Влияние внешнего государственного долга на экономику Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние внешнего государственного долга на экономику Республики Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Влияние внешнего государственного долга на экономику Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Понятие и виды государственного долга
1.2 Управление государственным долгом
2. Современное состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь
2.1 Особенности государственного долга в Республике Беларусь
2.2 Анализ внешнего долга Республики Беларусь за 2018-2020гг.
3. Влияние внешнего государственного долга на экономику Республики Беларусь
3.1 Анализ влияния внешнего долга на национальную экономику Республики Беларусь
3.2 Возможные пути решения сокращения государственного долга в Республике Беларусь, основанные на зарубежном и отечественном опыте
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время долговая политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Государственный долг, выступая рычагом государственного регулирования имеет воздействие на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость и другие социально-экономические процессы. Государственные заимствования необходимы для финансирования дефицита государственного бюджета, что и является основной причиной и предпосылкой его появления.
Кроме того, показатели внешнего государственного долга являются индикаторами безопасного функционирования страны и основой для привлечения иностранных инвестиций в государство. Значимость иностранного инвестирования заключается в том, что они могут быть альтернативой государственным заимствованиям, при этом не обременяя государственный бюджет необходимостью выплаты процентов и долга по ним.
В то же время необоснованное наращивание внешнего государственного долга, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов имеют дестабилизирующее влияние на экономику страны.
Помимо этого, чрезмерный внешний долг ведет к увеличению процентных ставок и может отрицательно сказаться на реальном секторе экономики. Повышенная зависимость от долга в иностранной валюте оказывает давление на обменный курс, вызывая напряженность в денежно-кредитной сфере, если возникают трудности с рефинансированием.
В Республике Беларусь уровень государственного долга к ВВП по оценкам МВФ приближается к пороговому уровню безопасности, поэтому исследования состояния и возможностей преодоления существующих проблем государственного долга является чрезвычайно важным, свидетельствую об актуальности данной темы исследования, чем и обоснован выбор темы работы.
Целью данной работы является исследование состояния внешнего долга Республики Беларусь. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы государственного внешнего долга;
- провести анализ состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь;
- изучить влияние внешнего государственного долга на экономику Республики Беларусь.
Объект исследования – внешний государственный долг.
Предмет исследования – влияние внешнего государственного долга на экономику Республики Беларусь.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривались теоретические аспекты государственного долга и государственного внешнего долга. Во второй главе был проведен анализ внешнего долга Республики Беларусь и его структура. В третьей главе изучено влияние внешнего долга на экономику Беларуси и пути его сокращения.
При выполнении работы использованы табличные методы анализа и аналитические методы и приемы.
Для проведения анализа данных были использованы нормативно-правовые акты Республики Беларусь; статьи в периодических изданиях: «Финансы. Учет. Аудит», «Банковский вестник», «Вестник БГЭУ», «Наука и инновации», данные официальных сайтов Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, а также учебные пособия и труды различных авторов.
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Понятие и виды государственного долга
Понятие «государственный долг» широко используется в современной экономической и финансовой литературе. Следует отметить, что это понятие уже не новое, как показывает обзор литературы по данной теме. В различное время при разных экономических режимах его формы и роль трансформировались, но сущность всегда одинакова – покрытие расходов бюджета. Соответственно, основной причиной образования государственного долга является дефицит бюджета (превышение величины его расходов над величиной доходов), вызванный различными факторами [15, с. 122].
Таким образом, можно сказать, что государственный долг – это сумма задолженности страны перед отечественными или иностранными физическими и юридическими лицами, а также правительствами других стран. Т.е. по сути, это есть общая сумма накопленных дефицитов бюджета (уменьшенная на сумму излишков бюджета при их наличии) и сумма задолженности иностранным кредиторам на определенную дату.
Следует отметить, что государственный долг существует у большей части стран, а в развитых странах государственный долг еще определяют и как общий объем непогашенных государственных облигаций. В настоящее время в мире существует тенденция к росту государственного долга из-за постоянной дефицитности государственных бюджетов. Соответственно, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившуюся у правительства вследствие заимствования денежных ресурсов, направленных на финансирование дефицитов прошлых лет [9, с.116].
Долговая политика, существующая в любом государстве, сегодня неотъемлемая часть экономической политики. Это связано с тем, что на макроэкономическом уровне государственный долг воздействует на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиционную политику государства, занятость, производство и иные социально-экономические процессы.
В этом смысле можно рассматривать государственный долг как положительное явление и как отрицательное. Существует множество точек зрения по этому вопросу, но величина положительного или отрицательного влияния государственного долга на экономику страны зависит от множества факторов, определяющих данную ситуацию. Так, с помощью государственных заимствований можно ослабить противоречия между величиной потребностей и возможностей по их финансированию из государственного бюджета. В качестве источника дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей государственные займы являются важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны [11, с.65].
С другой стороны, необоснованное наращивание величины государственного долга, связанное с выбором неподходящих форм, инструментов финансирования бюджетных дефицитов, оказывает отрицательное дестабилизирующее влияние на экономику страны.
2. Современное состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь
2.1 Особенности государственного долга в Республике Беларусь
Социальное, политическое и хозяйственное регулирование – это основные функции, которые выполняют расходы государственного бюджета.
Структура бюджета и удельный вес статей расходов государственного внешнего долга Республики Беларусь представлена почти одинаково со странами с развивающей рыночной экономикой:
- расходы по уменьшению внешнего государственного долга – до 7-8%;
- общегосударственная деятельность - до 45%;
- национальная оборона - до 5,5%;
- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – до 11%;
- обеспечение национальной экономики – до 12%;
- охрана окружающей среды - до 0,5%;
- жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство - до 0,08%;
- здравоохранение - до 4,5%;
- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации – до 2%;
- образование – не менее 4,5%;
- социальная политика до 7% [23].
Таким образом, в Республике Беларусь в связи наличие большого числа нараснията государственных долгов установлен лимит на 2022 год по возмещению государственного долга в размере 2,5 млрд. долларов США, а еще 1,2 млрд. долларов США - на его обслуживание.
В целях анализа государственного долга необходимо обращать внимание на следующие показатели:
а) неэффективность налоговой системы страны;
б) сниженная экономическая эффективность национальной экономики;
в) отсутствие доступных и полноценных источников внешнего финансирования (это особо заметно в переходные периоды).
г) завышение государственных расход (когда государство начинает жить не имеющимся средствам).
Как видно из ситуации в Республике Беларусь, государственный долг имеет тенденцию, единожды появившись и не полностью погашавшись, лишь наращиваться [18].
В Республике Беларусь государственный долг в сумме составляет 3,8 млрд. долларов США. Это на 8,8% больше, чем в 2020 году. При этом погашение обслуживания долга планируется целиком за счет бюджетных доходов и валютных остатков республиканского бюджета в размере 850 млн. USD, которые возникли в 2017 году в связи с размещением еврооблигаций РБ на 1,4 млрд. долларов США. При этом покрытие расходом по основному долгу планируется за счет рефинансирования бюджета.
3. Влияние внешнего государственного долга на экономику Республики Беларусь
3.1 Анализ влияния внешнего долга на национальную экономику Республики Беларусь
Последние несколько лет внешняя задолженность Беларуси росла высокими темпами. За три года величина внешнего долга Беларуси увеличилась на 2252,8 млн. долл. США, а темп его роста составил 135,7 %. Если внешний долг оценивать в процентах от ВВП, то темпы роста остаются не менее впечатляющими: за рассматриваемый период долг вырос с 16 до 28,7 % от ВВП. Привлечение внешнего заимствования в эти годы было реакцией на структурные дисбалансы в экономике Беларуси, приводившие к существенному дефициту текущего счета платёжного баланса. Использование других не долговых инструментов для финансирования внешнеторгового дефицита, в том числе прямых иностранных инвестиций, было ограниченным. Результатом этого стал стремительный рост долга и возникновение рисков для финансовой системы Беларуси в долгосрочном периоде [1, c. 195].
Внешний долг оказывает двойственное влияние на экономическое развитие страны. Он способен стимулировать рост за счет привлечения дополнительных инвестиций или, наоборот, сдерживать его, искажая стимулы в экономике, в том числе относительно инвестирования и проведения взвешенной макроэкономической политики, если его объем оказывается чрезмерным. В этом контексте внешняя долговая устойчивость понимается как способность страны обслуживать в полном объеме свои долговые обязательства без негативных последствий для её экономического роста.
В Республике Беларусь уровень внешнего долга регулируется Концепцией национальной безопасности. Она устанавливает допустимые значения внешнего долга относительно ключевых макроэкономических показателей. В частности, в неё утверждены следующие пороговые значения индикаторов внешней долговой безопасности, за пределами которых дальнейшее наращивание угрожает экономической безопасности страны:
- объем валового внешнего долга не должен превышать 55 % от ВВП;
- объем валового внешнего долга не должен превышать 100% от экспорта,
- доля краткосрочного внешнего долга в валовом долге должна быть менее 50%,
- государственный внешний долг не должен превышать 25% от ВВП,
- расходы по обслуживанию государственного внешнего долга не должны превышать 10% валютной выручки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Государственный долг – это сумма долговых обязательств страны перед физическими и юридическими лицами страны и иностранными лицами и организациями. Государственный долг является актуальной проблемой у большинства стран в мире (развитых, развивающихся, с переходной экономикой). Основным классификационным признаком государственных займов в составе государственного долга является признак субъектов-кредиторов, в соответствии с которым государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
2. Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению, т.е. разработку и проведение мероприятий, направленных на выплату процентов по займам и погашение основной части долга, а также мер по преодолению конфликтов между кредитором и заемщиком в случае невозможности выполнения своих договорных обязательств. Существуют различные методы управления государственным долгом, применение которых определяется в зависимости от поставленных целей.
3. Республика Беларусь имеет ограничения по доступу к внешним источникам финансирования. Кроме того стране приходится использовать национальную банковскую систему, чтобы оказать поддержку экономике в целом.
4.По состоянию на 1 января 2020 года госдолг составляет 44,8 млрд рублей, что на 1,3% меньше, чем с начала года (600 млн рублей), что составляет 33,7% ВВП, а порог не превышает 45% ВВП: Внешний государственный долг - 27,1% ВВП, внутренний государственный долг - 6,6% ВВП. По состоянию на 1 января 2020 года государственный внешний долг составлял 17,1 млрд долларов США, что на 200 млн долларов США (включая курсовые разницы) больше, чем на начало года, т.е. на 1,4%.
По состоянию на 1 декабря 2020 года государственный долг Республики Беларусь составил 56,3 млрд рублей, увеличившись на 25,6% по сравнению с началом 2020 года. Внешний государственный долг составил 18,2 миллиарда долларов США, увеличившись на 1 миллиард долларов США (включая курсовую разницу) с начала года, увеличившись на 5,9%.
Государственный долг Республики Беларусь на 1 февраля 2021 года составил 59,7 млрд рублей, увеличившись на 3,3% по сравнению с началом 2021 года. Внешний государственный долг составил 18,3 миллиарда долларов США, увеличившись на 300 миллионов долларов США (включая курсовую разницу) по сравнению с началом года, увеличившись на 1,4%.
5.Важно понимать о разумном управлении государственным внутренним и внешним долгами. Это может способствовать снижению долга и наращиванию темпов экономического роста, а также укреплению финансового положения страны. Правительство Республики Беларусь старается обеспечивать погашение и обслуживание государственного долга за счет средств республиканского бюджета, а также другими имущественными ценностями, которые находятся в собственности страны.
Среди рассмотренных относительных показателей внешнего долга Республики Беларусь особое внимание следует уделить отношению валового внешнего долга к ВВП, так как его значение не соответствует рекомендованному на протяжение 5 лет, что говорит о высокой долговой нагрузке на экономику. Республика Беларусь так же недостаточно обеспечена поступлениями от экспорта для покрытия внешнего долга.
1. Алексеенко, Т.С., Щепило, А.С. Проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Т.С. Алексеенко, А.С. Щепило // Молодежь для науки и экономики: разработки и перспективы: сборник научных статей VI международного форума молодых ученых, Гомель – Новая Гута, 1–2 июня 2017г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под. науч. ред. А. П. Бобовича. – Гомель, 2017. – С. 194–197.
2. Беларусь до 2025 года должна выплатить 23,5 млрд. долларов госдолга. Министр финансов Максим Ермолович видит три направления для сглаживания пиковых выплат [Электронный ресурс] // Сайт белорусских исследований. – Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2018/09/10/3-puti-po-snizheniyu-gosdolga-belarusi.html.
3. Белковец, А. Итоги и перспективы рынка государственных облигаций / А. Белковец // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 4. – С. 21-22.
4. Войтко, К., Свищева, Д. О порядке привлечения внешних займов под гарантии Правительства / К. Войтко, Д. Свищева // Финансы. Учет. Аудит. – 2014. – № 4. – С. 38-41.
5. Госдолг Беларуси – уже за красной чертой [Электронный ресурс] / Сайт Белорусский партизан. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://belaruspartisan.by/m/economic/448828/.
5. Госдолг Беларуси – уже за красной чертой [Электронный ресурс] / Сайт Белорусский партизан. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://belaruspartisan.by/m/economic/448828/.
6. Госдолг стран мира 2020г. [Электронный ресурс] // Сайт финансовой аналитики. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/15_gosdolg-stran-mira-2018/.
7. Дайнеко, А. Управление внешним долгом в Беларуси и зарубежных странах / А. Дайнеко // Наука и инновации. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
8. Динамика абсолютных и относительных показателей внешнего долга Республики Беларусь / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExtemalDebt/Indic.xls.
9. Зяткина, Т.Ю. Проблема государственного долга и пути ее решения / Т.Ю. Зяткина // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. – С. 115-117.
10. Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
11. Коренев, Е. В. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения / Е. В. Коренев // Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. – 2004. – № 2. – С. 61-66.
12. Макроэкономика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. А. Воробьев и др.]; под редакцией В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 226 с.
13. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. Вузов / [И.В. Новикова и др.]; под редакцией И.В. Новиковой, Ю.М. Яснинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2011. – 343 с.
14. Макроэкономика: учебное пособие / [М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2012. – 315 с.
15. Макроэкономика: учебник для вузов / [Л.П. Кураков и др.]; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
16. Марусева, К. Анализ основных этапов долговой политики Республики Беларусь / К. Марусева // Банковский вестник. – 2017. – № 3. – С. 52-57.
17. Методы управления государственным долгом [Электронный ресурс] / Аналитический сайт Finance. – Режим доступа: http://finance0.ru/?id=409.
18. О республиканском бюджете на 2020г. [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 31декабря 2017г. № 86-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11700086.
19. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение за январь-октябрь 2018г. / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск. 2019. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ectendencies/rep_2018_10_ot.pdf.
20. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за январь-сентябрь 2018г.: стат. бюл. / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2018. – 215 с.
21. Попкова, А.С. Анализ валового внешнего долга Беларуси на основе данных платежного баланса страны / А.С. Попкова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. – 2011. – № 5. – С. 9-18.
22. Ромейко, О.А. Государственный долг Республики Беларусь и управление им / О. А. Ромейко // Экономика глазами молодых: материалы V Международного экономического форума молодых ученых, (Минск, 1-3 июня 2012 года) / [редкол.: Г.А. Короленок и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорус. гос. экон. ун-т», Совет молодых ученых БГЭУ. – Минск: БГАТУ, 2012. – С. 339-341.
23. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/publik/ru/home/sitemap
24. Скрипелева, А. В. Особенности управления государственным долгом / А.В. Скрипелева // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 271-275.
25. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Мировая экономика» и «Финансы и кредит» / А.З. Селезнев; под ред. В. Ю. Катасонова. – Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. междунар. валютно-кредитных отношений. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 282с.
26. Чайковская, В. А. Государственный долг Республики Беларусь / В. А. Чайковская, Е. Н. Клименок // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 323-327.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты