Бюджетная система государства: понятие, принципы построения и способы бюджетного устройства
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Бюджетная система государства: понятие, принципы построения и способы бюджетного устройства»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Бюджетная система государства: понятие, принципы построения и способы бюджетного устройства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы бюджетной системы
2 Исследование бюджетной системы Республики Беларусь на современном этапе
3 Проблемы и перспективы развития бюджетной системы Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важность правильной организации бюджетного процесса и проведения адекватной, отвечающей реалиям времени бюджетной системы трудно переоценить в масштабах любой страны. Независимо от типа государственного устройства в странах функционируют бюджетные системы, состоящие из разного количества уровней, основой которых является бюджет.
В современных условиях бюджетная система служит важнейшим экономическим рычагом воздействия государства на хозяйственные процессы. Наряду с денежно-кредитной, бюджетная система представляет собой ключевое средство государственного влияния на развитие экономики, обусловленного необходимостью повысить ее конкурентоспособность.
Финансовая стабилизация экономики Республики Беларусь невозможна без использования эффективной бюджетной системы. Государственное регулирование непосредственно связано с решением таких проблем, как снижение бюджетного дефицита и государственного долга, обеспечение достаточных и стабильных поступлений в бюджет, повышение уровня собираемости налогов и сборов, снижение налоговой нагрузки на экономику и др.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что бюджетная система представляет собой ключевой инструмент макроэкономической системы, имеющей целью поддержать стабильный рост, противодействовать кризисам и инфляции, а также обеспечить высокую степень занятости человеческих ресурсов. Бюджет служит материальной основой осуществления государством своих функций, в особенности социального характера. Все больше средств перераспределяется через бюджет и социальные фонды.
Объект исследования – бюджетная система.
Предмет исследования – состояние бюджетной системы Республики Беларусь.
Цель работы – раскрытие теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной системы, современных тенденций и перспектив ее осуществления для обеспечения дальнейшего роста, и развития экономики Республики Беларусь.
Исходя из цели, следуют следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов бюджетной системы;
- изучение бюджетной системы Республики Беларусь и факторов, которые оказывают влияние на процесс её формирования;
- изучение проблем развития бюджетной системы Республики Беларусь на современном этапе;
- рассмотрение перспектив развития бюджетной системы Республики Беларусь.
Основными методами, используемыми при написании курсовой работы, являются метод сравнительного анализа, графический метод.
Теоретическую и информационную базу исследования составляют материалы зарубежной и отечественной литературы, статистические и информационные материалы Республики Беларусь, а также научные публикации по данной теме.
1 Теоретические основы бюджетной системы
Организация и принципы формирования бюджетов различных органов государственной власти и управления, взаимосвязь между ними, бюджетные права и бюджетный процесс включены в понятие структуры бюджета. Это определяется государственным устройством и государственной политикой.
Основой бюджетной структуры современного государства является бюджетная система и принципы ее построения.
Бюджетная система представляет собой совокупность всех видов действующих в стране бюджетов, основанных на экономических отношениях и правовых нормах.
Административно-территориальное деление страны определяет количество звеньев в бюджетной системе, поскольку каждый государственный орган имеет право на собственный бюджет. В странах с различными государственными структурами построение бюджетной системы имеет свои особенности. По форме правления страны делятся на унитарные и сложные [17, с. 71].
Унитарное государство является централизованным, состоящим из административно-территориальных единиц, не включающим другие территориальные единицы. Так, например, к ним относятся Великобритания, Франция, Япония, Италия, Польша, Румыния, Чехия, Болгария и многие другие.
Сложное государство – это союз государств или объединение относительно независимых территориальных единиц. Он может существовать как федерация, конфедерация, империя. Это такие страны, как Австралия, Австрия, Канада, Германия, Мексика, США, Россия.
Наиболее распространенная форма современного государства – унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства имеет следующие особенности [25, с. 115]:
- бюджетная система имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты;
- административно-территориальные образования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в сфере бюджетного процесса.
- Территориальные бюджеты связаны жесткой зависимостью от центрального бюджета. Это проявляется в том, что функции распределения доходов и расходов региональных бюджетов устанавливаются центральным правительством и регулируются конституцией и законами страны. Степень зависимости административно-территориальных образований от центрального правительства определяет уровень централизации бюджетной системы;
- существует единая система органов управления государством, степень подотчетности региональных бюджетов зависит от уровня централизации бюджетной системы.
2 Исследование бюджетной системы Республики Беларусь на современном этапе
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными элементами, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. От формы государственного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. Бюджетная система федеративного государства трехзвенная, состоящая из государственного федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. В соответствии со ст. 2 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь, бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь [2].
Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Центральным звеном бюджетной системы является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Функции местных органов власти, в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения этих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты.
Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся: сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся: городские (с районным делением), районные Советы, а к областному – областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.
3 Проблемы и перспективы развития бюджетной системы Республики Беларусь
Как в теории, так и в практике функционирования бюджетной системы возникает ряд проблем, решение которых требует реформирования бюджетного процесса на этапе планирования доходов бюджета. Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета уже разработан, в определенные моменты он недостаточно эффективен и нуждается в корректировке.
Учитывая, что налоги являются основным источником доходов бюджета, следует признать, что состояние базы доходов бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и в экономике в целом.
В ситуации спада производства, других негативных явлений доходы бюджета сокращаются. Если в, то же время не обеспечивается адекватное снижение затрат, возникает отрицательное сальдо бюджета. Конечно, наиболее важными факторами, влияющими на дефицит бюджета и определяющими его размеры, являются колебания ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды рецессии, когда ВВП низкий, бюджет, как правило, сокращается с дефицитом, а в периоды восстановления наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной части бюджета.
Это означает, что во время рецессии прямые налоги резко уменьшаются из-за сокращения налоговой базы. В то же время, определенные типы государственных расходов увеличиваются, что делает их несоответствующими циклу. Как правило, в периоды рецессии правительства принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает увеличение трансфертов в отрасли, производящие товары и услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.
В современных условиях вопрос эффективного формирования доходов государственного бюджета приобретает особую актуальность. Поскольку налоги являются основным источником доходов бюджета, возникает проблема налогового бремени. Увеличение налоговой нагрузки ведет к сокращению производства и перетоку капитала за границу. Республика Беларусь занимает лидирующие позиции на постсоветском пространстве в области высокого уровня налогообложения.
В условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытой экономики это создает значительные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках России и стран СНГ. Поэтому государству следует разработать ряд мер по снижению налоговой нагрузки, что будет стимулировать приток капитала и, соответственно, рост доходов бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Процесс трансформации бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присущи и основные функции финансов: перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства, контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы ее построения. Административно-территориальное деление страны определяет количество звеньев бюджетной системы, так как каждый орган государственной власти имеет право на собственный бюджет. В странах с различным государственным устройством построение бюджетной системы имеет свои особенности. По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные.
Бюджетная система – это система отношений, мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической системы, направленных на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного экономического и социального эффекта.
Бюджетная система представляет собой ключевой инструмент макроэкономической системы, имеющей целью поддержать стабильный рост, противодействовать кризисам и инфляции, а также обеспечить высокую степень занятости человеческих ресурсов. Бюджет служит материальной основой осуществления государством своих функций, в особенности социального характера.
В Республике Беларусь разработан, принят и действует целый ряд основополагающих, регламентирующих бюджетную систему документов, основным из которых является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, функционируют исполнительные органы власти (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и др.).
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита. Бюджетная система направлена на сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная система государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.
1. Абдурахманова, К. М. Организационно-методические основы формирования системы бюджетирования на промышленных предприятиях : Автореф. дис. ... канд. эконом. наук / К. М. Абдурахманова. – Махачкала, 2017. – 19 с.
2. Аввакумов, В. Г. Алгоритм синтеза матрицы Т. Саати для сравнения факторов нечисловой природы / В. Г. Аввакумов, М. В. Макурина // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016. – № 11. – С. 57-62.
3. Алексеева, Е. Ю. Совершенствование управления предприятиями машиностроения на основе бюджетирования : Автореф. дис. ... канд. эконом. Наук / Е. Ю. Алексеева. – Оренбург, 2018. – 24 с.
4. Береснева, М.В. Бюджетирование на современном этапе развития России / М.В. Береснева // Территория науки. – 2016. – №4. – С. 125-128.
5. Бондаренко, Т. Г. Необходимость финансового планирования в условиях современной экономики / Т.Г. Бондаренко, А.У. Солтаханов // Инновационная наука. – 2017. – № 2. – С. 164-168.
6. Бурякoвский, В. В. Финансы предприятий : учебник / В. В. Буряковский. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 354 с.
7. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 2/1509: Принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: Одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь (последняя редакция 29 декабря 2020 г.) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики, 2017. – 374 с.
9. Волокитина, Т. М. Формирование стратегически ориентированной системы бюджетирования / Т. М. Волокитина // Вестник Воронежского института экономики и социального управления; Воронеж. – 2016. – №2. – С. 29-33.
10. Воронова, М. А. Этапы постановки системы бюджетирования для кооперативной организации / М.А. Воронова // Молодой ученый. – 2019. – №7.3. – С. 6-10.
11. Добровольский, Е. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский, Б. Карабанов, П. Боровков, Е. Глухов. – СПб: Питер, 2018. – 478 с.
12. Ермолович, М. Л. Направления в совершенствовании налоговой системы // Вестник Министерства по налогам и сборам РБ. – 2016 – №48. – С. 6-7.
13. Живаева, Т. В. Проблемы внедрения бюджетирования на предприятии / Т.В. Живаева // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2016. – С. 11-16.
14. Жук, О.И. К вопросу формирования государственного бюджета в Республике Беларусь / О.И. Жук // Проблемы государственного управления и реформирования экономики: матер. респ. науч.-практ. конф. – Мн.: БГЭУ, 2016. – С. 34-35.
15. Зайков, Д. В. Управление промышленным предприятием на основе адаптивного бюджетирования : Автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Д. В. Зайков. – Старый Оскол, 2018. – 24 с.
16. Закон Республики Беларусь 30 декабря 2020 г. № 160-З «О республиканском бюджете на 2021 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_301218_160z.pdf.
17. Киричeнкo, Т. В. Финансовый менеджмент : учебник / Т. В. Киричeнкo. – Дaшкoв и Кo, 2017. – 484 с.
18. Ковалёва Н.В. Современные проблемы формирования доходной части местных бюджетов в Республике Беларусь / Н.В. Ковалёва // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – №6. – С. 18-24.
19. Кожин, В.А. Бюджетирование : учебное пособие / В.А. Кожин, Т.В. Шагалова, И.С. Жесткова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 245 с.
20. Мошкова, Т.А. Финансовое планирование и бюджетирование на промышленных предприятиях / Т.А. Мошкова. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 203 с.
21. Нан-Хоо, О.С. Бюджетирование: основные проблемы постановки в российских компаниях / О.С. Нан-Хоо // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2019. – С. 89-90.
22. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
23. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2017/yd2017.pdf.
24. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/yd2016.pdf.
25. Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330598158_Osnovnye_napravlenia_soversenstvovania_budzetnoj_i_nalogovoj_politiki_v_Respublike_Belarus
26. Пестравкин, А. А. Бюджетирование в системе стратегического управления финансами промышленного предприятия : Автореф. дис. ... канд. эконом. Наук / А. А. Пестравкин. – М., 2017. – 24 с.
27. Прокофьева, Т.В. Планирование и бюджетирование : учебное пособие / Т.В. Прокофьева. – Рубцовск: РИИ, 2016. – 127 с.
28. Ружанская, Л.С. Общий менеджмент : учебное пособие / Л.С. Ружанская [и др.]; под общ. ред. Л.С. Ружанской, И.В. Котляревской. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 116 с.
29. Родионова, В.М. Финансы / В.М. Родионова, Ю.А. Вавилов, Л.И. Гончаренко. – Москва: Финансы и статистика, 2014. – 426 с.
30. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – Москва: Финансы и статистика, 2011. – 504 с.
31. Сажина, М.А Бюджетная система государства / М.А. Сажина // Дайджест-Финансы. – 2016. – №27. – С. 10-12.
32. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс. Минский институт управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2013. – 216 с.
33. Фролов, В.Н. Все болезни от нервов, а в экономике от налогов / В.Н. Фролов // Финансы. – 2015. – №10. – С. 29-30.
34. Шунько, И.Н. Налоговая политика как инструмент либерализации экономики / И.Н. Шунько // Финансы, учет, аудит. – 2015. – №10. – С. 3-6.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты