ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты менеджмента и маркетинга концертной деятельности
1.1 Понятие и сущность концертной деятельности
1.2 Структура и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса
1.3 Менеджмент в концертной деятельности (арт – менеджмент)
2 Использование современных технологий менеджмента концертной деятельности профессиональных коллективов и исполнителей
2.1 Рекламные и РR-технологии в продвижении арт-продукта
2.2 PR продвижение арт-продукта на примере проекта «Мюзикл» продюсерского центра «ARTbiz»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С приходом рыночной экономики учреждения культуры столкнулись с принципиально новыми условиями функционирования. Снижение уровня бюджетного финансироܙвания, усложнившиеся условия привлечения спонсорской помощи и благотворительности, возрастающая непредсказуемость поведения аудитории, в том числе с учетом развития коммерческого сектора организации досуга, вместе с постоянно возрастающей ролью отдельных домов культуры и иных государственных учреждений в развитии общества и населения, обуславливают целый комплекс проблем. Решение этих проблем возможно за счет использования современных маркетинговых и управленческих концепций и возможностей, которые становятся все более применимыми в результате их развития, в том числе в области культуры и искусства [12, с.35].
Менеджмент и маркетинг существуют в сфере культуры в четкой форме и в ситуации, которая предполагает их существование. Например, когда речь заходит о культурных потребностях, действительно важны менеджмент и маркетинг. Наиболее выдающимися учеными, изучающими маркетинг в области культуры и искусства, являются Франсуа Кольбер, профессор маркетинга в Монреальском университете, заведующий кафедрой арт-менеджмента, руководитель программы подготовки менеджеров культурных организаций, руководитель Международной программы арт-менеджмента.
Для дальнейшего развития социально - культурной сферы особое значение имеют культурные и экономические вопросы. В то же время существует мало научных исследований по экономическому праву и функционированию культурного поля в современном обществе, что серьезно ограничивает устойчивое развитие всего социокультурного поля и его отраслей. Эти проблемы особенно остро стоят во всех регионах и областях. Она управляется как система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование различных социокультурных организаций. Управление деятельностью учреждений культуры включает в себя арт-менеджмент, технологии производства, рекламные технологии, социально-культурный дизайн и т.д.
Основной целью концертной деятельности Республики Беларусь является популяризация произведений искусства высокого уровня национальной и мировой культуры, популяризация и развитие различных видов искусства, эстетическое воспитание аудитории, ориентированное на широкую аудиторию-от этого зависит качество концерта [17, с.15]. Поэтому концертная деятельность постоянно находится в центре внимания государства и требует постоянного развития и совершенствования менеджмента этой сферы.
1 Теоретические аспекты менеджмента и маркетинга концертной деятельности
1.1. Понятие и сущность концертной деятельности
Культурологи понимают под понятием «концертные мероприятия» организованные платные публичные мероприятия, выступления артистов вокальных, инструментальных, хореографических коллективов, оригинальных жанров. Просто на одной сцене, в концерте, могут сочетаться музыка, литература, танцы, поп-музыка, драма. Это разнообразие типов и количеств требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концерта-задача для профессионалов [13, с.167].
Тип концертного выступления хореографа может варьироваться в зависимости от количества выступлений и содержания концерта. Наиболее распространенным видом группового выступления является участие в групповом концерте с другими творческими силами, когда группа исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор треков обычно определяется творчеством режиссера. Обычно комбинированные концерты посвящены ряду мероприятий и имеют театральную направленность. Руководитель хореографа должен следить за тем, чтобы репертуар труппы на таких концертах не был односторонним. Контрастные элементы репертуара всегда должны присутствовать в концертном исполнении.
Как правило, коллектив хореографа должен присутствовать на концерте-лекции, концерте-конференции, в которой главным действующим лицом является лектор или человек, встреченный в зале. В таком шоу, как это, также важно, чтобы команда добилась успеха и имела свои собственные творческие лица.
Самый сложный вид концертного исполнения-это самостоятельный концерт хореографической группы в одном или двух отделениях. Концерты в одном отделе обычно длятся час. Когда концерт состоит из двух частей, каждая часть обычно занимает 30-40 минут. В отдельном концерте группа исполняет 20-25 произведений. Концертные программы должны быть разнообразными. Это достигается путем выбора различных танцев, которые контрастируют с художественными образами, характером, стилем и т. Д. музыкальных материалов. Концертные программы могут быть организованы в хронологическом порядке, или по жанру, или по стилистической принадлежности номеров, которые его составляют. Руководитель команды хореографов должен иметь в виду, что интерес зрителей к выступлению команды должен возрасти в конце концерта. В дополнение к заявленной программе у команды должно быть одно или два произведения, которые могут быть исполнены в конце концерта по настоятельной просьбе зрителей [25, с.105]. Особенно понравится зрителям фрагмент из концертной программы (долгие аплодисменты, скандирование «на бис»), его можно повторить, если руководитель уверен, что повторение будет не хуже первого исполнения.
2 Использование современных технологий менеджмента концертной деятельности профессиональных коллективов и исполнителей
2.1 Рекламные и РR-технологии в продвижении арт-продукта
Арт-индустрия отличается от других отраслевых рынков неоднородностью своих субъектов и особенностями их взаимодействия, пересечением публичной и непубличной коммуникации, сложностью оценки нематериальных ценностей-все это требует полного и тщательного изучения специфики отрасли и рынка, чтобы в будущем сознательно выступать в качестве профессионального эксперта по коммуникациям.
Владение технологиями рекламы и связей с общественностью становится одним из основных требований к способностям современных арт-менеджеров в социально-культурной сфере [14, с74]. Удовлетворение потребностей клиентов является основным принципом маркетинга. Поэтому в социокультурной сфере сказываются последствия долгосрочной ориентации на «массы» и отсутствие навыков работы с отдельными людьми, а технология выявления этих потребностей очень сложна.
В структуре услуг, предоставляемых учреждениями культуры, преимущества традиционного набора очевидны. Однако традиция не означает устаревания. Сегодняшняя культурная индустрия имеет достаточный пакет предложений для продажи. Эффективность продаж зависит от того, в какой степени арт-менеджеры способны превращать уже упомянутые культурные продукты в продукты.
В последнее время проекты социальной значимости, созданные в рамках деятельности учреждений культуры, некоммерческих организаций и общественных организаций, также были подняты на уровень культурных продуктов. К сожалению, в большинстве случаев расстояние между производством культурных продуктов и их покупателями все еще слишком велико. Это именно то, что нужно для грамотной технологии продвижения.
Рассмотрим основные принципы продвижения крупных проектов в обществе.
Признание и напоминания. Бизнес-структура, которая опирается на постоянные напоминания об их организации и презентации их продукта, ясна, и эти принципы являются основной движущей силой PR и рекламы. При продвижении социально значимых проектов следует опираться на следующие принципы маркетинга: в конце концов, универсальная ценность важнее любого «продвигаемого» продукта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арт-менеджмент как особая система управленческой деятельности направлен на создание художественных ценностей и их продвижение на рынок культурных услуг, а также на создание, позиционирование и продвижение имиджа, взаимодействие с целевой аудиторией, отслеживание и анализ новых тенденций как в сфере культуры и искусств, так и в обществе в целом. В XX веке арт-менеджмент получает развитие, прежде всего, как вид предпринимательской деятельности, способствующей внедрению современных технологий бизнеса, менеджмента и маркетинга в сфере культурных услуг.
Арт-менеджер призван вести рекламно-информационную, рекреационную и культурно-зрелищную деятельность среди населения; организовывать арт-мероприятия в соответствии с корпоративными потребностями организаций; разрабатывать программы культурно-досуговых мероприятий различной направленности; содействовать решению социально-психологических проблем организации; обеспечивать промоушн и продюсирование арт-мероприятий; формировать социально-культурную среду для эффективного развития организационной и корпоративной культуры; содействовать позиционированию организации средствами арт-мероприятий.
Владение рекламной и РR-технологией становится одним из основных требований к компетентности современного арт-менеджера в социально-культурной сфере. К основным принципам продвижения социально значимого проекта относятся: ориентация на удовлетворение потребностей; узнавание и напоминание; адресность и дифференцированостъ сообщения; интерактивность; масштаб коммуникации. В современном искусстве сложились две коммуникативные стратегии, к которым прибегают арт-менеджеры и которые можно обозначить как интеллектуальную и эпатажную (стратегию скандальной известности).
В настоящей курсовой работе предлагается возможная модель комплексного продвижения арт-продукта. В качестве арт-продукта в настоящей курсовой работе избран проект «Мюзикл», разрабатываемый продюсерским центром «ARTbiz».PR инструменты привлекаются с самого начала формирования проекта. PR специалисты, совместно с маркетологами проводили маркетинговые исследования по определению актуальности проекта, необходимых параметров, основных ожиданий, а также потенциальной целевой аудитории. Мы пришли к выводу, что успешность проекта «Мюзикл» на прямую будет зависеть от эффективности коммуникаций между компанией и аудиторией. Нами были предложены следующие инструменты по продвижению проекта «Мюзикл»: создание захватывающей истории проекта; разработка целостной и системной PR концепции; активное участие в разработке Brend book; определение основных групп влияния на репутацию проекта; определение возможных угроз и слабых сторон проекта; привлечение СМИ как информационных спонсоров проекта; график создания и организации информационных поводов с учетом этапов жизненного цикла проекта; пресс конференции. ; создание Интернет-портала; организация пресс центра на базе PR отдела компании ; организация дополнительных материалов в СМИ о мюзиклах; конкурсы; «Выборы»; открытые репетиции для журналистов; участие в создании полиграфической продукции; организация «спровоцированного кризиса»; презентация-премьера мюзикла; разработка и подписание контрактов с операторами мобильной связи по предоставлению рингтонов на основе мелодий мюзикла; летопись проекта.
1. Абрамян, Э. Promotion как современная маркетинговая коммуникация / Э. Абрамян // Маркетинговые коммуникации, 2019. – № 3. – С. 41-46.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 236 с.
3. Анализ внешней среды в шоу-бизнесе в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yspexychenii.ru/ekonomicheskaya-teoriya/9016.php.
4. Браерти, Э. Бизнес-маркетинг / Э. Браерти. – М.: Издательство Гребенникова, 2017. – 736 с.
5. Быстрова, О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы [Текст] / О.А. Быстрова // Аналитика культурологии, 2018. – № 27. – С. 21-26.
6. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. – М.: Дело и сервис, 2018. – 336 с.
7. Джоунс, Дж. Ф. Рекламный бизнес: деятельность рекламных агентств, создание рекламы, медиа-планирование, интегрированные коммуникации / Дж. Ф. Джоуес. – М.: Вильямс, 2018. – 315 с.
8. Диксон, П. Управление маркетингом [Текст] / П. Диксон // М.: ЗАО «Издательство Бином», 2016 – 560 с.
9. Для продвижения шоу-бизнеса в Беларуси не хватает богатых людей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.by/news/lifestyle.
10. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 176 с.
11. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг [Текст] / П.С Завьялов // М.: Междунар. Отношения, 2016 – 254 с.
12. Коновалов, А. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса / А. Коновалов. – СПб.: Питер, 2018. – 188 с.
13. Корнеева, С.М Как зажигают «звезды». Технологии музыкального продюсирования / С.М. Корнеева. – СПб.: Питер, 2016. – 320 с.
14. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие / Е.И. Мазилкина. – М.: Дашков и К, 2019. – 256 c.
15. Макарова, Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента: науч.-метод. пособие / Е.А. Макарова. – Минск: ГУО «Институт культуры Беларуси», 2018. – 131 c.
16. Менеджмент в сфере культуры и искусства/ М.П. Переверзев, Т.В. Косцов: учеб. пособие / Под ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФА-М, 2018. – 192 с.
17. Менеджмент шоу-бизнеса / С.В. Иванов, Н.В. Кротова: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2019. – 252 с.
18. Панасов, И.В. Шоу-бизнес / И.В. Панасов. – М.: ЭКСМО, 2016. – 470 с.
19. Платонова, Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры [Текст] / Ю.Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. Науч. Конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2018. – С. 142-145.
20. Пригожин, И.И. Политика – вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. – М.: ООО «Алкигамма», 2016. ‒ 320 с.
21. Реклама и связи с общественностью. Теория и методика профессионального творчества / под ред. П.Ю. Ростика. – СПб., 2018. – 354 с.
22. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2016. – 684 с.
23. Тульчинский, Г.В. PR в сфере культуры [Текст] / Г.В. Тульчинский. – М.: Планета музыки, 2018. – 608 с.
24. Чёрный PR в шоу-бизнесе. На что готовы звёзды? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tusovka-journal.com/?p=281.
25. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. (спец.) «Связи с общественностью» / Ф.И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр., Ин-т соврем. коммуникац. систем и технологий. – М.: Дашков и К: Изд-во Шаркова, 2016. – 323 с.