Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Содержание фискальной политики государства и ее разновидности
1.1 Сущность, цели и методы фискальной политики
1.2 Инструменты и виды фискальной политики
2 Анализ фискальной политики и ее эффективности в условиях Беларуси
2.1 Особенности фискальной политики Республики Беларусь
2.2 Анализ выполнения фискальной политики в Республике Беларусь
3 Совершенствование фискальной политики в условиях экономической рецессии
3.1 Основные недостатки фискальной политики Республики Беларусь
3.2 Направления совершенствования фискальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных видов макроэкономического регулирования является бюджетно-налоговая политика. Фискальная политика – это меры, которые предпринимаются правительственными органами по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей для регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен. Фискальная политика осуществляется в любой стране, в независимости от того, осознанная она или нет.
Основные инструменты бюджетно-налоговой политики – это государственные расходы, налоги, трансферты. Государство регулирует расходы исходя из своего бюджета. А основной долей бюджета являются налоги. Следовательно, их взаимодействие очень важно для осуществления фискальной политики. Очень важно определить правильное налогообложение в стране, чтобы поступления в бюджет соответствовали оптимальным планам правительства.
Тема фискальной политики очень актуальна для Республики Беларусь. Именно от того, какую бюджетно-налоговую политику предпримет государство, насколько точно определит роль каждого инструмента, зависит эффективность данной политики.
Цель работы – проанализировать состояние фискальной политики Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.
Для достижения данных целей, были поставлены следующие задачи:
- изучение содержания фискальной политики государства;
- анализ особенностей проведения фискальной политики и ее эффективности в Республике Беларусь;
- выявление направлений совершенствования фискальной политики Республики Беларусь в условиях экономической рецессии.
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – особенности выполнения фискальной политики Республики Беларусь.
Для достижения поставленных целей были применены такие методы как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, системный, логический анализ, описание, классификация.
Данной проблемой занимались Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, С. Фишер. Отдельные аспекты бюджетно-налоговой политики рассмотрены и в работах белорусских ученых, таких как: И.В. Новикова, Д.А. Неверов, Е.Ф. Киреева.
Для написания курсовой работы были задействованы различные источники: учебные пособия разных авторов, публикации и статьи, электронные ресурсы, а также журнал «Наука и инновации».
1 Содержание фискальной политики государства и ее разновидности
1.1 Сущность, цели и методы фискальной политики
Совокупность различных государственных мер, которые имеют направленность на упорядочение хода экономических процессов, а также используемые, для оказания влияния на данные процессы или предопределения их результатов называются экономической политикой.
В зависимости от области, на которую желает воздействовать государство, а также различных способов и инструментов осуществления государственной экономической политики различают несколько её видов. При этом, общепринятой, единой классификации данных видов экономической политики не существует, и различные авторы по-разному называют отдельные ее виды. В укрупненном плане принято выделять следующие виды государственной политики:
‐ фискальная (финансово-бюджетная) политика;
‐ монетарная (кредитно-денежная) политика;
‐ внешнеэкономическая политика.
Стоит отметить, что бюджет и налоги являются главными средствами, которые используются при перераспределении доходов, а также наиболее важными орудиями для регулирования экономики и экономической политики на государственном уровне. В свою очередь бюджет и налоги также являются тесно связанными категориями, в связи с чем, часто говорят о бюджетно-налоговой политике, как совместном мероприятии. Вместо термина «бюджетно-налоговый» часто имеет место быть его синоним - «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).
Фискальная политика оказывает как благотворное, так и отрицательное воздействие на стабильность национальной экономики. Отметим, что в целом фискальная политика проявляется в объединении различных государственных мероприятий, связанных с организацией управления финансовыми ресурсами страны, а также их использовании в целях решения разнообразных государственных социально-экономических проблем. Фискальная политика имеет возможность распространяться на мобилизацию и привлечение необходимых денежных средств для государства, а также их распределение и обеспечение применения данных средств по назначению.
В макроэкономическом анализе не существует единой, как уже говорилось выше, формулировки термина, определяющего фискальную политику. Существует множество ее определений, таких как:
‐ фискальной политикой называется формирование государственного бюджета через систему налогообложения и последующее манипулирование средствами данного бюджета для достижения поставленных целей: роста производства, занятости, а также снижение темпов инфляции.
2 Анализ фискальной политики и ее эффективности в условиях Беларуси
2.1 Особенности фискальной политики Республики Беларусь
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы определено: бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
В области налоговой политики на 2016 – 2020 гг. продолжена налоговая реформа, которая продолжает обеспечивать закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности всей налоговой системы, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее повышение конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налоговой нагрузки на экономику.
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики на протяжении многих лет являлось сокращение дефицита бюджета на уровне, контролирующем обеспечение финансовой безопасности страны [12, с. 15-16].
Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране бюджетно-налоговой политики являются ее преимущественно фискальный характер, который сдерживает производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей [2, с. 120].
В результате за последние несколько лет был достигнут значительный прогресс в создании бюджетной системы, отвечающей требованиям современных рынков. Фактически она перешла от административно-командного механизма перераспределения всех государственных ресурсов к рыночной налоговой системе и сочетанию бюджетных расходов, главным образом для обеспечения функционирования государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Однако существует ряд вопросов, требующих дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства, направленного на снижение и повышение эффективности расходования бюджетных средств на принципах бюджетной дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической эффективности бюджетного процесса.
3 Совершенствование фискальной политики в условиях экономической рецессии
3.1 Основные недостатки фискальной политики Республики Беларусь
В настоящее время основным недостатком нашей бюджетной политики является ее характер, который ограничивает производственную и инвестиционную деятельность товаропроизводителей. Существует слабая координация между фискальной политикой и другими формами государственного регулирования, главным образом денежно-кредитной политикой.
Сильное налоговое давление ведет к сокращению налоговых и неналоговых доходов, стимулируя уклонение от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налоговую базу, сокращает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых иностранных инвестиций. В настоящее время значительная часть доходов населения страны поступает из негосударственных секторов экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, исключая практику административного взыскания части доходов на финансирование государственных расходов. Только через налоги можно постоянно участвовать в формировании доходов государственного бюджета.
Существенными недостатками национальной налоговой системы можно отнести:
– отсутствие системного подхода к формированию концепции налоговой политики, которая бы обеспечивала устойчивый экономический рост, и соответствующую национальную модель экономики;
– высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и неналоговых инструментов;
– нестабильность налогового законодательства, что привело к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантии для участников налоговых отношений, а также к уклонению представителей бизнеса от уплаты налогов.
В то же время тревожит рост целевых бюджетных и внебюджетных фондов, которые выходят за рамки общей концепции сокращения уровня изъятия доходов. Основная нагрузка ложится на фонды, механизм исчисления которых предусматривает обложение либо выручки от реализации продукции, товаров, услуг, работ, либо увеличение себестоимости.
Создание налоговой системы, достаточной для удовлетворения социально-ориентированной экономически, должно обеспечить комплексность и целенаправленность формирования налоговой системы и иных неналоговых и целевых изъятий на единой правовой основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из основных видов макроэкономического регулирования является бюджетно-налоговая политика. От проведения данной политики зависит состояние консолидированного бюджета страны, а также и государственные расходы.
Фискальная политика государства – это целенаправленное действие государства по мобилизации и рационализации финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций в соответствии с действующим законодательством. Стратегическая цель фискальной политики заключается в том, чтобы оказывать наилучшее воздействие на национальную экономику и обеспечивать устойчивый и долгосрочный экономический рост. В зависимости от стадии цикла, в котором находится экономика, существуют стимулы и ограничения на фискальную политику. По механизму реагирования на изменение экономической ситуации налогово-бюджетная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную фискальную политику.
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров доходов и расходов бюджета, а управление государственным долгом является основным инструментом государственной экономической политики. Правительство Республики Беларусь осуществляет экономическую, социальную, внутреннюю и внешнюю политику, но расходуется государственный бюджет. Размер государственного бюджета, состав и доля доходов зависят от выполнения плана социально-экономического развития и стабильности финансового положения государства.
В целях эффективной реализации бюджетной политики Республики Беларусь в части формирования и внедрения методов формирования источников доходов необходимо совершенствовать налоговую политику, снижать налоговую нагрузку и максимально использовать резервы пополнения бюджетных доходов. Поэтому необходимо добиться достаточно стабильных доходов бюджета, минимизировать налоговое давление на экономику и ограничить его негативное влияние на рост производства, инвестиций и экспорта.
Важнейшим направлением дальнейшего совершенствования бюджетной и налоговой политики Республики Беларусь является оптимизация структуры государственных расходов и выделение приоритетных средств на приоритетные направления социально-экономического развития. Необходимо повысить эффективность использования бюджетных средств: не распространять их по многочисленным линиям и программам, а определять приоритеты и концентрировать средства на четко сформулированных целях, сокращать количество государственных целевых программ, то есть концентрировать ресурсы на наиболее эффективных и социально значимые проекты, возможно, отличные результаты с минимальными затратами.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 6-е изд., стер. / под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2017. - 447с.
2. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. - 775 с.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. − М.: Юрайт, 2014. − 521 c.
4. Ачаповская, М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. наглядное пособие / М. З. Ачаповская. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 147 с
5. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
6. Бюллетень банковской статистики 2000-2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nbrb.by/publications/bulletinyearbook/bulletin_yearbook2009.pdf.
7. Индекс потребительских цен – что это такое и как рассчитывается [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://abcdwork.ru/finansy/indeks-potrebitelskix-cen-chto-eto-takoe-i-kak-rasschityvaetsya.html.
8. Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутохина. - Мн.: ИВЦМинфина, 2015. - 32 c.
9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для экономических вузов / пер. с англ. 14-е изд. М.: ИНФРА-М, 2018. - 970 с.
10. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. – Москва: «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. – 511 с.
11. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2016
12. О состоянии государственных финансов республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yj2020.pdf.
13. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я.В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – С. 120-124.
14. Статистический ежегодник 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c68/c68ec3c1ac53374bedc363044769f2c1.pdf.
15. Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c.
16. Чикатуева Л.А. Маркетинг: учебное пособие / Л.А.Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. в. п. Федько. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 413 с.
17. Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф.И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2005. - 727
18. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т. Том 2: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, "КДУ", 2013. - 712 c.
19. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 495 c
20. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты