ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью, а также проводят работу по формированию ассортимента, управлению товарными запасами и оказанию торговых услуг. Обеспечение населения товарами, соответствующими его спросу, предполагает активное воздействие торговых предприятий и организаций на производство для повышения качества, расширения ассортимента, бесперебойной поставки товаров.
Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна, как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная, рентабельная работа. Непременным условием их деятельности является переход к созданию условий обслуживания, ориентированных на удовлетворение запроса потребителей и приносящего прибыль от реализации.
В соответствии с вышеизложенным, целью данной курсовой работы является разработка основных направлений совершенствования коммерческой деятельности по продаже товаров в розничной торговле в современных условиях хозяйствования.
В соответствии с целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и особенности коммерческой деятельности торговой организации;
- изучить показатели, характеризующие коммерческую деятельность;
- рассмотреть методы оценки эффективности коммерческой деятельности торговой организации;
- дать организационно-экономическую характеристику магазина ООО «Евроторг».
1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности торговой организации
1.1 Сущность и особенности коммерческой деятельности торговой организации
Понятие «коммерческая деятельность» было сформулировано Гарвардской школой управления коммерческой деятельностью в 1958 году. Классическое определение гласит: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворять потребительские требования» [4, c.125].
Выделим в определении сущности коммерческой деятельности два момента:
‒ удовлетворение потребительских требований осуществляется путем предоставления потребителю качественно и количественно определенного предложения (товаров и услуг);
‒ в результате осуществления коммерческой деятельности организация получает прибыль.
Коммерческая деятельность розничных торговых организаций представляет собой двуединый процесс:
- собственно коммерческая работа
- технологический процесс, технология.
Коммерческая работа – это вид коммерческой деятельности розничных торговых организаций на рынке товаров народного потребления, связанных с созданием и реализацией ассортимента товаров, назначение которого состоит в удовлетворении платежеспособного спроса населения и получении доходов и прибыли [4, c.36].
Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи, что способствует развитию товарно-денежных отношений во всех звеньях сложного экономического комплекса страны. Эта деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами, «ноу-хау», средствами производства, техникой, сырьем и т.д. Коммерческая деятельность реализуется через различные коммерческие операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всём пути продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.
Под компонентами (элементами) коммерческой работы понимаются следующие виды деятельности: управление спросом; создание и реализация ассортимента товаров; формирование методов продажи и др.
2 Анализ коммерческой деятельности организации ООО «Евроторг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Евроторг»
Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг», зарегистрировано Минским горисполкомом решением от 28.10.1996 г. № 1737 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 101168731, создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и другим действующим законодательством Республики Беларусь.
Участниками ООО являются:
1. иностранное торговое частное унитарное предприятие «Евроопт» (ИП «Евроопт»). Юридический адрес: 220099, г. Минск, ул. Казинца, 52а-21. УНП 100957635;
2. «AMTI LIMITED», 13/14 New Bond Street, London WIS 3SX, England, (Компания «АМТИ ЛИМИТЕД», зарегистрированная на территории Англии, по адресу: 13/14 Нью Бонд Стрит, Лондон, WIS 3SX, Англия), регистрационный номер 5978569 [21].
ООО «Евроторг» имеет филиалы во всех областных центрах, в том числе в Гомельской области.
«Евроопт» – это крупнейшая белорусская сеть магазинов, принадлежащая ООО «Евроторг». Работает в сегменте низких цен. У компании есть также свое дочернее предприятие – «Минский завод виноградных вин», где разливается более 100 наименований вина торговых марок «Амбассадор» и «Сомелье».
У компании наработаны связи с производителями Беларуси и с поставщиками более чем из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Целью производственно-хозяйственной деятельности торговой организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива, максимально полное и качественное обеспечение жителей прилегающих районов товарами народного потребления, завоевание на этой основе популярности [19].
Основными целями деятельности предприятия являются [19]:
- хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли;
- удовлетворение потребностей потребителей, организаций, учреждений и граждан в производимых предприятием продукции, работах, услугах.
Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг» осуществляет следующие виды экономической деятельности:
- производство пищевых продуктов, включая напитки;
- оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами.
3 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Евроторг»
3.1 Предложение изменений и их обоснование по изменению стратегии коммерческого поведения ООО «Евроторг» на рынке
Среди направлений повышения прибыли и рентабельности можно выделить метод «скользящей средней», трендовый анализ, которые относятся к группе экономико-статистических методов.
Для совершенствования формирования, распределения и использования прибыли руководство ООО «Евроторг» должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любой организации.
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность ООО «Евроторг».
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным – это позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли в организациях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.
Управление процессом, благодаря которому формируется ООО «Евроторг», должно быть ориентировано на:
- максимизацию размера прибыли в соответствии с ресурсными данными организации и рыночными условиями;
- обеспечение подходящего соотношения между размером формирующейся прибыли и уровнем рисков;
- выполнение обязательств перед кредиторами, инвесторами, собственниками компании, государственными организациями;
- приобретение собственных финансовых средств, необходимых для воплощения в жизнь стратегии развития компании;
- обеспечение подъема рыночной стоимости бизнеса, организации;
- стимулирование персонала и разрешение других вопросов.
ЗАКОЛЮЧЕНИЕ
Коммерческая деятельность предусматривает выполнение комплекса торгово-организационных операций и управление ими, а также включает в себя такие элементы, как информационное обеспечение коммерческой деятельности, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения, коммерческую деятельность, но установлению хозяйственных связей между партнерами, организацию оптовых закупок товаров, коммерческую деятельность по организации розничной продажи товаров, рекламно-информационную работу, оказание услуг, управление товарными ресурсами.
Для того, чтобы оценить деятельность коммерческой организации необходима система показателей. К таким показателям относятся: обеспеченность организации собственными оборотными средствами, коэффициент текущей ликвидности, расходы на реализацию, товарооборачиваемость и другие.
Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.
Основные проблемы и слабые стороны в организации хозяйственных связей в ООО «Евроторг» с поставщиками продукции можно охарактеризовать следующим образом:
1. Коммерческие работники ООО «Евроторг» не принимают непосредственное участие в вопросах организации производства продукции, не информируют поставщиков об изменениях на обслуживаемом рынке и его потребностях.
2. Отсутствие в штате работника по маркетингу. ООО «Евроторг» нужен маркетолог с целью создания мероприятий по продвижению продукции в розничной торговой сети.
3. Для изучения спроса обслуживаемого населения не проводится анкетирование, устно общаются покупатель и продавец.
4. Слабый контроль за исполнением договорных обязательств, влечет за собой нарушение сроков и планов поставки; неритмичность и неравномерность поставок. Это связанно с несвоевременной оплатой за товар. ООО «Евроторг» не хватает денег на своевременную оплату за товар.
1 Агашкова, А.А. Как добиваться роста продаж меньшим количеством персонала : практика розничной сети / А.А. Агашкова // Финансовый директор. – 2015. – № 10. – С. 50-53.
2 Акулич, М. В. Стимулирование продаж в розничной торговле / М.В. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 28-33.
3 Борисенко, Н. А. Порядок применения скидок / Н.А. Борисенко // Налоговый вестник. – 2014. – № 19. – С. 82-95.
4 Виноградова, С.И. Коммерческая деятельность: учеб. / С.Н. Виноградова, О.В Пигунова. – Минск: Выш. шк., 2014. – 365.
5 Гультяева, Н. Н. Проблемы оказания услуг и выполнения работ через интернет / Н.Н. Гультяева // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 4. – С. 54-56.
6 Деревлева, Е. Торговая площадь. Как минимизировать товарные потери в торговых сетях / Е. Деревлева // Товаровед & торговля. – 2015. – № 2. – С. 12-13.
7 «Евроопт»: активы, владельцы, доля рынка // Office life [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://officelife.media/article/money/10957-what-do-we-know-about-the-euroopt-assets-owners-market-share-national-income/.
8 Емельянова, Т. В. Ценовое стимулирование продаж в розничной торговле в условиях информационного общества / Т. В. Емельянова, Л. Т. Снитко // Потребительская кооперация. – 2015. – № 4. – С. 3-11.
9 Ерчак, А.И. Обоснование тактических ценовых мероприятий для торговых организаций, функционирующих на потребительском рынке / А. И. Ерчак // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 5. – С. 66-75.
10 Железко, Б.А. Оптимизация деятельности сети розничной торговли путем совершенствования их информационной инфраструктуры / Б.А. Железко, Г.Н. Подгорная // Экономика и управление. – 2017. – № 2. – С. 93-99.
11 Исаев, Р. Поиск оптимальной цены: метод «артиллерийской вилки» при прямых продажах / Р. Исаев // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2016. – № 12. – С. 38-39.
12 Калинин, Р.Г. Как разрабатывать и выводить на рынок новинки для достижения ожидаемых объемов продаж / Р. Г. Калинин // Хлебопродукты. – 2015. – № 4. – С. 42-43.
13 Калинин, Р.Г. Ключевая составляющая роста прибыли – управление ассортиментом предприятия : маркетологи на службе у хлебопеков / Р. Г. Калинин // Хлебопродукты. – 2015. – № 2. – С. 36-37.
14 Кевра, Г.И. Оценка эффективности предоставления некумулятивных скидок / Г.И. Кевра // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2018. – № 5. – С. 31-38.
15 Левандовская, Е.А. Разработка программы лояльности для торговой сети / Е.А. Левандовская // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 5. – С. 76-83.
16 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 8 января 2014 г. №128-З// Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 7 августа 2014 г. №9/28978.
17 О перечнях товаров : Пост. Мин-ва торговли Респ. Беларусь от 05.05.2014 г. №20 // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 7 августа 2014 г. №8/28975.
18 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы : Указ Президента Респ. Беларусь от Указа Президента Республики Беларусь от 30.11.2017 г. №428 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Элек¬тронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
19 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Евроторг» // ProductGuide [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.productguide.ru/products-5297-1.html.
20 Организация коммерческой деятельности: справ. пособ. / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова [и др.]; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Минск.: Выш. шк., 2015. – 464с.
21 Павловский, А. Продажа товаров: процесс пойдет по инструкции / А. Павловский // Юридический мир. – 2016. – № 9. – С. 44-48.
22 Прокопова, Т. Когда продажа товаров является торговлей через Интернет-магазин / Т. Прокопова // Моя бухгалтерия. Торговля и общественное питание. – 2017. – № 7. – С. 14-20.
23 Соломатин, А.А. Другой рынок – другие продажи: как выстроить эффективную схему продаж в условиях кризиса / А.А. Соломатин // Товаровед & торговля. – 2015. – № 5/6. – С. 27-29.
24 Усевич, В.А. Эффективность реализации товаров со скидкой на некумулятивной основе / В. Усевич // Главный экономист. – 2018. – № 5. – С. 18-24.
25 Яцковская, Т. Торговля по образцам: учитываем демонстрационный товар / Т. Яцковская // Главный бухгалтер. – 2018. – № 10. – С. 65-69.