Структурная политика государства в механизме обеспечения экономического роста
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Структурная политика государства в механизме обеспечения экономического роста»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Структурная политика государства в механизме обеспечения экономического роста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
Введение
1. Структурная политика: понятие, виды, инструменты и роль в обеспечении экономического роста
2. Мировой опыт структурной политики на примере экономически развитых стран
3. Роль структурной политики в обеспечении экономического роста Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Стабилизация национального хозяйства и предстоящая деятельность рыночной экономики напрямую связаны с конкретными корректировками ее структуры, с проведением эффективной структурной политики государства. Для гарантирования финансовой стабильности и формирования правил для длительного роста экономики Республики Беларусь одновременно с монетарными и бюджетными мерами следует динамично использовать структурную политику.
Актуальность данной темы связана с надобностью формирования подходящей теоретической базы для государственного вмешательства в процессы структурных перемен в экономике. Структуре национальной экономики на данный момент уделяется большое внимание. Это связано с тем, что экономика Республики Беларусь является переходной.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Всевозможные теоретические направления расходятся в своем отношении к потребности, сферам и степени государственного влияния на структурные изменения в экономике. Определено это как несоответствиями в мнениях о способности рыночного механизма результативно выполнять эти изменения, так и сложностями анализа структурных сдвигов.
В числе современных отечественных ученых можно представить, например, М. Ксенофонтова, М. Узякова, А. Вереникина, Д. Волошина, Р. Дзарасова, Я. Дубенецкого и др. Предметом их работ является в основном структурная политика в период рыночной трансформации.
В западной экономической науке вопросы, связанные с государственным влиянием на структурные изменения в экономике, рассматриваются в рамках исследования «провалов» рынка и государства. Их рассматривают в своих исследованиях такие ученые, как Р. Балдвин, П. Кругман, Дж. Стиглиц, А. Диксит, Г. Гроссман, Дж. Бхагвати, Л. Вестфол, Б. Бора и др.
1. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Структурная политика считается одной из форм экономической политики государства, направленной на совершенствование отраслевой структуры производства, стимулирование развития новых и зарождающихся отраслей, реструктуризацию старых производств и т. д.
Структурная политика определяется основными направлениями экономики и предусматривает ее перевод в новую ресурсосберегающую, высокотехнологичную и экологически обоснованную модель функционирования [2, c. 145].
На данном этапе целью структурной политики считается стабилизация производства и создание условий для его роста.
Структурная политика – это система мер, принимаемых страной для свершения конкретных социально-экономических целей.
Главным течением структурной политики страны считается увеличение конкурентного преимущества экономики государства путем достижения четырех взаимозависимых целей:
1. способствование увеличению конкурентоспособности отечественных изготовителей товаров и услуг на внутренних и глобальных рынках.
2. корректирование накопившихся структурных деформаций - реструктурирование бесприбыльного сектора экономики, искусственно поддерживаемая системой бюджетных субсидий, невостребованными налоговыми недостатками и неуплатой естественным монополиям.
3. прекращение трансформации существующих неэффективных институтов экономики;
4. ускоренное продвижение и реорганизация экономической системы, компаний и рынков в ходе глобальных экономических преобразований.
2. МИРОВОЙ ОПЫТ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАН
Данный вопрос рассмотрим на примере таких развитых стран, как США и Китай.
Анализ опыта США в области разработки и реализации структурной политики позволяет выделить ряд моментов, заслуживающих повышенного внимания.
1. Обращает на себя внимание разнообразие институциональных форм, обеспечивающих интеграцию деятельности разных секторов экономики посредством использования механизма государственно-частного партнерства. На необходимость, формы и инструменты интеграции социально-экономических систем различной институциональной природы обращают внимание отечественные и зарубежные исследователи.
В составе данных институциональных форм одну из центральных позиций занимают кластеры (сетевые структуры, участниками которых выступают промышленные компании, исследовательские центры, научные учреждения, а также органы власти) [18, c. 177].
Важное место отводится государственно-частным кооперационным соглашениям в области исследований и разработок (обеспечивают взаимодействие государственной науки с частнопредпринимательским и университетским секторами). Для осуществления конкретных научно-инновационных проектов участники соглашений о кооперации имеют право образовывать совместные консорциумы. При этом государственные организации обычно вносят в качестве вклада интеллектуальную собственность в виде патентов, технологических разработок и своего исследовательского и материально-технического потенциала.
В промышленно-технологическом партнерстве, участниками которого выступают фирмы, как правило, не конкурирующие друг с другом и представляющие весь инновационный цикл создания и освоения новых технологий, существенное значение имеет поддержка государства. Государство не только содействует созданию таких партнерств, но и непосредственно участвует в их деятельности в лице федеральных ведомств, исследовательских центров и лабораторий.
3. РОЛЬ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Экономика Республики Беларусь долгое время ощущала на себе негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса, что было связано, в первую очередь, с усилением кризисных явлений в государствах – торговых партнеров нашей страны, вызвавших снижение спроса на белорусский экспорт, а также снижением спроса на внутреннем рынке.
Стабилизационные меры, которые были приняты в Республике Беларусь в годы мирового финансово-экономического кризиса, включали четыре блока:
- первоочередные меры, предназначенные для либерализации факторов и условий экономической деятельности;
- стабилизационные мероприятия в сфере фискальной и монетарной политики;
- мероприятия для поддержки валообразующих компаний;
- совместный план действий с Российской Федерацией, реализованный в целях минимизации негативных последствий валютно-финансового кризиса [27].
В январе 2009 г. в Беларуси была осуществлена девальвация белорусского рубля в размере 20 % и введен новый механизм курсообразования. В результате удалось избежать существенного падения объемов ВВП, и сохранить устойчивость банковской системы, но темпы экономического роста значительно замедлились – с 10,2 % в 2008 г. до 0,2 % в 2009 г. [20].
В деле стабилизации макроэкономической ситуации в Беларуси большую роль сыграло сотрудничество ее с международными финансовыми организациями. МВФ 12 января 2009 г. в пределах реализации программы стэнд-бай Республике Беларусь предоставил 2,46 млрд долл США периодом на пятнадцать месяцев. 29 июня 2009 г. было принято решение по увеличению объемов финансирования на 1 млрд долл США. Реализация программы МВФ в пределах договоренности о кредите стэнд-бай предусматривала комплексную деятельность по достижению установленного уровня по многим экономическим показателям, в частности по чистым международным резервам [28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структурная политика государства воспринимается как совокупность мер государственного регулирования экономики, ориентированных на формирование сравнительно более благоприятных условий деятельности для наиважнейших сфер экономической активности.
Основной целью структурной политики является экономическое развитие государства, рост конкурентоспособности национальной экономики.
Структурная политика предусматривает улучшение:
– отраслевой структуры экономики через развитие передовых, перспективных отраслей и «подтягивание» отстающих;
– технологической структуры экономики через прогресс высокотехнологичных отраслей и рост общего уровня научно-технического развития страны.
Главный критерий, устанавливающий результативность применения структурной политики, является специфика механизма ее выполнения. На базе исследования мирового опыта можно выделить особенности этого механизма в странах, добившихся успеха в осуществлении данной политики: выбор видов деятельности, формирующих большие положительные внешние эффекты и отличающихся непосредственными связями с другими секторами экономики; ускорение входа наиважнейших секторов на мировой рынок, гибкий характер их протекционистской защиты на внутреннем рынке.
Структура национальной экономики должна формироваться спросами внутреннего и внешнего рынков и умением предприятий эффективно, т.е. с прибылью для себя, насыщать данный спрос. Конкурентоспособность же связывается в первую очередь с технологическим развитием отраслей, значительным ростом инновационной и инвестиционной активности, повышением эффективности экономики.
1 Алымкулова, А. С. Перспективы развития мировой экономики в посткризисный период // Экономика и бизнес. – 2018.– № 8. – С. 23-32.
2 Альпидовская, М. Л. Макроэкономика: учебник / М. Л. Альпидовская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 409 с.
3 Басовская, Е. Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
4 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c.
5 Варнавский, В. Г. Трансформация мирового геоэкономического пространства в условиях реиндустриализации // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – С. 34-46.
6 Внешняя торговля Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/export/.
7 Внешняя торговля Беларуси: почему рост экспорта и радует, и настораживает? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://naviny.by/article/20180314/1521006504-vneshnyaya-torgovlya-belarusi-pochemu-rost-eksporta-i-raduet-i/.
8 Государственный Таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.customs.gov.by/ru/.
9 Гусейнов, Р. М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2015. – 254 c.
10 Дайнеко, А. Е. Направления повышения эффективности макроэкономического регулирования в Республике Беларусь / А. Е. Дайнеко // Проблемы упр. – 2015. – № 1. – С. 42-46.
11 Демиденко, М. В. Экономический рост в Республике Беларусь: факторы и оценка равновесия / М. В. Демиденко, А. С. Кузнецов // Банк. весн. – 2016. – № 26 (спец. вып). – С. 3-59.
12 Дмитрий Крутой: Беларусь рассчитывает привлечь ресурсы АБИИ для поддержки банковской системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.gov.by/ru/content/9403.
13 Зенькова, Л. П. Антикризисная политика трансформационных экономик: сравнительный анализ Украины, России, Беларуси и Болгарии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ibteu.by/bitstream/handle/22
14 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: учебник / В. В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 608 c.
15 Костин, А. Б. Анализ кризисных явлений в мировой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 2. – С. 34-43.
16 Костин, А. Б. Драйверы роста мировой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. – № 2.– С. 19-25.
17 Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 463 c.
18 Кураков, Л. П. Экономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, Н.Н. Дроздов, М.В. Игнатьев и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 752 с.
19 Липсиц, И. В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стероетип. – М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
20 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
21 Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/foreign_policy/priorities
22 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2021_2025.pdf.
23 Спартак, А. Н., Французов, В. В. Современные тенденции и риски в развитии мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 4.– С. 18-25.
24 Тихонов, А. Достижение экономического роста: приоритеты макро-динамической политики / А. Тихонов // Банковский вестник. – 2017. – № 1. – С. 7-12.
25 Чудаков, Б. А. Влияние глобального кризиса на внешнюю торговлю Республики Беларусь / Б. А. Чудаков // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA. – 2016. – № 9. – С. 32-39.
26 Экспорт важнейших видов продукции Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/godovwe_danne/eksport-vazhneishih-vidov-produktsii/
27 Investment policy responses to the COVID-19 pandemic / Investment policy monitor. Special issue № 4 / United Nations Conference on Trade and Development. – New York and Geneva: United Nations, UNCTAD. – 2020. – 16 р.
28 World Investment Report 2020: International production beyond the pandemic / United Nations Conference on Trade and Development. – New York and Geneva: United Nations, UNCTAD. – 2020. – 268 р.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты