Изучение практики коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров производственного предприятия
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Изучение практики коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров производственного предприятия»
по дисциплине: «Организация коммерческой деятельности»
2021
45.00 BYN
Изучение практики коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров производственного предприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация коммерческой деятельности
Организация: Савушкин продукт, ООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ» И РАЙОНА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗДВОДСТВЕННОО АССОРТИМЕНТА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, СРАВНЕНИЕ С КОНКУРЕНТАМИ
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование ассортимента составляет основу ассортиментной политики предприятия. Ассортиментная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим.
С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на ассортиментную политику.
Ассортиментная политика приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. От эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят его экономические показатели. Производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов.
В свою очередь, ассортиментная политика для предприятия должна нести экономическую выгоду. Правильно сформированный ассортимент товаров позволяет предприятию максимизировать прибыль.
Проблема осуществления ассортиментной политики является сегодня одной из самых актуальных для предприятий. От качества ее решения зависят конкурентоспособность продукции организации, доля, занимаемая на рынке, объемы получаемой прибыли как в ближайшее время, так и в перспективе.
Актуальность данной темы заключается в том, что сохранение конкурентных позиций на рынке, имидж предприятия зависит, прежде всего, от того, на сколько хорошо налажена коммерческая работа по формированию ассортимента. Так как именно оптимальная ассортиментная модель позволит не потерять предприятию свой сегмент рынка и всегда будет востребована покупателями.
Объектом исследования является ОАО «Савушкин продукт», предметом – его коммерческая работа по формированию ассортимента.
Целью данной курсовой работы является разработка основных направлений по совершенствованию коммерческой работы по формированию ассортимента.
Задачами курсовой работы явились:
1. Раскрыть сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле;
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Савушкин продукт»
3. Рассмотреть факторы, определяющие построение торгового ассортимента товаров организаций розничной торговли;
4. Рассмотреть методы формирования торгового ассортимента.
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Коммерческая деятельность имеет место везде и всегда, если осуществляются процессы купли-продажи. Поэтому, если рассматривать классический процесс товаропродвижения, можно отметить, что на всех этапах этого процесса осуществляются наряду с другими и коммерческие вопросы.
Существенной в каждом конкретном случае является разница в значении коммерческой функции по отношению к основной деятельности предприятия. Поэтому рассматриваются два самостоятельных направления в коммерции:
– коммерческая деятельность, осуществляемая предприятиями по оказанию услуг материального и нематериального характера и являющаяся основной целевой установкой их функционирования на рынке;
– коммерческая деятельность, осуществляемая предприятиями, центральной функцией которых является производств. Коммерческая же функция подчинена основной функции – производственной [14].
Ассортимент товаров производственного предприятия представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров, для того, чтобы обеспечить выбор. В этом случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, в связи с чем увеличатся объемы продажи товаров.
Формирование ассортимента и управление им является важной задачей коммерческой деятельности производственного предприятия.
Управление ассортиментом — комплексная система, затрагивающая не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти слагаемые следует рассматривать в совокупности, так как они формируют «образ» товара [3; с.125].
Задача предприятия состоит в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а обеспечить комплексное удовлетворение его потребности. Например, потребителю, который желает купить мебель, должны быть предложены не отдельные предметы мебели, а возможность полностью решить проблему оформления удобного и эстетически привлекательного жилища с помощью мебельных компонентов, гарнитуров, подбора светильников, напольных покрытий, ковров и т.д. Таким образом, в коммерческой работе при формировании ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продукт, обладающий даже самыми высокими потребительскими свойствами, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наилучшее удовлетворение покупательской потребности. Осуществлено это должно быть с наибольшей совокупной эффективностью для потребителя, складывающейся из преимуществ как в момент продажи, так и в процессе потребления (эксплуатации) [4; с 56].
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ» И РАЙОНА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «Савушкин продукт» – динамично развивающаяся компания агропромышленного комплекса, крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие и лидер молочной отрасли Республики Беларусь, который обеспечивает молочной продукцией не только внутренний рынок, но и рынки ближнего зарубежья. Предприятие представляет собой обособленный автономный хозяйственный комплекс, находящийся на отдельной промышленной площадке, расположенной в западной части города Бреста. ОАО «Савушкин продукт» занимает территорию площадью 11,4431 га. Основное производство сосредоточено в главном производственном корпусе площадью 18047 м2, вспомогательный корпус имеет площадь 25508 м2.
В настоящее время ОАО «Савушкин продукт» - один из наиболее известных в Беларуси производителей молочной и соковой продукции.
Миссия компании: дарить людям радость и здоровье, создавая натуральную, полезную, вкусную и разнообразную продукцию.
Необходимость расширения рынков сбыта продукции, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках, повышение экспортных возможностей заставили компанию «Савушкин продукт» обратить внимание на внедрение требований международных стандартов ИСО серии 9000.
Используя в своей деятельности систему менеджмента качества, компания «Савушкин продукт» подтверждает свое устойчивое положение, наличие политики и умение руководства эффективно управлять.
Система менеджмента качества не является застывшим механизмом, она предусматривает постоянное улучшение в соответствии с изменяющимися потребностями клиента и дает уверенность потребителям в том, что предприятие стабильно выпускает высококачественную продукцию.
Основной вид деятельности ОАО «Савушкин продукт» - переработка молока, кроме консервирования, и производство сыров и соков.
География поставок с каждым годом растет, хорошо налаженная дистрибьюторская система занимается продвижением и поставкой продукции на рынки Российской Федерации, Казахстана, Азербайджана, Украины, Узбекистана, Молдовы, также уже сделаны пробные отгрузки в Китай, Алжир, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты. Это серьёзный прорыв, на деле доказавший, что продукция компании соответствует самым высоким европейским стандартам. Можно с уверенностью сказать, что торговая марка «Савушкин продукт» является визитной карточкой нашей страны.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗДВОДСТВЕННОО АССОРТИМЕНТА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, СРАВНЕНИЕ С КОНКУРЕНТАМИ
Формирование ассортимента– это одна из трудных проблем, которые стоят перед организацией. С развитием рыночных отношений, эта проблема приобрела особую актуальность и перед многими организациями встала задача производства товаров в соответствии с предъявляемым спросом населения.
К формированию ассортимента в условиях рынка необходимо подходить наиболее тщательно и внимательно, выявляя и изучая закономерности его развития, а также планомерно изучая все факторы, которые оказывают на него в той или иной степени влияние.
Факторы, которые определяют формирование ассортимента, можно разделить на:
- не зависящие от деятельности организации, то есть те, к которым организация вынуждена приспосабливаться, не имея возможности влиять на них (их можно назвать общими);
- отражающие конкретные условия работы организации (их можно назвать специфическими).
Рассмотрим влияние данных факторов на формирование ассортимента ОАО «Савушкин продукт». Из общих факторов, оказывающих влияние на построение ассортимента товаров, относятся: покупательский спрос и производство.
Информацией о покупательском спросе населения являются сведения, которые характеризуют объем, структуру, закономерности и тенденции его развития, а также все то, что объясняет причины изменения спроса и отличительные особенности его формирования и развития. Прежде всего, хотелось бы отметить, что в исследуемой организации основным звеном, занимающимся изучением конъюнктуры и спроса, является торговый отдел. Именно работники данной службы, в обязанности которых входит закупка и продажа товаров, занимаются сбором и обобщением информации о спросе.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
На основании анализа коммерческой работы по формированию ассортимента, а также основных экономических показателей ОАО «Савушкин продукт» оценим сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
- занимает большую часть внутреннего рынка сбыта
- является одним из основных экспортеров
- присоединение ОАО «Березовский сыродельный комбинат»
Слабые стороны:
- отсутствие современных автоматизированных средств сбора и обработки информации;
- увеличение расходов на реализацию;
- более высокие цены на товары, чем у конкурентов;
- отсутствие собственных магазинов.
Поэтому, для решения проблем формирования оптимального ассортимента, а также конкурентоспособности ОАО «Савушкин продукт» необходимо провести ряд мероприятий:
1. Руководству компании следует в корне пересмотреть ценовую политику организации. Необходимо снижать цены на неходовые, залежалые товары с целью высвобождения средств, уменьшения товарных запасов и ускорения оборачиваемости товаров. Нужно дифференцировать подход к определению конечной цены. Большой ошибкой сегодня является установление одинаково высокой (предельной) надбавки на все товары. Добиться увеличения прибыли и товарооборота таким способом невозможно. Торговая надбавка должна колебаться в зависимости от таких факторов, как характер товара, наличие или отсутствие подобного товара у конкурентов, уровень их цен, сезонность.
2. В деле оптимального удовлетворения спроса важную роль играет учёт такого явления, как частота предъявляемого спроса. По этому параметру спрос различных категорий обслуживаемого населения распределяется на повседневный, периодический и эпизодически. Поэтому необходимо при составлении ассортиментных перечней и контроле за их соблюдением учитывать временные особенности спроса, необходимо чётко классифицировать товары по характеру их востребованности, учитывая особенности обслуживаемого населения, сезонности изменения, культурные традиции. Для этого необходимо разрабатывать ассортиментные перечни в зависимости от времени года. Это позволит сократить запасы несезонных товаров и увеличить розничный товарооборот за счёт предоставления широкого ассортимента востребованных по сезону товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческая деятельность имеет место везде и всегда, если осуществляются процессы купли-продажи. Поэтому, если рассматривать классический процесс товаропродвижения, можно отметить, что на всех этапах этого процесса осуществляются наряду с другими и коммерческие вопросы.
Формирование ассортимента и управление им является важной задачей коммерческой деятельности производственного предприятия.
Управление ассортиментом — комплексная система, затрагивающая не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти слагаемые следует рассматривать в совокупности, так как они формируют «образ» товара
Цель ассортиментной политики решается на стратегическом уровне, то есть каждое решение, связанное с этим вопросом, должно учитывать общую бизнес-стратегию розничного рынка. Такой подход обеспечивает достижение конечной цели предприятия, связывает компоненты бизнес-стратегии воедино и позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
ОАО «Савушкин продукт» – динамично развивающаяся компания агропромышленного комплекса, крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие и лидер молочной отрасли Республики Беларусь, который обеспечивает молочной продукцией не только внутренний рынок, но и рынки ближнего зарубежья. Предприятие представляет собой обособленный автономный хозяйственный комплекс, находящийся на отдельной промышленной площадке, расположенной в западной части города Бреста.
На сегодняшний день ОАО «Савушкин продукт» занимает 16,7% рынка республики по цельномолочной продукции.
ОАО «Савушкин продукт» обладает большим ассортиментом кисломолочной продукции и имеет высокий объем продаж в 2019 г., таким образом можно считать продукцию организации конкурентоспособной.
Ключевыми конкурентами ОАО «Савушкин продукт», исходя из наиболее близкого расположения его торговых точек, уровня развития торговой сети и реализуемой ассортиментной и ценовой политики, являются:
– ОАО «Бабушкина крынка»;
– ОАО «ГМЗ №1».
ОАО «Савушкин продукт» наиболее конкурентоспособно, чем его основные конкуренты, так как площадь многоугольника сети «Савушкин продукт» наименьшая. Более низкий уровень конкурентоспособности обусловлен следующими позициями: уровень цен, широта ассортимента, уровень развития торговой базы.
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 7-е изд., перераб. и доп. - Минск: Выш. шк., 2010. - 525 с
2. Бобович, А. Управление ассортиментом товаров розничной торговли предприятиями / А. Бобович // Вестник БГЭУ. – 2011. – № 5-6. – С.70-74.
3. Бузукова, Е. Построение ассортиментной матрицы / Е. Бузукова // Торговля и общественное питание. – 2011. – № 15/16. – С. 24-26.
4. В.Я. Хрипач [и др.]; Экономика предприятия: учеб.пособие / под общ. ред. А.С. Головачева, И.В. Головачевой. - Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007.
5. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность,2012
6. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебник для ССУЗ / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – Минск: Высш. шк., 2012. – 288 с.
7. Войцеховская, С.В. Торговый объект оформляет ассортиментный перечень товаров / С. В. Войцеховская // Налоги Беларуси. – 2015. – № 25. – С. 55-59.
8. Данилов, Г. В. Моделирование влияния ассортимента продукции на основные показатели предприятия / Г. В. Данилов, Е. С. Войнова, И. Г. Рыжова // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 15 (апрель). – С. 40-46.
9. Жук, А. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь» / А. Жук // Планово-экон. отдел. – 2014. – № 6. – С. 106-111.
10. Журавлев, В.А. АВС-анализ ассортимента товаров в торговых организациях / Валерий Журавлев // Маркетинг: идеи и технологии. – 2013. – №1. – С. 15–21.
11. Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли общественного питания Республики Беларусь» от 8 января 2014г. №128-З [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11400128&p1=1.
12. Зобкова, З.С. Тенденции в формировании ассортимента продуктов / З.С. Зобкова // Молочная промышленность. – 2013. – № 6. – С. 50-51.
13. Киселева В.В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли: учебное пособие,2008.-125с.
14. Коммерческая деятельность предприятия : учеб. пособие / О. В. Пигунова, Е.П. Науменко. – Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 255 с.
15. Коцур, М.В. Конкурентоспособная ассортиментная политика в системе целей предприятия / М.В. Коцур // Проблемы управления. – 2010. – №4. – С. 149-155.
16. О.В. Грищенко. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.
17. Панкратова Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник-ИТК «Дашков и К»,2012.
18. Сайт ОАО «Савушкин продукт»/[Электронный ресурс]- Режим доступа:https://www.savushkin.by/
19. Симонова, А.П. Ассортиментная политика фирмы / А.П. Симонова. – Минск : Высшая школа, 2009. – 423 с.
20. Соколова, М. Принципы оптимальной ассортиментной политики / М. Соколова // Товаровед & торговля. – 2013. – № 5. – С. 12-14.
21. Трушкевич, Н.Л. Современные методы анализа ассортиментной политики предприятия / Н.Л. Трушкевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2013. – № 1. – С. 121-127.
22. Тюлькова, Е. Г. Концепции категорийного менеджмента при формировании ассортимента продовольственных товаров / Тюлькова Е. Г., Красовский П. // Товаровед & торговля. – 2014. – №5. – С. 11-13.
23. Яковлев, Г. А. Основы коммерции: учебное пособие / Г.А. Яковлев. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 224 с.
24. Яшева, Г. А. Анализ эффективности формирования и планирования ассортимента / Г. Я. Яшева // Планово-экон. отдел. – 2014. – №9. – С. 36-41
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты