Роль малого бизнеса в экономике
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль малого бизнеса в экономике»
по дисциплине: «Микроэкономика»
2021
45.00 BYN
Роль малого бизнеса в экономике
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Микроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Малый бизнес: сущность, задачи и функции
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Особенности зарубежного опыта в развитии малого бизнеса
2.1 Малое предпринимательство в Республике Беларусь
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственная политика в сфере малого предпринимательства
3.2 Стимулирование развития малого бизнеса в стране
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире актуальным является вопрос дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. Это неудивительно: малый бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики: он придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует большие финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе сильный антимонопольный потенциал, и в значительной степени без него страна не сможет нормально развиваться и функционировать, поскольку малый бизнес напрямую связан с темпами роста ВВП и его качественными характеристиками. [9].
Малый бизнес – это основа современной экономической модели. Она обеспечивает основное конкурентное преимущество рыночной экономики, обеспечивает необходимую гибкость рыночного механизма, создает предпосылки для развития экономики, с одной стороны, создает конкурентную среду, с другой стороны – создает необходимый баланс потребительского рынка путем создания базовых малых компаний, способных быстро реагировать на изменения потребительского спроса. Малый бизнес внес значительный вклад в создание конкурентной среды, которая имеет важное значение для экономики Белорусской Республики.
В условиях рыночной экономики опыт экономически развитых стран показывает, что устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малых и средних предприятий. Этот сектор экономики достаточно мобилен и легко адаптируется к часто меняющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является основой для появления условий для интенсивного экономического роста. Республика Беларусь не является исключением в этом отношении, и вопрос экономического роста и его источников сегодня как никогда важен.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Малый бизнес: сущность, задачи и функции
Предпринимательство и бизнес – это самостоятельная инициатива отдельных граждан, осуществляемая ими с риском и под имущественной ответственностью, в основном направленные на получение экономических выгод в виде прибыли.
Существует и часто используется термин «малое предпринимательство», который часто заменяет понятие «малый бизнес», поскольку сегодня нет серьезной разницы между этими понятиями, считается, что разница между этими терминами заключается только в том, что термин «малое предпринимательство» является юридическим термином, в основном используемым для регулирования, а «малый бизнес» является экономическим термином, в основном используемым в связи с экономическим развитием региона или страны [6, c. 182].
Согласно определению, данному М.И. Балашевич малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектом рыночной экономики в соответствии с определенными критериями, установленными законом, государственными учреждениями или другими представительными организациями. [2, с. 14].
Малый бизнес представлен комбинацией предпринимателей и малых предприятий, которые не имеют веса в рыночной экономике, но образуют крупные секторы экономики. Поэтому малый бизнес можно рассматривать с предпринимательской точки зрения.
С другой стороны, как отмечает В.Я. Горфинкель малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектом рыночной экономики в соответствии с определенными стандартами, установленными законом, государственными учреждениями или другими представительными организациями [7, с. 158].
2 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Особенности зарубежного опыта в развитии малого бизнеса
В мировой практике поощрение малого бизнеса в интересах государства считается нормой. При этом задача государства-не предоставлять финансовые, технические и другие ресурсы малым и средним предприятиям на льготных условиях и любой ценой поддерживать частные инициативы. Во-первых, государство обязано создать правовую и экономическую среду, в которой малый бизнес сможет не только выживать, но и расти и набирать силу.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.
Малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора, определяющего темпы экономического роста Валового Национального Продукта. Все развитые государства активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависит структура и качество ВНП. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60% - 70% ВНП. Например, в малом бизнесе США вдвое больше содержит рабочих мест, чем в среднем и крупном бизнесах вместе взятых. Вдвое больше осваивает нововведения. В Канаде, Великобритании и Германии на долю малого бизнеса припадает 60%-70% от общего производства страны [16, с. 57].
Всемирный банк публикует ежегодный обзор условий ведения бизнеса, в котором оцениваются нормы, способствующие расширению предпринимательской деятельности, и нормы, ограничивающие предпринимательскую деятельность. Отчет включает в себя 10 показателей, каждый из которых имеет определенные параметры [19]. Рассмотрим ситуацию с развитием и государственной поддержкой малого бизнеса.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственная политика в сфере малого предпринимательства
Малые предприятия являются не только базовым компонентом рыночной экономики и основой массового субъекта, неотъемлемой частью присущего ему механизма конкуренции, но и, в силу своих размеров, наиболее гибкой, эффективной и прозрачной формой управления. Этот предпринимательский образ жизни мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это говорит о том, что малый бизнес должен иметь значительный интерес как субъект государственного регулирования.
Качество институциональной среды, неотъемлемой частью которой является налогообложение, играет решающую роль в развитии малого бизнеса. К положительным аспектам применения специальной системы в качестве инструмента налогового регулирования относятся следующие:
- возможность значительного снижения налоговой нагрузки на определенные сферы экономики;
- повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса;
- отказ от использования схем уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения с целью минимизации выплачиваемых государству средств.
Поэтому создание специальной налоговой системы в конечном итоге способствует цели укрепления и дальнейшего развития экономики Республики Беларусь и является реализацией функции налогового регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках изучения теоретических аспектов малого предпринимательства в Республике Беларусь был сделан вывод о том, что место малых предприятий предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.
Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь, позволил сделать следующие выводы: в период с 2016 по 2019 гг. наблюдалась тенденция к увеличению зарегистрированных субъектов малого бизнеса (с 105067 до 108977). В 2020 году количество субъектов малого бизнеса составило 107726 единицы. При этом показатели выручки, численности персонала и средней заработной платы сотрудников малых фирм имеют положительную тенденцию.
На современном этапе развития экономики страны значительное место отводится малому бизнесу как фактора стабилизации экономического роста в кризисных условиях. Можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого бизнеса.
Для развития малого бизнеса необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере малого бизнеса. Реализация данных мероприятий будет способствовать дальнейшему развитию малого бизнеса, увеличению числа малых и микроорганизаций, повышению их удельного веса в основных социально-экономических показателях страны.
1 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2016. – 701 с.
2 Алексеева, О.В. Нормативно-правовое регулирование малого бизнеса в Республике Беларусь / О.В. Алексеева // Современные технологии управленческой деятельности. – Мытищи: Чебоксарский кооперативый институт, 2018. – 13-17 с.
3 Анфимова, А.Ю. Управление развитием малого бизнеса. Учебное пособие. – М: 2019. – 102 с.
4 Арашкевич, О.В. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на экспорт / О.В. Арашкевич // Экономика. Бизнес. Финансы. – Минск: 2018. – №7. – 26-31 с.
5 Беликова, Е.Г. Роль малого бизнеса и стартап—движения в Республике Беларусь / Е.Г. Беликова // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества. – Минск: БГТУ, 2019. – 30-35 с.
6 Васильченко, А.О. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / А.О. Васильченко // Современные аспекты экономики. – Гомель: ПолесГУ, 2019. – №5. – 181-198 с.
7 Горфинкель, В.Я. Малый бизнес. Организация. Экономика: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2017. – 495 с.
8 Кунин, В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства/ В.А. Кунин, Е.А. Александрова // Российское предпринимательство. – 2017. – №1 (2). – 36-43 с.
9 Шеремет, А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учеб. пособие / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 480 с.
10 Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь, 2019. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
11 Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/prakt-recommend.
12 Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
13 Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
14 Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
15 Директива Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
16 Дудинский, М. Опыт становления предпринимательства на примере развитых стран / М. Дудинский // Аграрная экономика. – 2017. – № 6. – 62 с.
17 Забродская, Н.Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства: уч. пособие / Н.Г. Забродская, В.М. Круглик. – Минск: Амалфея, 2016. – 288 с.
18 Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
19 Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
20 Исследовательский центр ИПМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research.by/. (Вкладка «Сборники «Малый и средний бизнес в Беларуси», «Белорусский бизнес: состояние и перспективы»).
21 Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты