Введение
1. Малый и средний бизнес: понятие и роль в национальной экономике
2. Зарубежный опыт поддержки инновационного малого и среднего бизнеса
3. Проблемы формирования системы государственной поддержки инновационного малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы малое и среднее предпринимательство в Беларуси превратилось в одно из важнейших направлений экономического развития. если до середины 2000-х годов государство крайне скептически относилось к частному бизнесу, то ближе к концу десятилетия, когда белорусская экономика оказалась под давлением ухудшающейся внешней конъюнктуры и недостаточно быстро адаптировалась к новым условиям работы, ставка была сделана на дополнительное стимулирование частной инициативы. Именно малые и средние предприятия призваны решать такие важные вопросы, как создание новых и инновационных производств (включая «зеленую экономику»), модернизация предприятий, рост экспорта (а следовательно, и поступлений валютной выручки, что тем самым решает проблему отрицательного сальдо платежного баланса), импортозамещение, создание рабочих мест, «деурбанизация» экономики за счет усиления присутствия малого и среднего предпринимательства в регионах и пр.
Первая половина 2010-х годов явилась в определенном смысле прорывной в отношениях государства и бизнеса. Органы власти на республиканском и местном уровнях стремились к либерализации законодательства и упрощению условий ведения предпринимательской деятельности. Главный пример – директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». И хотя, по мнению экспертов, далеко не все направления директивы были реализованы, несомненно то, что она положила начало устойчивому диалогу между госслужащими и деловыми кругами.
Актуальность данной темы объясняется тем, что малый и средний бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. Развитие производства предприятий малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестрой
1. Малый и средний бизнес: понятие и роль в национальной экономике
Субъекты малого и среднего предпринимательства определенны по критериям, установленным Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [14].
К субъектам малого предпринимательства относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Белорусский закон «О поддержке малого и среднего предприниматель-ства» распределяет субъекты хозяйствования по категориям, исходя исключительно из численности работников за год:
- индивидуальные предприниматели – один работник (плюс семья);
- микро-организация – до 15 человек в штате;
- малые предприятия – от 16 до 100 работников;
- средние предприятия – 101-250 человек [14].
Такое четкое деление, опирающееся на списочный состав сотрудников, с одной стороны, ликвидирует всяческие неясности: нанял сто первого работника – вырос из малого предпринимательства, теперь и кредит на других условиях, и льготы иные. Согласно законодательству Республики Беларусь, основными формами предпринимательской деятельности в нашей стране являются:
2. Зарубежный опыт поддержки инновационного малого и среднего бизнеса
Анализируя опыт зарубежных стран в области поддержки и регулирования малого предпринимательства можно выделить следующее – государственные программы, направленные на регулирования деятельности малых предприятий в основном одинаковы, отличие в механизмах реализации конкретных мероприятий государства направленные на регулирование данного сегмента экономики [18, c.271].
Выделим основные принципы, присущи государственным политикам ведущих стран в области малого бизнеса:
- реализация государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства через профильный орган власти (ведомство, агентство);
- специальная экспертиза, анализ регулирующего воздействия действующих и вновь принимаемых нормативных документов на предмет их воздействия (или потенциального воздействия) на сегмент малого и микропредпринимательства (например, «Regulatory Impact Unit» – отдел по анализу регулирующего воздействия нормативных актов – в Великобритании);
- полноценное информационное обеспечение и сопровождение мероприятий, реализуемых в рамках политики стимулирования развития малого предпринимательства (например, система «SBA-Net» в США – система информационной поддержки малого бизнеса).
Так же необходимо выделить наиболее распространенные и положительно себя зарекомендовавшие механизмы стимулирования развития малого предпринимательства [18, c.271].
1. Специальные режимы налогообложения для малых предприятий. Создание для малого предпринимательства преференциальных условий в области налогообложения. Реализуется указанная мера различными способами – путем введения специальных налоговых правил для субъектов малого (а в ряде
3. Проблемы формирования системы государственной поддержки инновационного малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
Для Беларуси 2015 год стал одним из самых сложных за все годы ее независимости. С политической точки зрения – это год президентских выборов, проходящих на фоне внутренней нестабильности в соседней Украине, а также в условиях серьезного кризиса в отношениях между двумя главными партнерами Беларуси – Россией и европейским Союзом. Не менее напряженной оказалась и социальная обстановка внутри страны: в условиях внешней турбулентности доходы большей части населения снизились, в то время как государству становится все труднее выполнять свои обязательства перед обществом.
В белорусской экономике 2015 год отмечен очередным глубоким кризисом. Хотя проведенная в конце 2014 года девальвация позволила несколько улучшить торговый баланс (к концу года сальдо торговли товарами и услугами складывалось положительным), а инфляция за девять месяцев составила немногим более 10%, иные экономические показатели свидетельствовали о серьезных экономических проблемах. Валовой внутренний продукт за те же девять месяцев снизился на 3,7% при сохранении тенденции к дальнейшему снижению [4].
В среднесрочной перспективе прогнозируется стагнация белорусской экономики.
В таблице 3.1 представлено распределение предприятий по сферам деятельности, полученное по результатам опроса малого и среднего предпринимательства, проведенного в мае 2015 года.
Заключение
К субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» распределяет субъекты хозяйствования по категориям, исходя исключительно из численности работников за год: индивидуальные предприниматели – один работник (плюс семья), микро-организация – до 15 человек в штате, малые предприятия – от 16 до 100 работников, средние предприятия – 101-250 человек.
Начиная с 2009 года количество средних предприятий снизилось на 13%, малых осталось практически без изменений, а микроорганизаций – выросло в 1.5 раза. Соответственно, доля средних предприятий в общей численности малых и средних предприятий сократилась с 3,5 до 2,1%, малых предприятий – с 15,2 до 10,9%, а доля микроорганизаций выросла с 81,3 до 87,0%.
На частную форму собственности в 2014 году приходилось 94% микро- и малых организаций, а также 70,1% средних организаций. государственные предприятия составляют менее четверти среди средних, а среди мирко- и малых организаций – лишь 1,1%.
Численность персонала, занятого в их деятельности, менялась разнона-правленно, а по состоянию на начало 2015 года даже снизилась: на 3% к началу 2014 года и на 3,4% – к 2009 году.
1 Абель, Э. Макроэкономика: учебник для слушателей, обучающихся по программе «Мастер делового администрирования» / Эндрю Абель, Бен Бернанке. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Мир книг, 2012. - 762 с.
2 Башаримова, С.И. Основы предпринимательства: учеб. пособие / С.И. Башаримова. - Минск: Белорусская энцикл. им. П. Бровки, 2012. - 234с.
3 Беляцкий, Н.П. Основы предпринимательской деятельности: учеб. по-собие / Н.П. Беляцкий.- Минск :БГЭУ 2012. - 290с.
4 В Республике Беларусь стало больше малых предприятий [Электрон-ный ресурс] / Белорусы и рынок. – Режим доступа: http://www.belmarket.by/ru/274/1/22079/ В-РБ-стало-больше-малых-
предприятий /. – Дата доступа: 10.01.2016.
5 Витко, Ф.П. Организация предпринимательской деятельности / Ф.П. Витко. - Минск : ГУИСТ БГУ, 2011 - 303 с.
6 Исследовательский Центр ИМП [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.research.by/analytics – Дата доступа: 10.01.16.
7 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / И.М. Лемешевский. – 3-е изд.; доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 701.
8 Макроэкономика : курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.
9 Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
10 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редкол: Я.М. Александрович
[и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.
11 Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экон. спец. вузов / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
12 О Государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013–2015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://ncpi.gov.by/. – Дата доступа: 10.01.2016.
13 О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь, 21 мая 2009 г. № 255 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://ncpi.gov.by/. – Дата доступа: 10.01.2016.
14 О поддержке малого и среднего предпринимательства: закон Республики Беларусь, 1 июля 2010 г. №148-3 с внесениями изменений и дополнения от 30 декабря 2015 г. № 344-З / / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. Режим доступа: http://ncpi.gov.by/. – Дата доступа: 10.01.2016.
15 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива № 4 от 31 декабря 2010 г. / / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://ncpi.gov.by/. –Дата доступа: 10.01.2016.
16 Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь за 2015 год: стат. ежегодник Электронный ресурс] / Нац. Стат. комитетРесп. Беларусь. – Минск: 2015. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. – Дата доступа: 10.01.2016.
17 Обухович, А. Макроэкономических условий для развития бизнеса в Беларуси нет / Александр Обухович // Валютное регулирование и ВЭД. – 2014. – № 12. – С. 12 –16.
18 Пласкова, Н. С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н. С. Пласкова. – М.: Эксмо, 2010. – 702 с.
19 Ромер, Д. Высшая макроэкономика: учебник / Дэвид Ромер ; перевод с английского под научной редакцией В. М. Полтеровича. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. – 855 с.
20 Статистический ежегодник Республики Беларусь 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/bgd/public_ compilation/index_105/, - Дата доступа: 10.01.2016.
21 Экономическая теория : учеб. пособие : в 2 ч. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – Ч. 1. – 261 с.
22 Экономическая теория : учеб. пособие: в 2 ч. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – Ч. 2. – 230 c.