Инвестиционная политика, её приоритеты на современном этапе развития Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инвестиционная политика, её приоритеты на современном этапе развития Республики Беларусь»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Инвестиционная политика, её приоритеты на современном этапе развития Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Инвестиционная политика и ее инструменты
2 Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран
3 Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, для успешного экономического развития любой страны очень важна инвестиционная политика. Она играет довольно важную роль, как на макро-, так и на микроуровне. Также инвестиционная политика определяет будущее экономики страны в целом, а также будущее ее каждого отдельного субъекта хозяйствования и является своеобразным импульсом для развития экономики. В связи с данным фактом, продуманная инвестиционная политика – это залог успешного функционирования экономической системы любой страны. Правильная инвестиционная политика, а в частности повышение инвестиционной привлекательности страны и положительного имиджа в плане инвестиций является основополагающим фактором, способствующим успешному развитию страны в целом.
Актуальность данной темы курсовой работы напрямую связана с тем, что существуют некоторые проблемы, и перспективы для успешного развития инвестиционной политики в нашей стране. Наша страна может предложить инвесторам очень многое – довольно обширный местный рынок, выгодное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу и приверженность к улучшению инвестиционного климата. Кроме того, Правительство Беларуси сделало привлечение прямых иностранных инвестиций основной целью своей политики. Вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является анализ проблем и тенденций развития инвестиционной политики в Республике Беларусь, учитывая особенности развития страны, а также выявление путей стимулирования инвестиционных процессов в рыночной экономике.
Объектом исследования в данной курсовой работе является инвестиционная политика. Предмет исследования – определение особенностей развития инвестиционной политики в Беларуси.
Для того, чтобы решить поставленную в данной курсовой работе цель необходимо решить следующий перечень задач:
– изучить понятие и сущность инвестиций и инвестиционной политики;
– изучить опыт привлечения инвестиций из других, зарубежных стран;
– определить особенности развития инвестиционной политики в Республике Беларусь.
При написании данной курсовой работы использовались следующие методы исследования: синтез, классификация, графический метод, интерпретация понятий, анализ литературных источников, нормативной документации и интернет-ресурсов по заданной тематике.
При написании курсовой работы использовалась специальная учебная литература для экономических ВУЗов, современные периодические издания, электронные ресурсы глобальной информационной сети (Интернет).
1 Теоретические основы инвестиционной политики: понятие, цель и задачи
Понятие «инвестиций» достаточно широкое, оно должно рассматриваться в разрезе всех разновидностей инвестиций. Уточнение вида инвестиций имеет важное значение для практической организации финансирования инвестиционной деятельности и определение его источников.
Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. По их качественному уровню, количественному росту и соотношению можно судить об инвестиционной политике государства, важной частью которой в последние годы является инновационная направленность [5, с.57].
По мнению М. Ример, инвестиции – это вложение денег в любую сферу экономической деятельности с целью получения в последующем выгоды (чистого дохода) [17, с. 29].
А. З. Селезнев считает, что инвестиции – имущество, принадлежащее инвестору на праве собственности или ином вещном праве, а также имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли, до¬хода или достижения иного значимого результата [19, с. 8].
П. И. Вахрин и А. С. Нешитой определяют иностранные инвестиции как «Все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей, осуществляемые иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами отечественных юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории страны с целью получения последующего дохода» [5, c. 32].
Е. Ф. Авдокушин, говоря об иностранных инвестициях, по сути, определяет прямые иностранные инвестиции, указывая, что при осуществлении иностранных инвестиций «…преследуется цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал» [1, c. 62].
Приемлемым можно считать определение Л.Л. Игониной. Под иностранными инвестициями она подразумевает «динамический процесс преобразования инвестиционных ресурсов в инвестиционные вложения в целях приращения капитальной стоимости и получения дохода (эффекта)» [10, c. 55]. В своем определении автор не связывает иностранный капитал с определенными сроками, но оговаривает, что целью инвестиций является получение прибыли, т.е. окупаемость осуществленных затрат. При отсутствии прибыли отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, поэтому инвестиции – это вложение иностранными инвесторами капитала на условиях получения прибыли в дальнейшем.
2 Анализ инвестиционной политики в Республике Беларусь
Разработку и реализацию инвестиционной политики в Республике Беларусь осуществляют основные органы госуправления страны такие, как Аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, а также все отраслевые министерства и ведомства Республики Беларусь по принадлежности.
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Государственная поддержка привлечения иностранных инвестиций оказывается в виде предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов, заключения инвестиционного договора, в форме концессий. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Вид, объем и продолжительность государственной поддержки, предоставляемой организациям, осуществляющих деятельность по внедрению новых и передовых технологий, определяются отдельно для каждого случая по решению Президента Республики Беларусь [12].
В целях создания благоприятных условий для инвестиций, осуществляемых инвесторами государства на территории другого государства, Республика Беларусь подписала более 60 соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Решения о государственной поддержке инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, использованием средств централизованных инвестиционных ресурсов, участием государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения должны быть приняты на основе государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.
21 января 2016 г. вступило в силу Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества, подписанное 12 декабря 2008 года Россией, Беларусью, Казахстаном, Киргизии й и Таджикистаном [12].
Еще одним условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является активация процессов приватизации. Потенциального инвестора в нашей стране отпугивает не только медленный процесс приватизации, но и имеющиеся случаи реприватизации, связанные как с ухудшением финансового положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что государственные льготы и субсидии, другие преференции предоставляются, как правило, государственным предприятиям.
3 Пути преодоления проблем инвестиционной политики Республики Беларусь
Отмечено, что Республика Беларусь обладает высоким потенциалом привлечения иностранных инвестиций и целым рядом преимуществ, привлекательных для инвесторов. Республика Беларусь граничит с ЕС, а членство Республики Беларусь в ЕАЭС гарантирует инвестору выход на 182-миллионный рынок потребителей. Республику Беларусь отличают социально-политическая стабильность, значительный человеческий потенциал, высокий уровень образования и трудолюбие народа.
В стране действуют прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее равные условия ведения бизнеса для иностранных и национальных инвесторов, а также около 60 двусторонних соглашений о защите инвестиций. Республика Беларусь занимает 38-е место по условиям ведения бизнеса и предпринимает серьезные усилия для дальнейшего их улучшения. В последнее время много сделано для поддержания макроэкономической стабильности, активизации предпринимательской и инвестиционной активности. Принят ряд законодательных решений, в том числе Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», которые стали основой для поступательного совершенствования нормативной правовой базы в этой области. Действует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь.
Республика Беларусь является членом Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций. Республика Беларусь имеет хорошо развитую и эффективную транспортную систему, снижает логистические издержки, защищает права интеллектуальной собственности. Успешно внедрена льготная инвестиционная система. Некоторые из них предназначены для содействия развитию всей страны и не связаны с определенными видами деятельности. Это осуществляется через специальную систему создания предприятий в сельской местности и малых городах с Институтом инвестиционных соглашений Республики Беларусь. Другие нацелены на стимулирование высокотехнологичных и экспортоориентированных отраслей. Для этого существуют свободная экономическая зона, белорусско-китайский индустриальный парк «Большой камень» и парк высоких технологий.
Привлечение и эффективное использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь, которая реализуется Министерством экономики Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработку и реализацию инвестиционной политики в Республике Беларусь осуществляют основные органы госуправления страны такие, как Аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, а также все отраслевые министерства и ведомства Республики Беларусь по принадлежности.
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Государственная поддержка привлечения иностранных инвестиций оказывается в виде предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов, заключения инвестиционного договора, в форме концессий. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Вид, объем и продолжительность государственной поддержки, предоставляемой организациям, осуществляющих деятельность по внедрению новых и передовых технологий, определяются отдельно для каждого случая по решению Президента Республики Беларусь.
За последние четыре года можно отметить устойчивый рост общей суммы капитальных вложений – с 21034 млн. руб. до 29633 млн. руб. в 2020 году. За отчетный год прирост инвестиций в основной капитал в экономике страны составил 831 млн. руб., или 2,90 %, а за четыре года – 8599 млн. руб., или 40,88 %.
С позиций форм собственности, наибольший прирост в абсолютном выражении пришелся на частный сектор – рост за четыре года на 4716 млн. руб., в том числе на 165 млн. руб. в отчетном 2020 году, а наименьший прирост наблюдался по иностранной форме собственности – только 1039 млн. руб. за четыре года, в том числе они сократились с 2019 года на 46 млн. руб.
Доля иностранной собственности в структуре инвестиций в основной капитал возросла на 1,30 п.п. до 8,72 %. На 2,20 п.п. до 38,5 % в 2020 году сократилась доля государственной формы собственности в структуре инвестиций, а доля частной собственности, наоборот, выросла до 52,7 % в 2020 году, что было ниже уровня 2017 года на 0,9 п.п. Это свидетельствует об увеличении инвестиционной активности частного сектора на фоне прироста иностранной формы собственности, что в условиях потребности экономики в притоке инвестиций позволяет государству не сохранять свои инвестиционные позиции.
Наибольшая доля в структуре источников финансирования инвестиций приходилась на средства организаций, удельный вес которых в структуре источников финансирования составлял в 2020 году 43,5 % (за четыре года рост доли составил 3,7 п.п.).
1 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения : учеб. пособие / Е. Ф. Авдокушин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Маркетинг, 2016. – 340 с.
2 Беларусь в цифрах, 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/3ea/3ea6979cf337350c836d0392847ccd3c.pdf.
3 Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Москва: Инфра-М, 2017. – 240 с.
4 Бурмистрова, Т.В. Формирование инвестиционной политики на разных уровнях управления: курс лекций / Т.В. Бурмистрова, Н.С. Резникова // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №1. – С.117-128.
5 Боди, З. Принципы инвестиций / З. Боди. - М.: Диалектика / Вильямс, 2021. - 785 c.
6 Доклад о мировых инвестициях 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2021_overview_ru.pdf.
7 Ермолович, М. Л. Как привлечь иностранный капитал / М. Ермолович // Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 12. – С. 6-9.
8 Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» от 12 июля 2013 года № 53-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053.
9 Инвестиции и инвестиционная деятельность : учебник / Л. И. Юзвович, М. С. Марамыгин, Е. Г. Князева, М. И. Львова, Ю. В. Куваева, М. В. Чудиновских, С. А. Дегтярев ; под общ. ред. Л. И. Юзвович; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 498 с.
10 Инвестиции и экономический рост Республики Беларусь [Текст] / Якубович В.И. // Экономика и банки. – 2020. – № 1. – С. 47-52.
11 Иностранные инвестиции в Республику Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
12 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/.
13 Муха, Д. В. Влияние экономических и институциональных факторов на привлечение прямых иностранных инвестиций / Д.В. Муха // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 40-50.
14 Макаркин, Н.П. Эффективность реальных инвестиций: учебное пособие / Н. П. Макаркин. – Москва: Инфра-М, 2017. – 431 с.
15 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/2020/GPIR.pdf.
16 Привлечение прямых иностранных инвестиций: рекомендации для Беларуси по использованию имеющегося потенциала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/pp2015r04.pdf.
17 Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций : учебник / под ред. М. И. Римера. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2015. – 425 с.
18 Скворцова, Наталия Развитие инвестиционной деятельности хозяйственных структур / Наталия Скворцова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 220 c.
19 Селезнев, А. З. Об особенностях и содержании политики привлечения прямых иностранных инвестиций / А. Селезнев // Экономист. – 2017. – № 8. – С. 3-11.
20 Тюрина, А. В. Инвестиции. Практикум / А.В. Тюрина. – М.: КноРус, 2019. – 208 c.
21 Шабловская Т.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: финансовый аспект / T.B. Шабловская // Потреб. кооперация (Республика Беларусь). – 2015. – № 1. – С. 60-63.
22 Шпинев Ю. С. Адам Смит об инвестициях // право и государство: теория и практика. – 2021. – № 3 (95). – с. 91-94.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты