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gruppovogo-proizvodstva-na-osnove-ispolzovaniya-avtonomnyh-rabochih-grupp.
29. Побирченко В.В. Роль информационных технологий в экономике Японии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41241091_64692361.pdf.
30. Баранов А.М. Корреляционный анализ показателей развития информационных технологий [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44692256.
31. Волгин, Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем / Н. А. Волгин. – М.: Экономика, 2013. – 255 с.
32. Хлынов, В. Н. Японские «секреты» управления персоналом / В. Н. Хлынов. – М.: «Восточная литература» РАН, 2011. – 103 с.