Ассортиментная структура розничного товарооборота, тенденции и закономерности развития, методы прогнозирования
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ассортиментная структура розничного товарооборота, тенденции и закономерности развития, методы прогнозирования»
по дисциплине: «Экономика торговли»
2021
45.00 BYN
Ассортиментная структура розничного товарооборота, тенденции и закономерности развития, методы прогнозирования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика торговли
Организация: СМФ, ООО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о рознице за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортиментный перечень сопутствующей мебельной фурнитуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о рознице за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортиментный перечень сопутствующей мебельной фурнитуры.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и сущность ассортиментной структуры розничного товарооборота, методы прогнозирования
1.1 Сущность ассортиментной структуры розничного товарооборота
1.2 Факторы, влияющие на ассортиментную структуру розничного товарооборота
1.3 Управление ассортиментной структурой розничного товарооборота, методы прогнозирования и условия их применения
2 Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «СМФ»
2.2 Исследование ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
2.3 Оценка влияния факторов на ассортиментную структуру розничного товарооборота ООО «СМФ»
3 Пути совершенствования ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
3.1 Оптимизация ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
3.2 Прогнозирование ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики в Беларуси многократно увеличился ассортимент различных товаров, в связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение по подходам к формированию ассортимента товаров в торговых объектах. Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
В число важнейших факторов эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
Торговые организации должны быть всесторонне осведомлены обо всех необходимых параметрах и потребительских свойствах производимых товаров. Они должны обладать, исчерпывающими знаниями о запросах и предпочтениях своих потребителей, и о возможностях применения на целевых сегментах тех или иных производимых товаров. При этом, наиболее важным является умение оптимальным образом сопоставить первые два условия между собой с тем, чтобы при ограниченных ресурсах принять такой ассортиментный перечень, который позволит получить наибольший эффект от осуществляемой деятельности и максимально удовлетворить потребности своих клиентов.
Суть проблемы формирования структуры ассортимента состоит в прогнозировании практически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе прогнозирования структуры ассортимента продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента его создании и заканчивая изъятием из товарной программы.
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной в современных условиях ведения торговой деятельности.
Целью написания данной курсовой работы является выявление факторов, влияющих на формирование показателей, определяющих структуру ассортиментного товарооборота, а также его прогноз.
Объектом исследования в данной работе является торговая деятельность ООО «СМФ».
1 Понятие и сущность ассортиментной структуры розничного товарооборота, методы прогнозирования
1.1 Сущность ассортиментной структуры розничного товарооборота
Для любой организации, заинтересованной в своем успехе, в высокой конкурентоспособности, важно организовать качественную ценовую и ассортиментную политику, совершенствовать ее постоянно. Эти действия помогут оставаться всегда на уровне и не выпасть из общего потока других компаний. Важное место в маркетинговой стратегии компании занимает ассортиментная политика.
Ассортиментная политика занимает наиболее важно место среди целого ряда инструментов, которые многие компании используют в процессе своей деятельности на рынке. На ассортиментную политику ложится очень важная задача: сделать так, чтобы выпускаемая предприятиями продукция соответствовала спросу покупателей по качественным характеристикам и необходимым объемам [5, c. 209].
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.
Розничный товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т.е. ассортиментным составом, количественная характеристика - с объемом реализации в денежном исчислении.
Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и не продовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры.
Товарная структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:
- хозяйственное мыло и сантехнические моющие средства;
- туалетное мыло и парфюмерия;
- галантерея и нитки;
- товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;
- трикотажные и чулочно-носочные изделия;
- одежда, белье, головные уборы и меха;
- ткани;
- обувь;
- другие непродовольственные товары.
2. Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «СМФ»
ООО «СМФ» создано в соответствии с законодательство Республики Беларусь, зарегистрирована: Минский областной исполнительный комитет 14.06.2015 в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с регистрационным номером 690664218.
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «СМФ».
Сокращенное наименование: ООО «СМФ».
Организация является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
В своей деятельности предприятие руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом.
ООО «СМФ» вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (основные средства и краткосрочные активы); образовывать фонды, предусмотренные законодательством Республики Беларусь; осуществлять предпринимательскую деятельность и привлекать заёмные средства физических и юридических лиц.
Целью деятельности организации является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли и удовлетворение экономических интересов Учредителя и работников организации.
Компания WestLine ‒ оптовый поставщик мебельной фурнитуры для производителей мебели.
Юридический адрес организации: 223043, Минская обл., Минский р-н, д. Цнянка, ул. Дзержинского 16А, комн. 31.
Рассмотрим динамику экономических показателей торговой деятельности ООО «СМФ» за 2019-2020 гг., которые представим в таблице 2.1
Как видно из данных таблицы 2.1, товарооборот ООО «СМФ» увеличивается, при этом темпы роста себестоимости произведенной продукции и материальных затрат в 2020 году были более высокими, что повлекло рост показателя затрат на 1 руб. произведенной продукции и снижение материалоотдачи.
Затраты на 1 руб. реализованной продукции в 2020 году увеличились на 0,021 руб., что также было следствием более высоких темпов роста себестоимости реализованной продукции ООО «СМФ» на фоне снижения выручки от реализации в 2020 году на 2,4 %, или на 647 тыс. руб.
3 Пути совершенствования ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
3.1 Оптимизация ассортиментной структуры розничного товарооборота ООО «СМФ»
Товары не находятся на одних и тех же позициях в рейтинге прибыльности долгое время. Меняются структура потребительских предпочтений, мода и мировые тренды, сезонность, стадия жизненного цикла продукта. Поэтому ассортиментная матрица интернет-магазина требует регулярного аудита. Отсутствие оптимизации товарной линейки не позволит удовлетворять запросы аудитории в долгосрочной перспективе
Оптимизация – качественные и количественные изменения структуры ассортиментного портфеля, которые проводятся для повышения его рациональности. Такие задачи возлагают на отдельную рабочую группу или реализовывают совместными усилиями руководителя отдела продаж, финансиста, маркетолога и технического специалиста. Спорные вопросы решаются путем голосования на тематических совещаниях.
Существует три основных направления оптимизации ассортимента:
- сокращение;
- расширение;
- обновление.
Какое из них подойдет, зависит от социально-экономических условий в стране, покупательской способности, целей, особенностей и финансовых возможностей бизнес-проекта. В положительной экономической обстановке товарная матрица оптимизируется с помощью частых обновлений и расширения.
В нестабильном финансовом положении ассортимент сокращается. Однако даже это важно делать правильно, исключая из каталога определенные категории и группы методом проб и ошибок. В первую очередь убирают дорогие, имиджевые, малооборачиваемые товары, продукцию с низкой ликвидностью.
Иногда достаточно не исключать позицию, а найти причину низкого спроса. Это может быть низкая квалификация менеджера по продажам, избыток товарных запасов, неправильная цена, отсутствие стимулирующих акций. Сокращая предложение, нужно всегда обращать внимание на роль, жизненный цикл и оборачиваемость товара. Бесполезных позиций, которые не генерируют поток покупателей и не приносят прибыль, в каталоге интернет-магазина быть не должно.
Процесс оптимизации ассортиментного портфеля предусматривает несколько обязательных этапов:
1. Анализ рыночной динамики и структуры спроса. Изучаются фактические данные о продажах отдельных товаров и товарных групп. В результате определяется уровень конкуренции, текущий спрос и тенденции его колебаний, объемы реализации каждого типа продукта в динамике. На основании анализа готовится список оптимальных решений относительно структуры ассортимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночных отношений планирование и формирование структуры ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы объекта розничной торговли. Планирование структуры ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия организации на рынке. Процесс формирования структуры ассортимента базируется на учете действий многих факторов: покупательский спрос, факторы социального и экономического характера, производство товаров, цена товаров, учитывается характер предъявляемого спроса, сезонность, а также тип магазинов и зона их деятельности. Формирование структуры ассортимента товарооборота в магазинах с учетом всех основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности организации и уровня торгового обслуживания населения.
Рекомендуется формировать сопоставимый ассортимент исходя из соотношений между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности групп покупателей, диапазона цен. Он позволяет организации создавать прочный имидж и обеспечивать стабильные отношения с поставщиками. Однако чрезмерная ограниченность ассортимента может сделать организацию, уязвимой по отношению к внешней среде, колебаниям в поставках, конкурентам. Поэтому следует говорить о формировании ассортимента оптимальной полноты с учетом всех существующих факторов.
Товарооборот в 2020 году увеличился на 79837 тыс. руб. Основным фактором роста стало увеличение поступления товаров. Динамика роста запасов товаров положительно сказались на товарообороте. Рост выбытия товаров снизил товарооборот. Таким образом, поступление товаров положительно влияет на динамику розничного товарооборота, а прочее выбытие и запасы на конец года отрицательно.
Анализ состава и структуры показал, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом розничный товарооборот увеличился 0,17 %, при этом в сопоставимых ценах наблюдается его уменьшение. В 2019-2020 гг. наибольший удельный вес принадлежит непродовольственным товарам, не включенным в другие группировки.
Наибольшая реализация приходится на кровати-трансформеры, полкодержатели и стекольную фурнитуру, что объясняется более высокими ценами на данные товары по сравнению с другими, а также частотой спроса. Наименьший товарооборот приходится на алюминиевые профили рамочных фасадов. В целом в 2020 году наблюдается рост спроса на комплектующие для мебели.
Ассортимент анализируемых разновидностей сопутствующей мебельной фурнитуры достаточно полный, чтобы удовлетворять потребности населения в данных товарах.
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Выш.шк., 2019. – 511с.
2. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 365 с.
3. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник /С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – Минск: Выш. шк., 2015. – 352 с.
4. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник для вузов / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – 2-е изд., перераб. – Минск: Выш.шк., 2017. – 480 с.
5. Дурович, А.П. Основы маркетинга: учеб.пособие / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2018. – 512с.
6. Каменева, Н.Г., Полякова В.А. Маркетинговые исследования: учеб.пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Полякова. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 439с.
7. Колеснева, Е.П. Товарная политика предприятия отрасли: практикум / Е.П. Колеснева, С.И. Артеменко. – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 227с.
8. Коммерческая деятельность: практикум для аудиторных занятий / под ред. С.П. Гурской. – Гомель, БТЭУ ПК, 2019. – 148 с.
9. Лифиц, И. М. Показатели ассортимента: унификация терминологии и моделирования / И. М. Лифиц, М.А.Черкасова // Маркетинг.–2018.– С. 113 –125.
10. Михарева, В.А. Стратегический маркетинг: учеб.пособие / В.А. Михарева. – Минск: Изд-во Гревцова, 2018. – 208с.
11. Официальный сайт ООО «СМФ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://wline.by/
12. Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: учебник / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2015. – 288с.
13. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. – М.: Маркетинг, 2018. – 580 с.
14. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2019. – 317с.
15. Ройтер, Л.М. АВС и XYZ-анализ в управлении ассортиментной политикой / Л.М. Ройтер // Экономика и менеджмент. – 2016. – №6. – С.62-66
16. Садриев Д. АВС-анализ в оптимизации товарного ассортимента / Д. С. Садриев, Р. Д. Садриев // Маркетинг. – 2018.- №1. С. 119-125.
17. Светуньков, С.Г. Методы маркетинговых исследований: учеб. пособие / С.Г. Светуньков. – СПб: Изд-во «ДНК», 2018. – 352с.
18. Снегирева В. А. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. А. Снегирева. – СПб: Питер, 2015. – 416 с.
19. Черник, Н.Ю. Товарная политика предприятия: учеб. пособие / Н.Ю. Черник. – Минск: БГЭУ, 2017. – 278с.
20. Шябуня, О. Н. Экономика торговли : учебно-методический комплекс /О. Н. Шабуня. – Минск : БГАТУ, 2020. – 136 с.
21. Экономика торговли: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Н.С. Шелега, Р.П. Валевич. – Минск : Выш. шк., 2018. – 559 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о рознице за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортиментный перечень сопутствующей мебельной фурнитуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о рознице за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортиментный перечень сопутствующей мебельной фурнитуры.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты