Денежно-кредитная политика и направления ее совершенствования в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика и направления ее совершенствования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Финансы и кредит»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика и направления ее совершенствования в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы и кредит
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Этапы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
2.2 Динамика основных показателей денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема регулирования денежно-кредитной политики занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития и совершенствования денежно-кредитной политики, ее особенностей и основных методов регулирования.
Цель курсовой работы: на основе изучения основных элементов денежно–кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации непосредственно в Республике Беларусь.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть понятие и цели денежно–кредитной политики;
- изучить инструменты денежно–кредитной политики
- рассмотреть этапы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- рассмотреть динамику основных показателей денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- рассмотреть проблемы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
- рассмотреть пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Объект курсовой работы: денежно–кредитная политика.
Предмет курсовой работы – денежно-кредитная политика Республики Беларусь и направления ее развития.
Наибольшую роль при выполнении работы сыграли такие источники как: статья Мирончик Н. «Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста?», где рассмотрена связь между экономическим ростом и монетарной политикой, в частности режимом таргетирования инфляции, к которому Национальный банк Республики Беларусь планирует перейти в среднесрочной перспективе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны [19, с. 84].
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры.
В качестве основных направлений денежно-кредитной политики выделим:
- стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
- использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.
Стратегической целью денежно-кредитной политики является обеспечение равновесия на денежном рынке как условия для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочной перспективе. В рамках общей государственной экономической политики конечной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции [10, с. 49].
Промежуточные цели денежно-кредитной политики связаны с состоянием самой денежно-кредитной сферы и выбором компонента регулирования, в первую очередь, ставки процента и денежной массы.
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем и внешнем рынках.
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Этапы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - «кровеносной системы экономики», которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
Решение данных проблем существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре - в 1994 г.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 - 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Одной из проблем денежного рынка Республики Беларусь выступает долларизация экономики, которая заключается в том, что население не доверяет национальной валюте и свои сбережения предпочитает хранить в иностранной валюте. Высокий уровень долларизации в финансовой сфере представляет собой существенный системный фактор уязвимости для экономики. Он приводит к повышению рисков ликвидности и кредитных рисков, а также к снижению результативности денежно-кредитной политики. Уровень долларизации в Беларуси является высоким, хотя в последние годы он постепенно снижается благодаря более устойчивой макроэкономической политике и более целенаправленным пруденциальным мерам. Тем не менее, сохраняются основные задачи на пути его снижения и приближения к расчетному контрольному показателю, в том числе развитие рынков капитала в национальной валюте.
Начало политики дедолларизации в Республике Беларусь положено в 2009 году. Именно тогда Национальный банк принял решение о введении следующих ограничений по использованию иностранной валюты на территории страны:
– прекращение выдачи новых лицензий на право осуществления расчетов в наличной иностранной валюте;
– снижение ставок по финансовым инструментам в иностранной валюте;
– запрет на предоставление кредитов в иностранной валюте физическим лицам.
Предполагалось, что уровень финансовой долларизации постепенно снизится. Однако динамика показателей за 2009-2016 гг. свидетельствует об их росте, тогда как на протяжении 2009–2011 гг. имелась разнонаправленная динамика движения доли валютных кредитов и депозитов: удельный вес кредитов в иностранной валюте снизился, а депозитов – возрос.
Сложившаяся ситуация была обусловлена рядом факторов: обесценением белорусского рубля в 2009 году и 2011 году, которое привело к высокому уровню инфляции, росту депозитов в иностранной валюте, а также расширению кредитования в национальной валюте, и, соответственно, сокращению уровня валютного кредитования. В мае 2011 года Национальный банк принял решение о выдаче лицензий юридическим лицам на принятие платежей в иностранной валюте по многим видам деятельности, а также прекратил проведение политики снижения процентных ставок по валютным депозитам, что привело к их росту. Все это на протяжении 2011–2012 гг. способствовало активному росту вкладов (депозитов) в иностранной валюте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. Под инструментами денежно-кредитной политики или методами для реализации мероприятий по воздействию Центрального банка на объемы и структуру предложения денег подразумевают его действия, направленные на изменение денежной базы путем регулирования резервных требований и управления объемами рефинансирования. В ходе реализации денежно–кредитной политики обычно используется совокупность инструментов, основными из которых являются: лимиты кредитования; прямое ограничение процентных ставок; манипулирование нормой обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг; изменение учетной (дисконтной) ставки процента.
За время государственной независимости денежно-кредитная политика Республики Беларусь прошла достаточно долгий и непростой этап становления и развития. Продолжительное время использовалась стратегия таргетирования обменного курса, а с 2015 г. денежно-кредитная политика работает в рамках режима монетарного таргетирования. В среднесрочной перспективе Национальный банк планирует осуществить переход к таргетированию инфляции.
В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. По итогам 2020 г. прирост потребительских цен составил 7,4% при целевом уровне не более 5%. Одной из основных причин превышения целевого параметра стало ослабление белорусского рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
В совокупности такие факторы, как снижение обменного курса белорусского рубля, отток депозитов и изменение подходов к проведению монетарной политики, обусловили замедление прироста широкой денежной массы. Ее среднее значение в декабре 2020 г. увеличилось по отношению к декабрю 2019 г. на 5,4% при прогнозном диапазоне 8–11%
Сокращение ставки рефинансирования привело к изменению ставок на рынке кредитов и депозитов. К концу 2019 г. средние процентные ставки по новым рублевым срочным банковским депозитам физических лиц сформировались на уровне 9,7% (годом ранее они составляли 9,8%), что способствовало увеличению срочных рублевых депозитов населения в банках на 27,9%. Процентные ставки кредитного рынка, в свою очередь, продолжили снижение. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях) за 2019 г. снизилась на 0,4 процентного пункта и в декабре 2019 г. составила 10,4% годовых.
1. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
2. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
3. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
4. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2020 год и задачи на 2021 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2021. - №1. – С. – 3-8.
5. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
6. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
7. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
8. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
9. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
10. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
11. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
12. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
13. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2020_12_ot.pdf.
15. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
16. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
17. Положение о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 30 дек. 2016 г., № 657 // Интернет-сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/PP_657.pdf.
18. Рыбалтовская, Е. Процентная политика центральных банков: зарубежная и отечественная практика // Банковский вестник. – 2019. - № 1 (666). – С. 26-35.
19. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — Москва : Магистр, 2020. — 528 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты