Розничная торговая сеть организации: анализ состояния и эффективности ее использования
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Розничная торговая сеть организации: анализ состояния и эффективности ее использования»
по дисциплине: «Экономика отрасли»
2021
45.00 BYN
Розничная торговая сеть организации: анализ состояния и эффективности ее использования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика отрасли
Организация: Санта Ритейл, ООО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет по кадрам за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выписка из отчета о числе торговых мест на рынках, в торговых центрах за 2019-2020гг
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Выписка из отчета о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания за 2019-200гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Выписка из отчета о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания за 2019-200гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в современных условиях хозяйствования
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Санта Ритейл»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной торговой сети
2.3 Оценка размещения розничной торговой сети и обеспеченности ею населенных пунктов, анализ ее соответствия социальным стандартам
2.4 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Торговля призвана удовлетворять общественные потребности населения в товарах своевременно и с наименьшими затратами. Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть. К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций.
Важным элементом системы торгового обслуживания покупателей является используемый метод продажи товаров в магазине. Для покупателей этот показатель в значительной мере определяет удобства совершения покупки в торговой сети и объем затрат времени на обслуживание. В настоящее время в Республике Беларусь эффективным является использование покупателями мелкорозничной торговой сети, особенно это актуально в сельском местности.
Главная цель коммерческой деятельности получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре обслуживания. Это требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Эта цель в экономике Республики Беларусь достигается на основе эффективной организации производства с применением современных достижений научно-технического прогресса, разделения и организации труда.
Если организация торговли правильно будет использовать один или несколько торговых сетей продажи товаров, усовершенствовать их, то это приведет к большему количеству потребителей, которые проявят интерес к этой организации, что приведет к большему объёму покупок, то есть к повышению товарооборота. Таким образом, использование и развитие методов продажи товаров через мелкорозничную торговую сеть является важной составляющей развития торговой сети. Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых организаций.
Важную роль в эффективной деятельности торговых организациях играет торгово-технологический процесс. От правильной организации торгово-технологического процесса в торговых объектах зависит их прибыль. Правильная организация работы розничной организации относительно применяемых методов продаж и предлагаемого к продаже ассортимента продукции самым прямым образом влияет на величину его товарооборота и, как следствие, на результат всей финансовой деятельности организации. Эффективность методов продаж, используемых торговой организацией, должна тщательным образом анализироваться и совершенствоваться.
1 ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в современных условиях хозяйствования
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством которого товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Торговля является важным звеном в сфере товарного обращения. В условиях рыночных отношений усиливается влияние торговли на эффективность общественного производства, так как благодаря ее качественной работе улучшаются показатели деятельности в других отраслях национальной экономики, повышается уровень жизни населения. Около 80% всех материальных благ население получает с помощью торговли.
Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.
Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупную и важную самостоятельную отрасль национальной экономики, включающую совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающую общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса.
Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности [13, c. 142].
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Санта Ритейл»
ООО «Санта Ритейл» - крупная национальная сеть магазинов различных форматов: маркеты, супермаркеты и магазины-эконом.
По всей Беларуси включает более 20 магазинов, основными видами деятельности которых являются оптовая и розничная торговля, собственное производство, оказание услуг аренды. ООО «Санта Ритейл» входит в холдинг Группа компаний «Санта», который включает свыше 40 компаний.
Среди них поставщики сырья, производители готовой продукции, дистрибуционные и логистические компании, ритейлерская сеть и другие компании.
Структура предприятия и его подразделений утверждается директором. Организационная структура ООО «Санта Ритейл» отвечает линейно-функциональному построению.
Сложившаяся структура управления ООО «Санта Ритейл» в большей степени тяготеет к линейному типу. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель –управляющий. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов, помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений:
- коммерческое и хозяйственное подразделение;
- бухгалтерия (гл. бухгалтер);
- экономическое подразделение и др.
Функциональные подразделения по структуре управления находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь через главного руководителя, либо в пределах своих полномочий непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Организацию возглавляет управляющий, который назначается и увольняется с занимаемой должности. Главный бухгалтер организации, главный инженер назначаются и увольняются с должности управляющим по согласованию с собственником.
Поскольку здесь доминирует вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения, управляющий ООО «Санта Ритейл» обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
На современном этапе оправдан пересмотр подходов в оценке эффективности торговли применительно к рыночной экономике. Эффективность торговли может быть оценена только системой показателей, отражающих обобщенно и социальную, и экономическую эффективность.
Особенностью процессов, происходящих в сфере обращения, является тот факт, что результатом ее функционирования выступает не создание продуктов, а удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг, а также то, что эффект проявляется не только в самой этой сфере, но и за ее пределами. Через ускорение процесса обращения сфера обращения влияет на весь воспроизводственный цикл, рост общественной производительности труда, а значит, и на конечный результат - экономическую эффективность развития экономики в целом.
Основными тенденциями развития внутренней торговли Республики Беларусь в настоящее время являются:
1. Рост доли частных торговых организаций в структуре как розничной, так и оптовой торговли в разрезах «количество торговых объектов» и «объемы продаж».
2. Повышение объемов продаж розничной торговли в текущих ценах и снижение в сопоставимых в целом и в среднем на одного потребителя, т. е. снижение реальных объемов продаж.
3. Увеличение удельного веса продаж продовольственных товаров в общем объеме продаж.
4. Опережение роста объемов продаж организациями по сравнению с рынками и торговыми центрами.
5. Активизация и, соответственно, увеличение доли электронной торговли и торговли с использованием пластиковых карт.
6. Усиление приверженности потребителей к приобретению товаров в супермаркетах и гипермаркетах.
7. Активизация продаж через новые каналы торговли (мобильные предложения, социальные сети и др.).
8. Рост доли трудовой занятости в торговле.
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, основной целью стратегического развития торговли внутренней торговли является стабильное обеспечение спроса различных категорий населения в высококачественных товарах широкого ассортимента, преимущественно отечественного производства, при высоком уровне обслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговля является важным звеном на рынке товаров, которое предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям.
Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации. Поэтому ее совершенствование будет способствовать расширению сегмента рынка, а, следовательно, жизнеобеспечению функционирования кооперативных организаций как особых социально ориентированных хозяйствующих субъектов. На долю оборота розничной торговли приходится более 60% совокупного объема деятельности потребительской кооперации, поэтому экономический рост данного вида деятельности в основном определяет экономический рост всей системы.
Посредством реализации товаров и услуг через розничную торговую сеть в Республике Беларусь реализуется и развивается долгосрочная кооперативная политика, направленная на преодоление бедности, безработицы и повышения качества жизни населения, проживающего в сельской местности.
Эффективность деятельности розничной торговой организации во многом зависит от организации процесса продажи товаров в магазине и применяемых методов продажи. Традиционно все анализируемые показатели для оценки эффективности используемого метода условно подразделяются на три группы: экономические, технико-технологические, социальные.
Изучив методы розничной продажи товаров, понятие и их сравнительную характеристику моно сделать выводы:
- существует ряд методов продаж, которые применяются в современном мире при розничной продаже товаров. Они имеют как свои достоинства, так и недостатки.
- при выборе методов продаж, а именно какими из них пользоваться, организациям торговли следует исходить из соображений логики и предпочтительности тех методов, которые лучше всего подходят для торговли той или иной товарной группой;
- самым важным факторов выбора метода продаж является экономическая эффективность. Наиболее экономически эффективными являются прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажа по предварительным заказам, электронная торговля, торговля через автоматы.
1. Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский. - Москва: Изд-во Форум. - Инфра-М. - 2016. - 672 с.
2. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 480 c.
3. Бланк, И. А. Управление финансовыми ресурсам / И.А. Бланк - Москва: Омега-Л, 2018. - 768 с.
4. Борисов, Е.Ф. Экономика / Е.Ф. Борисов, - Москва: ИНФРА-М. 2017. - 256 с.
5. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. - 9-е изд., перераб. и доп.- Москва: ИТК Дашков и К. - 2016. - 600 с.
6. Годичева, Н.Д. Теория и практика моделирования финансово-экономических процессов в условиях экономической неопределенности: учеб.пособие/ Н.Д. Голичева, О.М. Гусарова.; Смолен. фил. Финуниверситета. - Смоленск : Маджента, 2016. - 227 с.
7. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 688 с.
8. Гриценко, А.Н. Методы расчета показателей / А.Н. Гриценко // В сборнике: Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. — 2018. — №2 — С. 52-55.
9. Дурнаева, И.В. Факторный анализ финансовых результатов / И.В. Дурнаева // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 119-124.
10. Казакова, Н.А. Современный стратегический анализ: учебник / Н.А. Казакова. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 500 с.
11. Курбанова, П.Н. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и определение его рентабельности / П.Н. Курбанова // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 5-1 (84). - С. 131-134.
12. Млынарская, Т.И. Основные направления повышения рентабельности работы организации / Т.И. Млынарская // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 45. - С. 270-276.
13. Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: Учебное пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. - Москва: Инфра-М, 2019. - 288 c.
14. Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. – 608 с.
15. Сыроед, Т.Н. Экономика организации торговли : пособие для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов. В 2 ч. Ч. 2 / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; Т. Н. Сыроед, А. З. Коробкин, Н. А. Сныткова ; под. общ. ред. А. З. Коробкина. – 2-е изд., испр. – Гомель : БТЭУ, 2018. – 256 с.
16. Суглобов, А.Е. Экономический анализ: учебник / А.Е. Суглобов, О.Г. Карпович, С.А. Хмелев и др. - М.: Риор, 2018. - 168 c.
17. Толпегина, О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2018. - 672 c.
18. Торхова, А.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.Н. Торхова. – Изд. 3-е, стер. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 104 с.
19. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2017. - 374 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет по кадрам за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выписка из отчета о числе торговых мест на рынках, в торговых центрах за 2019-2020гг
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Выписка из отчета о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания за 2019-200гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Выписка из отчета о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания за 2019-200гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты