Фискальная политики и проблемы ее реализации в открытой экономике
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Фискальная политики и проблемы ее реализации в открытой экономике»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Фискальная политики и проблемы ее реализации в открытой экономике
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Фискальная политика государства: понятие, цели, инструменты и виды
2 Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь
3 Совершенствование фискальной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Стабилизация экономики является основным целеполаганием политики правительства. Стабильность и развитие национальной экономики гарантируется использованием государством различных инструментов макроэкономического регулирования.
Одним из наиболее практичных средств макроэкономического регулирования является эффективная фискальная политика, которая предполагает воздействие на величину валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, а также на упорядочение государственных финансов.
Современная фискальная политика реализует следующие функции: определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники наполнения государственной казны; формирует достаточный государственный бюджет, а также стимулирует экономический рост. Кроме того, эффективно применяются элементы системы налогообложения, исходя из стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь. Фискальная политика играет важную роль в развитии экономики государства, что предполагает значимость понимания ее теоретических основ.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что упорядочение фискальной политики способствует снижению экзогенных и эндогенных угроз национальной безопасности страны посредством создания стабильной макроэкономической среды для устойчивого развития национальной экономики.
Цель работы – провести анализ фискальной политики Республики Беларусь и определить пути её совершенствования.
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – фискальная политика и проблемы ее реализации в открытой экономике.
Для достижения данных целей, были поставлены следующие задачи:
- изучение теории фискальной политики на современном этапе;
- анализ особенностей проведения фискальной политики в Республике Беларусь;
- выявление путей совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей были применены такие методы как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, системный, логический анализ, описание, классификация.
Данной проблемой занимались Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, С. Фишер. Отдельные аспекты бюджетно-налоговой политики рассмотрены и в работах белорусских ученых, таких как: И.В. Новикова, Д.А. Неверов, Е.Ф. Киреева.
В качестве информационной базы при написании работы были использованы научная и учебная литература, статьи из периодических изданий и материалы информационных порталов сети Интернет
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы составил 25 стр., в том числе 4 рисунка, 2 таблицы, 15 источников литературы.
1 Фискальная политика государства: понятие, цели, инструменты и виды
Один из основных инструментов макроэкономического регулирования – это бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Фискальная политика – это основа влияния государства на свою экономику, и от того, насколько правильно и справедливо правительство этим пользуется, зависит, собственно, как жизнь государства, так всех его граждан. Следовательно, под фискальной политикой понимается регулирование государством экономических процессов связанных с формированием налоговых доходов как основной части доходов государственного бюджета, обеспечение роста эффективности функционирования всех отраслей национальной экономики, содействие занятости населения и стабилизации денежного обращения [3, c. 86].
Фискальная или бюджетно-налоговая политика – это взаимосвязь рычагов регулирования национальной экономики посредством изменения налоговых доходов и расходов государственного бюджета. Это означает, что налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки являются основными инструментами фискальной политики. Влияние фискальной политики на стабильность национальной экономики может быть как положительным, так и отрицательным.
Фискальная политика означает совокупность финансовых мероприятий по регулированию государственных доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей. Необходимость в регулярном и систематическом проведении фискальной политики особенно усилилась во второй половине XX века, когда усилилась роль государственных финансов в обеспечении стабильности экономического роста [6, c. 91]
Целями фискальной политики как и любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. К краткосрочном периоде целями фискальной политики выступают:
- эффективное формирование доходной части бюджета;
- реализация бюджетной политики государства;
- принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
- управление государственным долгом;
- сглаживание циклических колебаний экономики.
В долгосрочном периоде целями фискальной политики являются:
- поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
- поддержание полной занятости ресурсов;
- поддержание стабильного уровня цен [9, c. 75].
2 Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь
Складывающаяся экономическая ситуация и высокий уровень долговой нагрузки на бюджет требуют сохранения жесткой фискальной политики.
Налоговая политика Республики Беларусь направлена на решение практических вопросов налогообложения и улучшение налогового администрирования.
Бюджетная политика в 2021 году направлена на сохранение устойчивости бюджетной системы и повышение качества управления государственными финансами. Основные меры бюджетной политики на 2021 год предусматривают:
- обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- усиление социальной ориентированности расходов, реализацию ряда мер, направленных на повышение качества жизни населения, благосостояние работников бюджетной сферы, поддержку многодетных семей;
- минимизацию фискальных рисков на основе аналитического инструментария (системы) оценки фискальных рисков;
- расширение сферы применения нормативных методов бюджетного планирования с поэтапным включением в нормативное финансирование большинства расходов социальных отраслей;
- совершенствование межбюджетных отношений с целью повышения самостоятельности местных бюджетов и обеспечения налоговой автономии регионов;
- сближение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами финансовой отчетности в секторе государственного управления; повышение открытости бюджета и формирование общедоступных информационных ресурсов для граждан.
Рассмотрим доходы и расходы консолидированного бюджета и их удельный вес в ВВП Республики Беларусь (таблица 2.1).
Проанализировав данные таблицы 2.1 можно сказать, что на протяжении 2016-2019 гг. наблюдается стабильный рост доходов консолидированного бюджета. В 2020 году доходы консолидированного бюджета выросли только на 0,4 % в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 8,8%). Доля доходов консолидированного бюджета в ВВП имеет тенденцию к снижению начиная с 2019 года – с 31 % по итогам 2018 года до 26,7 % по итогам 2020 года. Доля расходов бюджета в ВВП с 2016 по 2019 год колеблется от 28,78% в 2016 году до 28,6% в 2020 году.
3 Совершенствование фискальной политики Республики Беларусь
В среднесрочной перспективе Беларусь столкнется с рядом серьезных проблем. Действующие в среднесрочный период сдерживающие факторы, которые связаны с низкими ценами на сырьевые товары, фактической поэтапной отменой скидки к цене на нефть в результате российского «налогового маневра» и напряженным графиком погашения задолженности, будут усиливаться в ближайшие несколько лет в связи с экономическими последствиями вспышки коронавирусной инфекции COVID-19. В то время как в настоящий момент сложно оценить величину и продолжительность глобальных экономических спадов, большинство показателей указывают на рецессию в мировой экономике, которая будет беспрецедентной за период с 1970-х гг. и более глубокой, чем в 2009 г. Глобальный шок в области спроса усугубляется шоком предложения, возникшим в результате жестких карантинных мер, вводимых во всем мире, и беспрецедентным за последние 20 лет падением цен на нефть и другие сырьевые товары. Учитывая открытость экономики страны и ее зависимость от внешних рынков, все это окажет значительное негативное воздействие на Беларусь, которое будет аналогичным, если не более существенным, чем в 2009 г. и 2015 г. В условиях внешнего шока потребуется серьезная корректировка. Однако, в отличие от 2009 г. и 2015 г., власти столкнутся с более жесткими сдерживающими факторами, учитывая ограниченность возможностей для корректировки обменного курса, высокий уровень государственного долга и погашения задолженности, а также ухудшение позиций на внешних рынках.
В предстоящие годы эти сложные перспективы подвергнут бюджетно-налоговую политику серьезным испытаниям. В краткосрочный период неизбежной станет значительная корректировка в целях преодоления воздействия внешнего шока и устранения макроэкономических диспропорций. Ее необходимо будет дополнить значительной постоянной корректировкой, подкрепленной более глубокими структурными реформами, необходимыми для адаптации к изменившимся внешним условиям после окончания нынешнего кризиса. Ее размер будет зависеть от многих факторов, включая глубину сжатия основных экспортных рынков, траекторию цен на сырьевые товары и доступ к внешнему финансированию.
Для обеспечения максимального благоприятствования экономическому росту большинство мер бюджетно-налоговой политики должны быть направлены на увеличение доходов. Остальные меры должны фокусироваться на сокращении непроизводительных и неэффективных расходов (в том числе на поддержку государственных предприятий). Одновременно необходимо усилить справедливость бюджетно-налоговой политики путем сохранения расходов на человеческий капитал и увеличение социальной поддержки нуждающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика состоит из двух основных составляющих: налоговой политики и бюджетной политики. В зависимости от используемого инструментария выделяется дискреционная и не дискреционная финансовая политика. Выделяют два вида фискальной политики в зависимости от фазы в которой находится экономика (спад или подъем): сдерживающая и стимулирующая. Рычагами фискальной политики для финансового регулирования экономики являются налогообложение, государственные расходы, закупки и трансферты. Основными инструментами сдерживающей фискальной политики являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов; основными инструментами стимулирующей фискальной политики являются: рост государственных закупок; уменьшение налогов; рост трансфертов.
На протяжении 2016-2019 гг. наблюдается стабильный рост доходов консолидированного бюджета. В 2020 году доходы консолидированного бюджета выросли только на 0,4 % в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 8,8%). Доля доходов консолидированного бюджета в ВВП имеет тенденцию к снижению начиная с 2019 года – с 31 % по итогам 2018 года до 26,7 % по итогам 2020 года. Доля расходов бюджета в ВВП с 2016 по 2019 год колеблется от 28,78% в 2016 году до 28,6% в 2020 году. За счет превышения объема доходов над суммой расходов на протяжении 2016-2019 гг. в результате получен профицит бюджета, который с 1,27 % в 2016 году увеличился до 2,38 % в 2019 году. Консолидированный бюджет исполнен с дефицитом – минус 2,7 млрд. рублей, или 1,8% ВВП в 2020 году.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (85,3%) сформирована за счет налоговых поступлений, большую часть которых обеспечили поступления от НДС. За 2020 год в бюджет поступило 33 512,2 млн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2019 годом поступления увеличились на 1,6% в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 7,7%). Наибольший удельный вес (91,4%) в общем объеме налоговых поступлений занимают: налог на добавленную стоимость (37,3%), подоходный налог (19,9%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (12,3%), акцизы (9,4%), налог на прибыль (8,3%), налоги на собственность (4,2%). Уровень налоговой нагрузки (налоговых доходов в ВВП) в 2020 году снизился по сравнению с 2019 на 2,7 п.п.
В условиях развития мирового финансово-экономического кризиса инструмент бюджетно-налогового регулирования играет важную роль в преодолении кризисных явлений.
1. Головчанская, Е. Э. Характеристика экономического роста Республики Беларусь в условиях институционализма / Е. Э. Головчанская // Экономический базис развития науки и технологий в России. – 2018. – С. 107-110.
2. Желиба, Б. Н., Бусыгин, Ю. Н. К вопросу о геополитическом потрясении, макроэкономической и монетарно-фискальной политике в нынешнем пятилетии 2016–2020 гг. и задачах на предстоящую пятилетку в Республике Беларусь / Б. Н. Желиба, Ю. Н. Бусыгин // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – №. 16-1. – С. 110-115.
3. Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
4. Киреева, Е. Ф. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е. Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
5. Козорез, А. А. Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики / А. А. Козорез // Велес. – 2017. – №. 8-2. – С. 40-51.
6. Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
7. Лалиева, В. В. История развития и состояние бюджетной политики в Республике Беларусь / В. В. Лалиева // Проблемы развития национальной экономики на современном этапе. – 2018. – С. 78-86.
8. Леонова, Е. И. Анализ показателей бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь и направления ее совершенствования в современных условиях / Е. И. Леонова // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2019. – Т. 9. – №. 2. – С. 41-51.
9. Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 385 с.
10. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
11. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
12. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
14. Подмаркова, И. П. Концепция реализации бюджетно-налоговой политики в цифровой экономике / И. П. Подмаркова // Человеческий капитал в формате цифровой экономики. – 2018. – С. 154-160.
15. Рябова, С. С., Мельникова, Н. А. Актуальные вопросы налогообложения в Республике Беларусь / С. С. Рябова, Н. А. Мельникова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2021. – №. 1 (54). – С. 47-55.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты