Определение нормативов товарных запасов в торговых организациях
МГТК (Минский торговый колледж) филиал БГЭУ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Определение нормативов товарных запасов в торговых организациях»
по дисциплине: «Экономика организации»
2021
45.00 BYN
Определение нормативов товарных запасов в торговых организациях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации
Организация: Чаусское РАЙПО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бизнес-план.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Должностная инструкция.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Должностная инструкция.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы формирование товарных запасов на торговом предприятии
1.1. Сущность нормативов товарных запасов
1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов
2. Нормирование товарных запасов
2.1. Анализ и учет товарных запасов
2.2. Методы нормирования товарных запасов
3. Нормирование товарных запасов на примере Чаусского РАЙПО
3.1. Общая характеристика Чаусского РАЙПО
3.2. Анализ основных экономических показателей Чаусского РАЙПО
3.3. Нормирование товарных запасов в Чаусском РАЙПО
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие изменения в экономике поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех организации на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно фирма удовлетворяет платежеспособный спрос.
Организации стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.
Современные предприятия и РАЙПО уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются использовать данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление товарными запасами в современных условиях рынка – необходимое условие повышения эффективности торговли, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ.
Актуальность проблемы оптимизации запасов РАЙПО и эффективного управления им обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность РАЙПО, его финансовое состояние и финансовые результаты.
Цель курсовой работы – изучение товарных запасов в торговле, определение нормативов товарных запасов на примере Чаусского РАЙПО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность нормативов товарных запасов;
- изучить факторы, влияющие на величину товарных запасов;
- рассмотреть порядок проведения анализа и учет товарных запасов;
- рассмотреть методы нормирования товарных запасов;
- изучить общую характеристику Чаусского РАЙПО;
- провести анализ основных экономических показателей Чаусского РАЙПО;
- рассмотреть процесс нормирования товарных запасов в Чаусском РАЙПО.
1. Теоретические основы формирование товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Сущность нормативов товарных запасов
Для обеспечения ритмичной работы предприятия, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определенные товарные запасы.
Важное значение в рыночной экономике имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов на торговых предприятиях – обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия.
По мнению Н.В. Максименко, товарные запасы представляют собой «часть общественного продукта, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначенная для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления» [31, с.237].
Г.Л. Бродецкий утверждает, что «товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю» [5, c. 15].
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
1)время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
2) сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
3) несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
4) особенности в территориальном размещении производства;
5) условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
6) звенность товародвижения;
7) возможности хранения товара [12, c. 26-27].
Любой товар до момента продажи относится к категории товарного запаса.
2. Нормирование товарных запасов
2.1 Анализ и учет товарных запасов
Основной задачей анализа является выявление резервов для ускорения оборачиваемости товаров при одновременном обеспечении высокого качества обслуживания населения.
Н.В. Максименко в учебном пособии по экономике предприятий торговли указывает, что «в ходе анализа товарных запасов текущего хранения необходимо устанавливать определенные действия, а именно:
- экономическую обоснованность действующих нормативов товарных запасов;
- соответствие фактических запасов и их оборачиваемости нормативам;
- влияние факторов на отклонение товарных запасов от плана и предшествующего периода;
- размещение товарных запасов по областям, районам, оптовым и розничным организациям» [31, с.243].
Анализ товарных запасов проводится на основе месячных, квартальных и годовых бухгалтерских и статистических отчетов, данных текущего бухгалтерского учета и инвентаризаций. Для анализа могут быть привлечены данные выборочных обследований товарных запасов органами статистики, торговыми организациями. В процессе анализа товарных запасов используют также плановые материалы и данные оперативного анализа (товарно-денежные и товарные отчеты, оборотные ведомости и др.).
Анализ товарных запасов проводят в целом по организации, по отдельным структурным подразделениям, а также по отдельным товарным группам [7, с. 56].
При анализе состояния товарных запасов устанавливается их соответствие нормативу (в сумме и в днях к обороту). Для установления соответствия фактических товарных запасов текущего хранения утвержденным нормативам необходимо их сумму сравнить с нормативом в абсолютной сумме, утвержденным на предстоящий квартал. На внутриквартальные даты наличие товаров сравнивается с нормативом текущего квартала[16].
Для расчета влияния объема товарооборота на среднюю оборачиваемость товаров необходимо рассчитать скорректированный показатель (оборачиваемость при плановом среднем остатке товарных запасов и фактическом товарообороте). Разница между скорректированным показателем оборачиваемости и плановым отразит влияние объема товарооборота на оборачиваемость товаров.
3. Нормирование товарных запасов на примере Чаусского РАЙПО
3.1 Общая характеристика Чаусского РАЙПО
Чаусское РАЙПО является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать и штампы. Может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Чаусское РАЙПО создано в 1995 году в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Юридический адрес Чаусского РАЙПО: 213206, Республика Беларусь, Могилевская область, г. Чаусы, ул. Ленинская,25, УНП 700263746.
В своей деятельности общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Могилевского областного союза потребительских обществ и Уставом.
Главной целью Предприятия является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительских обществ, входящих в состав Могилевского облпотребсоюза, Собственника и членов трудового коллектива.
Предмет деятельности предприятия – организация торговли. В соответствии с целью и предметом деятельности, предприятия осуществляет следующие виды экономической деятельности: розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
Основными задачами деятельности РАЙПО являются:
- повышение эффективности функционирования всех отраслей деятельности организации, обеспечение выполнения прогнозных параметров по всем отраслям деятельности;
- повышение качества торгового обслуживания населения, рост уровня удовлетворения потребительских нужд населения, расширения спектра предлагаемых услуг, более полное использование имеющихся производственных мощностей, увеличение объемов производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важных задач торговых предприятий. В противном случае из-за недостатка запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами: время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы; сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки; особенности территориального размещения производства; условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином; звенность товародвижения; возможности для хранения товара и др.
Результаты анализа используются для планирования и нормирования товарных запасов. В настоящее время обязательного планирования товарных запасов не существует. Исходя из объёмов деятельности и численности персонала, мелкие предприятия торговли не ведут планирования товарных запасов или планируют их приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия не могут отказаться от планирования и нормирования товарных запасов, так как эти показатели являются отправными моментами для определения объёмов закупки товаров в ассортиментном разрезе.
Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах. В данной курсовой работе мы рассмотрим только нормирование товарных запасов.
В зависимости от наличия экономической информации и ряда других условий нормирование товарных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы опытно-статистический, технико-экономический, экономико-статистический и метод удельных приращений.
В современных условиях предприятия торговли самостоятельно нормируют и планируют запасы товаров. Норматив товарного запаса необходим для осуществления экономической, финансовой и коммерческой деятельности, при регулировании размера собственных оборотных средств, вложенных в запасы, определении планового размера кредита, для оперативного контроля за товарными запасами, при расчете затрат по хранению. Планирование, товарных запасов предполагает использование комплекса методов, направленных на определение оптимальной, нормативной величины запасов.
1 Акулич, В. Товарные запасы / Виктор Акулич // Главный экономист. – 2018. – №2. – С.60 – 61.
2 Акулич, В. Товарооборачиваемость и товарные запасы / Виктор Акулич // Главный экономист. – 2019. – №1. – С.62–65.
3 Акулич, В.В. Грамотный анализ товарооборачиваемости и прибыли. – слагаемые успеха / В.В. Акулич // Экономика. Финансы. Управление. – 2018. – №5. – С.36–43.
4 Бродецкий, Г.Л. Управление запасами / Г.Л. Бродецкий. – М.: Эксмо, 2017. – 342 с.
5 Бродецкий, Г.Л. Управление запасами / Г.Л. Бродецкий. – М.: Эксмо, 2018. – 342 с.
6 Ваньян, П.Л. Управление запасами как точная наука /П.Л. Ваньян // журнал «Склад и техника» [Электронный ресурс]. – Москва: Инвентор, 2019. № 1 (63). – Режим доступа: http://www.inventorsoft.ru/publications/14079/
7 Ветрова, Н.В. Финансы предприятий : ответы на экзаменационные вопросы / Н.В. Ветрова. – Мн. : ТетраСистемс, 2019. – 160 с.:
8 Воронин, В.П. Классификация затрат по решению конроллинговых задач / В.П. Воронин, П.В. Самойлов, Л.В. Смарчкова // Управление персоналом. – 2019. – №14 (июль). – С. 60–61 .
9 Голованов, Т.И. Экономическое регулирование товарооборота торгового предприятия / Т.И. Голованов. – М.: Дело, 2015 г. – 546 с.
10 Гурко, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет в торговле. Чать 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа :Консультант Плюс: 10.11.2015.
11 Демина, И.А. Особенности выбора условий поставок / И.А. Демина // Логистик и система. – 2015. – № 3. – С. 8–14.
12 Дородников, В.Н. Управление запасами на предприятии: учебное пособие / В.Н. Дородников. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2016. – 344 с.
13 Жилкина. А Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия : учеб. для вузов / А Н Жилкина. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 332 с.:
14 Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособ. / Под ред. А.А. Комренова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Данков и К», 2018. – 626 с.
15 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2013. – 294 с.
16 Кручинецкий, С.М. Методика управления ассортиментом и товарным запасом торговой компании / С.М. Кручинецкий // журнале «Профессия – директор» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург: Expert, 2019. № 7 – Режим доступа: http://www.botexpert.com.ua/MonthTheme1/MonthTheme1_552.html?ThemeID=12
17 Кузьбожев, Э.Н. Планирование оборотных производственных активов (на примере запасов) Э.Н. Кузьбожев, И.В. Бабенко // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №8 (март). – С.12-18.
18 Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2017. 240 с.
19 Михайлов, Е. Управление однономенклатурными запасами в торговле / Екатерина Михайлова // Главный экономист. – 2016. – №8. – С.54–57.
20 Мишкова, М. В поиске оптимальных решений / Маргарита Мишкова / Финансовый директор. – 2017. – № 10 – С. 30–32.
21 Муженко, Т.В. Использование экономико-математических методов в управлении товарными ресурсами организации / Т.В. Муженко // Потребительская кооперация. – 2018. – №3. – С.56–62.
22 Некоторые проблемы управления запасами большого ассортимента // Товаровед и торговля. – 2018. – №3. – С.21–26.
23 О методике нормирования товарных запасов по типам магазинов потребительской кооперации: распоряжение от 04.08.2018 г. / РБ, Белкоопсоюз. Правление. – Мн., 2018. – 14с.
24 Объем запасов: точность вычислений – залог прибыли: [формирование товарных запасов] // Товаровед. – 2019. – №6. – С.28.
25 Основы экономического анализа: обзорная информ./ Белкоопсоюз. Совет по проф.обуч.кадров. – Мн.: Белкоопроек, 2017. – 35с.
26 Самсонова, С.Д. Управление товарными запасами /С.Д. Самсонова // Финансовый директор. – 2017. – № 04. – С. 12–17.
27 Сапожников, В.Н. Управление товарными запасами: основные понятия / В.Н. Сапожников, Н.А. Юрков, Д.И. Рогозин // журнал «Всё о логистике» [Электронный ресурс]. – Москва: lobanov-logist, 2018. № 10. Режим доступа: http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=583
28 Смольская, А.П. Управление запасами / А.П. Смольская // Планово-экономический отдел. – 2018. –№10. – С.33-36.
29 Толмачев, К.С. Управление товарными запасами /К.С. Толмачёв // Логистика: проблемы и решения. – 2019. – №7. – С. 15–19.
30 Шрайбфедер, Джон. Эффективное управление запасами / Джон Шрайбфедер. Перевод с английского Ю.С. Орлова. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 304 с.
31 Экономика предприятий торговли: Учеб. пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. Мн.: Вышэйшая школа, 2017. – 542 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бизнес-план.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Должностная инструкция.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Должностная инструкция.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты