Экономическая политика в условиях мирового экономического кризиса
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономическая политика в условиях мирового экономического кризиса»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Экономическая политика в условиях мирового экономического кризиса
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты экономической политики государства
2 Оценка экономической политики Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса
3 Направления совершенствования экономической политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития рыночной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштаба; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Теоретически понятие государственной экономической политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики, так как экономическая политика может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь. В современных же условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Экономическая система находится в статическом состоянии, поскольку ее параметры меняются со временем, но есть тенденция к возвращению в исходное состояние. Простая репродукция – классический пример такой модели. Развитие экономической системы включает переход в качественно новое состояние. Динамика рыночной экономики рассматривается в контексте теорий роста и цикла. Теория роста рассматривает факторы и условия устойчивого развития как долгосрочную тенденцию, то есть можно говорить о векторном направлении системного движения. Теория цикла предназначена для объяснения причин кратковременных колебаний ситуации; акцент переносится на анализ волновой природы развития.
Сегодняшний экономический рост гармонирует с проблемами социального прогресса и повышения уровня жизни населения, государственной безопасности и поддержания национального суверенитета, глобализации мирохозяйственных отношений и экономического развития. экономическая интеграция
Эта тема актуальна, поскольку текущий экономический рост (его содержание, факторы, влияющие на него) стал самой обсуждаемой темой в Беларуси. И это понятно, потому что ситуация меняется буквально на глазах. Впервые за годы реформ в нашей стране стабильный экономический рост начался в начале 2008 года. Этот рост сменяется глобальным кризисом, который, по мнению некоторых экономистов, может продлиться не менее трех лет.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Мир переживает новые экономические явления, ранее не имевшие места в его истории. Они обусловлены глобальным финансово-экономическим кризисом и требуют новых подходов к их переосмыслению, как в теоретическом, так и практическом плане. Одной из причин того, что кризис ипотек и недвижимости в США, Ирландии, Великобритании и Испании превратился в глобальный финансовый кризис, является то, что в последние два десятилетия имело место массивное дерегулирование в финансовых секторах и создании гарантированных кредитов.
Глобальный кризис создал проблемы, которые требовали:
1) спасения банковской системы. Основная задача здесь состояла в том, чтобы избежать банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем;
2) разработки новой денежно-кредитной политики, перехода от антиинфляционной к стимулирующей политике. Ее цели: стимулирование экономического роста и расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляции (борьба с инфляцией отходит на задний план); стабилизация внутреннего рынка (через процентную ставку); стабилизация платежного баланса (через девальвацию); повышение эффективности экономической политики;
3) поддержки реального сектора (стимулирование спроса). Имеется в виду поддержка отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость. Эта политика может быть определена как преимущественно кейнсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая антициклическую фискальную политику;
4) поддержки населения. Соответствующие меры предполагают недопущение бегства населения из банков, стимулирование сбережений [16, с. 24].
Особую значимость в настоящее время имеет гибкая экономическая политика отдельного государства, т. к. кризисные процессы цикличны, а экономическая ситуация нестабильна.
Под экономической политикой следует понимать взаимосвязанную систему долгосрочных и текущих целей экономического развития, поставленных государством, а также комплекс мер по достижению экономических целей с использованием государственной власти в экономической сфере.
Первой системой экономической политики, положения которой в значительной степени разрабатывались исключительно эмпирически, был меркантилизм 17–18 веков: только детальное управление может гарантировать порядок в экономической сфере и социальную справедливость.
2 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Каждая страна формирует свою модель социально-экономического развития, соответствующую ее историческим, политическим, географическим, культурным и другим характеристикам. Теоретическая модель социально-экономического развития страны состоит из совокупности принципов, целей, элементов и требований к системе национальной экономики и социальной сферы общества, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие.
Процесс создания и развития социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь связан с процессами формирования гражданского общества, политической демократии и верховенства закона. Он неразрывно связан с современными решениями в политике, идеологии и социальной сфере.
В Республике Беларусь процесс изменения всех сторон общественной жизни, начавшийся после обретения страной независимости, развил идею о необходимости создания и развития социально ориентированной рыночной экономики, поддерживаемой всеми социальными группами, группами и общественными движениями (организациями). Выбор таких изменений привел к созданию теоретической модели социально-экономического развития страны.
Белорусская модель социально-экономического развития – это социально-ориентированная многоуровневая рыночная экономика. Он сохраняет традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характеристики белорусского народа, как государственная опека и коллективизм. Эта модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также ее геополитические, экологические, социальные и демографические характеристики.
Характерные черты белорусской модели экономического развития:
- открытая экономика (экономика зависит от импорта сырья и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции);
- развитие экономики и инфраструктуры малых городов и сел;
- сильное и эффективное правительство, обеспечивающее политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
- развитие частного сектора экономики в сочетании с государством, а не в ущерб национальным интересам;
- приватизация, которая является не самоцелью, а средством поиска заинтересованного инвестора и создания эффективного собственника;
- интеграция с Российской Федерацией;
- сильная социальная политика в государстве, инвестиции в здоровье человека, образование, профессиональное и культурное развитие и адресная социальная помощь.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Обеспечение экономического роста становится все более и более проблематичным, и лишь отчасти это связано с геополитическими вызовами (введение международных санкций в отношении Российской Федерации и принятие ответных мер с ее стороны, которые привели к продолжающейся стагнации и переходу к спаду в экономике основного внешнеторгового партнера Беларуси). Проблемы, связанные с институциональными преобразованиями и административными барьерами для развития бизнеса, снижением производительности труда, высокими процентными ставками по кредитам и одновременно неэффективными льготными кредитами реальному сектору, слабой инвестиционной активностью и отсутствием реальной финансовой поддержки и налоговых льгот для малого и среднего бизнеса, Ограничения доступа на рынки сбыта, особенно в связи с государственными контрактами. Но главное, чтобы общие издержки производства не уменьшались, а гибкость рынка труда не повышалась. Недавние макроэкономические кризисы высветили недостатки белорусской модели экономического роста, указав на необходимость комплексных структурных реформ.
Для повышения стабильности экономики страны необходимо провести реформы в следующих ключевых областях: укрепление макроэкономической стабильности; формирование эффективных финансовых рынков; поддержка малого и среднего бизнеса; развитие человеческого потенциала как основного фактора и движущей силы построения инновационной экономики; создание новых рабочих мест и повышение производительности существующих; сбалансированное региональное развитие, создание центров экономического роста; развитие конкуренции, инвестиционной и инновационной деятельности, компьютеризация экономики.
Республика Беларусь – одна из стран с небольшой, но открытой экономикой, которая в условиях переходного периода характеризуется усилением налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортно-ориентированного производства и импортозамещения. находятся.
Внутренние источники и резервы необходимы в первую очередь для устойчивого роста валового внутреннего продукта. Экономическому росту способствует инновационное развитие. Важнейшая роль в Республике Беларусь – привлечение прямых иностранных инвестиций. В условиях отсутствия внутренних источников они являются основным фактором беззалоговой модернизации экономики. Рост количества совместных предприятий и интеграция белорусских организаций в мировую экономику повысят технологический уровень компаний и создадут новые рабочие места.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особую значимость в настоящее время имеет гибкая экономическая политика отдельного государства, т. к. кризисные процессы цикличны, а экономическая ситуация нестабильна.
Под экономической политикой следует понимать взаимосвязанную систему долгосрочных и текущих целей экономического развития, поставленных государством, а также комплекс мер по достижению экономических целей с использованием государственной власти в экономической сфере.
Экономическая политика – это взаимосвязанная система долгосрочных и текущих целей экономического развития, установленных государством, а также комплекс мер, направленных на достижение экономических целей с использованием государственной власти в экономической сфере.
Экономический рост - это процесс увеличения объема материальных благ и улучшения их качества в соответствии со структурой растущего спроса.
Общие показатели экономического роста:
- рост реального ВВП за период времени (рост экономического потенциала);
- увеличение реального ВВП на душу населения за определенный период времени (повышение уровня жизни);
- темпы роста производства основной продукции (средств производства, товаров народного потребления и др.).
Основываясь на факторах экономического роста, которые определяют размер и изменение общего спроса (неокейнсианство) или общего предложения (неоклассическая экономика), модели экономического роста делятся на экзогенные и эндогенные модели.
Экономический рост ускоряется, но все еще ограничен по сравнению с основными торговыми партнерами. Перспективы экономического роста на 2019–2020 годы оказались более благоприятными за счет увеличения экспорта калийных удобрений, добычи нефти и нефтепродуктов, что еще больше ускорило темпы роста ВВП. Возрастающий внешний спрос на инвестиции и потребительские товары способствовал увеличению производства и экспорта.
По объему ВВП Беларуси за 2020 год увеличился на 11,4 %.
По первой оценке за 2020 год объем ВВП в текущих ценах составил 147000 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 101,2 % к уровню 2018 года. Индекс-дефлятор ВВП за 2019 год по отношению к предыдущему году составил 110,1 %.
Правительство расширило меры по поддержке спроса и экономического роста. Политика доходов, направленная на повышение заработной платы и достижение целевого уровня (500 долларов США) в конце 2019 года.
1 Абрамов, А.В. Основы экономической теории / А.В. Абрамов // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. – 2014. – № 2. – С. 20–24.
2 Бланшар, Оливье, Макроэкономика: учеб. / Перевод с английского под научной редакцией Л. Л. Любимова. М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 671 с.
3 Галковский, С.В. Перспективы экономического роста в Республике Беларусь / С.В. Галковский, М. Шелест // Облік, Економіка, Менеджмент: наукові нотатки : міжнародний збірник наукових праць / відпов. ред. І.Б. Садовська. – Луцьк : РВВ Луцького НТУ, 2016. – Випуск 1 (9). Частина 1. – С. 168–172.
4 Горбачев, Д. А. Проблемы экономического роста Республики Беларусь / Д. А. Горбачев // 68-я научно-техническая конференция учащихся, студентов и магистрантов, 17-22 апреля, Минск : сборник научных работ : в 4 ч. Ч. 3 / Белорусский государственный технологический университет. - Минск : БГТУ, 2017. – С. 111–115.
5 Гребер, Дэвид. Долг: первые 5000 лет истории. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 528 с.
6 Гусаков В. Г. Риски и угрозы для стабильного и динамичного развития экономики Республики Беларусь // Экон. бюл. Научно-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. – 2015. – № 12. – С. 16–20.
7 Корниенко, О. В. Проблемы экономического роста Республики Беларусь / О. В. Корниенко // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы VII Международной научно-практической конференции студентов (Минск, 16-17 апреля 2014 г.). – Минск : РИВШ, 2014. – С. 292–293.
8 Лемешевский, И. М. Макроэкономика: учеб.-мет. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. – Мн. – изд. МИУ, 2014. – 266 с.
9 Литвинов, А. Б. Эффективность управления государством Вестник ГНК РБ. – 2017. – №6. – С.54–55.
10 Льюис У. А. Машина экономического роста замедляет ход // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. М.: Мысль, 2004. – Т.V. Кн.1. (англ. The Slowing Down of the Engine of Growth, 1979).
11 Макроэкономика. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б., изд. М.: 2013. – 595 с.
12Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим до ступа: http://un.by/pdf/OON_sMall_Rus.pdf.
13 Ограничения, риски и возможности экономического роста в Республике Беларусь / Е. А. Рожковская // Белорусский экономический журнал. – 2020. – № 1 (90). – С. 22–40.
14 Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: httр://nbrb.by.
15 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр:// belstat.gov.by.
16 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр:// minfin.gov.by.
17 Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр:// economy.gov.by.
18 Проблемы формирования эффективной политики экономического роста в Республике Беларусь / И.П. Деревяго // Белорусский экономический журнал. – 2019. – № 2 (87). – С. 25–37.
19 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020гг. [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/press_office/massmedia/soobschenija-smi-po-itogam-zasedanija-prezidiuma-soveta-ministrov-10032015g_i_0000003259.html.
20 Статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/.
21Чепиков, М.Ю., Модернизация, институты и белорусский экономический рост / III International Congress of Belarusian Studies (Section 1: Contemрorary Belarusian Economy: Transformation Рroblems. Рanel 1.2. The Be larusian Economy and the Рroblem of Growth), October 11–13, 2013. Kaunas, Lithuania.
22 Чепиков, М. Ю., Переходная экономика, институты и белорусский экономический рост / Презентация, 30.11.2013 г., SYMРA (Школа молодых менеджеров публичного администрирования). – 28 с.
23 Шилович, Л. Неоклассическая модель экономического роста Р. Солоу / Методология экономической науки, или Как познать современную мир-экономику / Науч. рук. П.С. Лемещенко. – Москва: Четыре четверти, 2013. – С. 141–148.
24 Шимко, П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П. Д. Шимко; под ред. проф. И. А. Максимцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2015. – 392 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты