ВВЕДЕНИЕ
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. Важнейшим принципиальным отличием рынка труда от остальных производственных ресурсов выражается в том, что данный рынок является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. В связи с этим, цена труда является ценой жизненного уровня, благополучия и социальной удовлетворенности не только работника, но и его семьи.
На этом рынке интересы трудящихся и работодателей, представляющих национальные, общественные и частные организации, сталкиваются. Отношения на рынке труда носят ярко выраженный социально-экономический характер. Они влияют на насущные потребности большинства населения. Механизм рынка труда определяет уровень занятости и заработной платы.
Рынок труда, существующий в Республике Беларусь, усугубляет социальные проблемы. Уровень жизни рабочих связан с уровнем их заработной платы. В сложившейся ситуации работник понимает, что его благосостояние напрямую зависит от качества его работы. Он пытается заработать больше и требует от работодателя соответствующих условий – для автоматизации работы, для полного использования рабочего времени, здоровые условия труда и т. д. Поэтому переход к рыночной экономике делает все более важным рационализировать использование ресурсов предприятия.
Aктуaльноcть выбрaнной темaтики иccледовaния обуcловленa вaжноcтью роль экономичеcких инcтитутов, к которым отноcитcя рынок трудa, в поcтоянно трaнcформирующемcя белорусского общеcтвa. Неоcпорим тот фaкт, что рынок трудa являетcя одной из центрaльной кaтегорией в cоциaльнотрудовых отношениях. Хорошо функционирующий рынок трудa, это не проcто необходимый cоциaльный инcтитут, a уcловие, без которого cвободнaя экономикa гоcудaрcтвa проcто невозможнa. Развитые и эффективно функционирующие институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений более определенной
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические основы рынка труда, проанализировать и сформулировать выводы.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть теоретические основы рынка труда;
– проанализировать развитие рынка труда и его институтов в Республике Беларусь;
– определить направления совершенствования институтов рынка труда Республики Беларусь.
Объектом исследования в курсовой работе является рынок труда Республики Беларусь.
1. Теоретические основы рынка труда и его институтов
Основным рынком трудa является система общественных отношений для примирения интересов работодателей и работников. Рынок трудa – это «экономическая среда или пространство, в котором посредством конкуренции между субъектами экономики определенный уровень занятости и уровень заработной платы определяются механизмом спроса и предложения». [1, с. 89].
Можно выделить несколько основных правил функционирования рынка труда. Первое – это экономические отношения данного вида рынка между спросом и предложением рабочей силы. Второе – это пересечение различных экономических и социальных интересов и функций. Третья позиция, с точки зрения компаний, – это сфера взаимоотношений между сотрудниками, то есть потенциальными или фактическими работниками, но с намерением перейти на другую работу в компании.
Рынку труда присущи важные особенности, накладывающие отпечаток на его функционирование:
– Невозможность отделения прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляется процессом расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
– Значительная временная продолжительность контактa продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предусматривает длительные отношения между продавцом и покупателем.
– Наличие и влияние не денежных аспектов сделки. Прежде всего, это условия труда, командный микроклимат, возможности рекламы и профессионального развития.
– Присутствие множества специфических институциональных структур. К таким структурам относятся: трудовое законодательство; различные учреждения и службы по регулированию занятости, национальные программы по труду и занятости и другие.
– Высокий уровень индивидуализации транзакций. Им присуще огромное разнообразие, потому что каждый сотрудник уникален по-своему, и каждая работа имеет свои отличия и предъявляет свои требования к заявителям.
2. Развитие рынка труда и его институтов в Республике Беларусь
Рынок труда Беларуси долгое время характеризовался низкой гибкостью и способностью адаптироваться к колебаниям в экономической конъюнктуре. Это связывали со слабой эффективностью инструментов количественной, качественной, ценовой и институциональной реакции рынка труда на структурные изменения [12, c.14].
Рынок труда занимает важное место в экономическом развитии Республики Беларусь. К характерным чертам рынка труда относятся являются низкая эффективность занятости и чрезмерное государственное регулирование. Цель национальной политики развития рынка труда заключается в поддержании низкого неравенства в оплате труда и максимальной занятости, что позволит избежать абсолютной нищеты и высокого неравенства. Помимо этого, регулирование государством рынка труда является важным элементом политического и делового цикла Республики Беларусь.
Вследствие этого во многих исследованиях указывается проблема медленной релокации трудовых ресурсов из неэффективных секторов экономики в эффективные, которая замедляет экономический рост Беларуси [12, c.15]. Низкая гибкость рынка труда Беларуси являлась результатом экономической политики государства. На протяжении многих лет в Беларуси проводилась политика поддержания полной занятости и роста реальной заработной платы с использованием директивных мер воздействия на экономику. Этому также способствовала структура экономики – преобладание государственного сектора в общем объеме занятости населения позволяло напрямую обеспечивать номинальный рост заработной платы. Сформированные институты рынка труда при этом имели ограниченное влияние. В частности, пособие по безработице, профсоюзное движение, минимальная заработная плата, система обеспечения исполнения контракта не играли важной роли в Беларуси. Часто это являлось результатом их незначительного формального статуса; в некоторых случаях они подменялись неформальными договоренностями, позволяющими обойти институциональные правила, установленные законодательством.
Административное вмешательство в работу рынка труда привело к искажению механизмов адаптации рынка труда. Вместо снижения занятости или заработной платы предприятия были вынуждены использовать практику:
а) перевода работников на неполный рабочий день;
б) предоставления отпуска без или с частичным сохранением заработной платы;
в) целодневного простоя.
Социально-экономическая политика Республики Беларусь базируется на социальных нормах-обеспечении эффективной занятости, повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы.
3. Направления совершенствования институтов рынка труда в Республике Беларусь
Рынок труда играет важную роль в экономике Беларуси. Его основными особенностями являются низкая эффективность занятости и чрезмерное государственное регулирование.
Национальная политика на рынке труда направлена на поддержание низкой дифференциации заработной платы и содействие максимальной занятости, что позволит избежать абсолютной бедности и высокого неравенства. Более того, государственное регулирование на рынке труда является важным элементом политического делового цикла, который давно поддерживается в Беларуси [19, с. 36].
В настоящее время в существующих условиях могут быть предложены лишь некоторые меры по ликвидации массовой безработицы, снижению напряженности на рынке труда страны и достижению наибольшего баланса между спросом и предложением рабочей силы по структуре и количеству.
Главное место для создания необходимого спроса на рабочую силу — это создание новых возможностей для трудоустройства. Опыт развитых стран в этой области доказывает, что целесообразность государства в управлении процессом создания рабочих мест заключается не столько в прямых инвестициях в национальную экономику, сколько в предоставлении налоговых и кредитных льгот компаниям, создающим эти рабочие места. Дальнейшая оптимизация и совершенствование налоговой системы Республики Беларусь, а точнее, снижение налогов, будут способствовать росту корпоративных сбережений. Эти накопления затем могут быть использованы для расширения и модернизации производства и создания новых рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и обновление рабочих мест в отраслях экономики, где продукция, производимая предприятиями, конкурентоспособна на рынке, а также в чрезвычайно важных отраслях промышленности, в которых нуждается страна.
Еще одним основным направлением государственного регулирования за белорусским рынком труда является подготовка и переподготовка (повышение квалификации) безработных граждан. Данная мера направлена на повышение конкурентоспособности населения на рынке труда, расширение перечня возможностей для эффективной занятости и развитие самозанятости. С этой целью национальные органы управления и службы занятости обязаны обеспечить наилучшее соответствие между количеством и спросом на квалифицированные кадры в национальной экономике.
Одним из направлений для дальнейшего развития института подготовки кадров должно стать постепенное улучшение качества обучения, плавный переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и определения квалифицированных специалистов, прежде всего, обучающихся в ПТУ либо колледжах [20, c.150].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда – это рынок ресурсов труда как продукции, баланс между ценой и количеством которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Таким образом, рынок труда представляет собой экономическую среду или пространство, где посредством конкуренции между субъектами экономики определенный уровень спроса и предложения определяет определенный уровень занятости и уровня заработной платы.
Труд, у большинства населения, выступает важнейшим источником благосостояния и дохода. С экономической точки зрения труд выступает основополагающим производственным ресурсом.
Под институтом рынка труда подразумевается совокупность институтов, состоящая из правил поведения агентов на рынке труда и внешнего механизма принуждения агентов к исполнению этих правил. То есть в состав института должны входить, во-первых, правила поведения экономических агентов в определенных ситуациях; во-вторых, правила поведения гарантов выполнения правил в случаях выявления соответствующих отклонений.
В настоящее время рынок труда Республики Беларусь характеризуется неоднозначной тенденцией, которая выражается в сокращении численности рабочей силы на фоне уменьшения зарегистрированного уровня безработицы, в росте численности безработных среди молодежи. а также резком падении уровня предложения на рынке труда (имеющихся вакансий).
Численность рабочей силы в 2020 году сократилась 1 % по сравнению с 2018 годом. При этом занятое население за исследуемый период сократилось на 0,2 %, а число безработных – на 15,8 %. Наибольшая численность безработных приходится на возраст от 15 до 19 лет и от 20 до 24 лет. При этом процент безработных по данным возрастным категориям вырос в 2020 году на 6,8 п. п. и на 2,1 п. п. соответственно. По остальным возрастным категориям наблюдается сокращение процента безработных. В 2020 году размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы увеличился по сравнению с 2019 годом.
В настоящее время политика государства в сфере развития рынка труда и его институционализации направлена на расширение возможностей к трудоустройству, развитию системы обучения кадров, совершенствование правовых основ функционирования рынка труда и др.
1. Адамчук, В.В. Экономика труда / В.В. Адамчук – М: ИНФРА – М, 2009. – 415 с.
2. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Прогресс, 2008. – 190 с.
3. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 416 с.
4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
5. Завельский, М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций / М.Г. Завельский. – М.: НОРМА, 2011. – 281 с.
6. Бочарова, И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования / И.Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 25. – С. 2-7.
7. Ашмаров И.А. Экономические институты рынка труда: дисс. …Канд. эконом. наук / И.А. Ашмаров. – Воронеж, 2003.
8. Карпушкина А.В. Генезис институтов социально-трудовых отношений / А.В. Карпушкина // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - № 34 (241)
9. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon.
10. Ефремова А.А. Институты рынка в современной экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26148889_38805825.pdf.
11. Протасова Е.Н. Специфика определения институтов на рынке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21543267_15161874.pdf.
12. Мирончик, Н. Как ускорить рост белорусской экономики? / Н. Мирончик, А. Левихина // Банкаўскі веснік. – Тэматычны выпуск «Исследования банка № 19». – 2020. – 23 с.
13. Динамика численности рабочей силы [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/.
14. Труд и занятость в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/ofitsialnye-publikatsii_7/index_18062/.
15. Мазоль, О. Стратегии трудового поведения / О. Мазоль // Центр экономических исследований «БЕРОК». – 2020. – 4 с.
16. Закревская, А. А. Состояние и перспективы развития рынка труда Республики Беларусь / А. А. Закревская // Социально-трудовая сфера и демографическое развитие Республики Беларусь: материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. – 28–29 нояб. 2017 г.; гл. ред. Т. Н. Миронова [и др.]. – Минск: Колорград, 2018. – С. 31–37.
17. Говорова Н.В. Европейский рынок труда: ситуация в регионах, 2019 – С. 103-111
18. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2015. – 283 с.
19. Экономическая теория: учебник / под ред. И.П. Николаевой. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
20. Винокуров, Е.Ф. Характеристики движения трудовых ресурсов и уровень безработицы / Е.Ф. Винокуров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Образование. – 2019. – Т. 23. № 4. – С. 148-155.
21. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon.