Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
1 Сущность инфляции ее виды, причины, последствия
1.1 Понятие инфляции и антиинфляционных процессов
1.2 Основные виды и причины инфляции
2 Инструменты антиинфляционной политики в странах рыночной экономики
3 Правовые основы, инструменты и результаты антиинфляционной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы. Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценивание денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции). Современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический. Современная инфляция испытывает воздействие многих факторов, как денежных, так и неденежных.
На сегодняшний день уровень инфляции является одним из важнейших показателей развития экономики. Благодаря темпам роста инфляции можно оценивать эффективность экономической политики государства в целом, а также судить об устойчивости экономической системы страны. В настоящее время проблема инфляции в Республике Беларусь актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. Все выше сказанное обусловливает актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования в работе является инфляция как процесс, происходящий в рыночной экономике.
Предмет исследования – инфляционные процессы в Республике Беларусь.
В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы исследования: описательный, сравнительный, аналитический, дедуктивный, индуктивный, синтеза и анализа.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и определить направления инфляционного регулирования.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность инфляции, ее виды, причины и последствия;
- изучить особенности инфляционных процессов в странах с рыночной экономикой;
- рассмотреть правовые основы, инструменты и результаты антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
В работе были использованы следующие методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных экономистов, статистические издания, аналитические статьи.
1 Сущность инфляции ее виды, причины, последствия
1.1 Понятие инфляции и антиинфляционных процессов
Наиболее распространенным традиционным определением инфляции является следующее: инфляция – это переполнение каналов обращения с суммой денег, которая превышает потребности в торговле, что приводит к обесценению денежной единицы и, следовательно, росту цен на сырьевые товары [8, с. 280].
Однако это определение инфляции не может считаться полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарной продукции, не только сводится к чисто денежному явлению. Это сложный социально-экономический феномен, вызванный дисбалансом в воспроизводстве в различных областях рыночной экономики.
Л.Е. Басовский считает, что инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся соответствующим снижением покупательной способности денег (обесценивание денег), и приводит к перераспределению национального дохода [1, с. 48].
По словам М. Л. Альпидовской, инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, вызванное ростом цен, нехваткой товаров и снижением качества товаров и услуг. Это приводит к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством, населением и бизнес-единицами [2, с.153].
В. В. Золотарчук отмечает, что инфляция присуща всем моделям экономического развития, где государственные доходы и расходы не сбалансированы, а способность центрального банка проводить независимую денежно-кредитную политику ограничена [3, с. 101].
Р. М. Гусейнов считает, что инфляция (от латин. inflatio ‒ вздутие) − переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы, или долговременный процесс снижения покупательной способности денег [4, с. 201].
Антиинфляционная политика — это набор правительственных инструментов регулирования, направленных на снижение инфляции.
Цели антиинфляционной политики должны быть прежде всего:
- сокращение инфляционного потенциала, предсказуемость динамики инфляции,
- снижение темпов инфляции,
- стабилизация цен.
2 Инструменты антиинфляционной политики в странах рыночной экономики
Инфляционные процессы в странах с рыночной экономикой характеризуются глубиной проникновения во все стороны экономической жизни и охватом всех сфер экономики.
Инфляционные явления в экономике стран с рыночной экономикой порождены, во-первых, сложившейся макроструктурой народного хозяйства. Она характеризуется чрезмерным преобладанием средств производства в составе национального продукта, замораживанием огромных ресурсов в излишних материальных запасах, в незавершенном строительстве, в избыточных средствах производства. Во-вторых, имеет место быстрый рост цен предприятий-монополистов. В-третьих, инфляцию вызывает индексация доходов, которая ведет к постоянному росту издержек по оплате труда. В-четвертых, значительный бюджетный дефицит. В-пятых, большие расходы на социальные цели. В-шестых, взаимные неплатежи предприятий, необходимость прибегать к кредитам, что увеличивает количество денег в обращении.
В странах с рыночной экономикой существуют разные формы инфляции, в частности инфляция спроса и инфляция предложения. Одной из причин развития инфляции спроса явились высокие инфляционные ожидания населения и предприятий, побуждающие их делать товарные запасы в расчете на дальнейший рост цен. Сыграло свою роль и стремление правительств, отчасти в политических целях, усилить социальную защиту населения путем выдачи дотаций и индексации зарплаты. В результате резко возрос совокупный спрос, что явилось толчком к росту цен.
Причиной инфляции предложения является рост издержек, обусловленный, во-первых, разрывом хозяйственных связей между странами с рыночной экономикой, что привело к удорожанию энергии, сырья, комплектующих и других материальных элементов себестоимости. Во-вторых, недостаток собственных оборотных средств у предприятий побуждает их широко использовать заемные средства, выплачивая процент с инфляционной надбавкой, что ведет к быстрому росту стоимости затрат. В-третьих, падение курса национальных валют по отношению к СКВ ведет к удорожанию импортного сырья и материалов, что влияет на рост инфляции предложения.
Одной из причин инфляции является долларовое давление. Введение свободного обмена национальных валют на СКВ, в том числе на доллар, привело к тому, что последний стал функционировать в качестве параллельной денежной единицы. Благодаря своим свойствам выступать в качестве интернациональной денежной единицы доллар в глазах населения стал более предпочтительным, чем своя национальная валюта. Поэтому население широко использует доллар в качестве средства накопления и сбережения, приобретая его и выбрасывая в обращение большое количество национальной валюты.
3 Правовые основы, инструменты и результаты антиинфляционной политики в Республике Беларусь
В экономике Беларуси вопросы антиинфляционного регулирования имеют особое значение. Инфляция является серьезной проблемой, поскольку ее социально-экономические показатели и последствия играют важную роль в оценке экономической безопасности страны и мировой экономики. Стоит отметить, что, по данным Статистического отдела ООН, Республика Беларусь в 2019 году занимает 8-е место по уровню инфляции в мире.
Поскольку причин инфляции много, а формы ее проявления зависят от конкретной экономической ситуации, необходимо изучить особенности социально-экономического развития страны, причины и факторы инфляционных процессов, их уровень и темпы для выработки эффективной антиинфляционной политики.
Рассмотрим особенности инфляционного процесса в нашей стране.
В развитии инфляции в Республике Беларусь с 1991 по 2009 гг. существует 5 периодов, имеющих качественные характеристики.
Первый период (1991-1994 годы). Это был самый сложный этап, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва экономических связей с республиками бывшего СССР, разрушением Единой рублевой зоны, переходом к национальной денежной системе, строительством институтов белорусского государства. Резкий рост потребительских цен в 1992 году положил начало борьбе с инфляцией в Республике. Снижение и сдерживание роста цен были в центре макроэкономической политики последующих лет.
Гиперинфляция наблюдалась в 1993-1994 гг. из-за обвала цен предложение превысило спрос. Цены росли более чем в 20 раз в год.
В 1993 и 1994 годах темпы инфляции превышали 2000 процентов.
В экономике республики назревал кризис неплатежей, еще одним важным фактором возникновения инфляции были огромные неконтролируемые государственные расходы. Государство поддерживало нерентабельные предприятия, увеличивало государственный аппарат, не всегда были разумные социальные расходы, финансировались расходы, которые приходилось перекладывать на самих экономических агентов. Резкий денежно-меркантильный разрыв массы способствовал и влиянию инфляционных ожиданий.
Второй период (ноябрь 1994-1996 годов). В этот период была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темпы роста индекса потребительских цен снизились. Развитие ситуации было связано с переходом на жесткую денежно-кредитную политику, что привело к ограничению темпов роста денежной массы за счет уменьшения объема прямых централизованных кредитов коммерческим банкам, увеличения доли аукциона кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике позитивных реальных процентных ставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков. Причины инфляции разнообразны. Инфляция обычно базируется на несоответствии между валютным спросом и предложением товаров–спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота, что создает условия для производителей и поставщиков повышать цены независимо от уровня издержек.
Инфляция, как правило, оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Даже небольшие темпы роста могут привести к значительным экономическим и социальным последствиям. В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большинства населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и обостряет социальную напряженность.
Под Антиинфляционной политикой понимается совокупность национальных мер регулирования экономики и механизмов, направленных на борьбу с инфляцией.
Анализ опыта антиинфляционного регулирования стран с рыночной экономикой на примере России показал, что в данной стране среди основных инструментов регулирования инфляции в настоящее время можно выделить таргетирование инфляции.
В анализируемом периоде наблюдается снижение эффективности инфляционной политики страны, о чем говорит увеличение темпов роста инфляции, темпов роста цен и др. В третьей главе было также выявлено несовершенство стратегии монетарного таргетирования, которая на данный момент проводится в Республике Беларусь. Однако для того, чтобы осуществлять стратегию инфляционного таргетирования экономика страны должна соответствовать определённым критериям. Для достижения ценовой стабильности через осуществление режима таргетирования инфляции Национальному банку необходимо: повышать эффективность работы процентного канала, снизить влияние курсового фактора на инфляцию через уменьшение присутствия Национального банка на валютном рынке; законодательно установить цель по инфляции на среднесрочную перспективу; обеспечить сокращение долларизации экономики.
1 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
2 Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 409 с.
3 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
4 Ванаева, О. Е. Роль инфляции в системе мировых финансов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 4. – С. 66-71
5 Бусоедов, И. А. Теоретические аспекты воздействия инфляции на экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 6. – С. 45-52.
6 Косов, Н. С. Макроэкономика: учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
7 Нуреев, Р. М. Макроэкономика: практикум / под ред. Р. М. Нуреева. - Москва: Юр. Норма: ИНФРА-М, 2020. - 400 с.
8 Антиинфляционная программа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800658&p1=1.
9 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
10 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
11 Антиинфляционная программа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800658&p1=1.
12 Уровень инфляции [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://clck.ru/Y8ZvD.
13 Федеральная служба государственной статистики. Индекс потребительских цен .[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/i000860r.htm.
14 Уровень инфляции в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / СтатБюро. – Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru/belarus/inflation.
15 Информация о динамике и факторах изменения потребительских цен и тарифов / II квартал 2020 г. / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/inflationquarterly/inflationquarterly_2020_2.pdf.
16 Бокова, С. Ю. Анализ факторов роста инфляции / С.Ю. Бокова, Н.В. Новикова // Новая экономика. - 2017. – № 1. – С. 64–70.
17 Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – № 3 (680). – 2020. – с. 47-53.
18 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
19 Таргетирование инфляции. - Режим доступа: economicdefinition.com/Finance/Targetirovanie_inflyacii_Inflation_targeting__eto.html.
20 Бусоедов, И. А. Теоретические аспекты воздействия инфляции на экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 6. – С. 45-52.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты