Анализ показателей производственной программы организации
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ показателей производственной программы организации»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2021
45.00 BYN
Анализ показателей производственной программы организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Организация: Слонимский мясокомбинат, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Производство отдельных видов продукции в ассортименте 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма 12-п 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма 12-п 2018-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Показатели оценки выполнения производственной программы
1.2 Классификация и виды производственных программ
1.3 Расчёт производственной программы и ее динамика
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая экономическая характеристика производственной программы на примере ООО «Слонимский мясокомбинат»
2.2 Планирование стратегии выпуска новой продукции на предприятии и обоснование
2.3 Конкурентоспособность предприятия и обоснование эффективности использования производственной структуры
3 Пути совершенствования организационно производственной структуры предприятия
3.1 Мероприятия и предложения по совершенствованию производственной структуры
3.2 Оценка эффективности предложений и мероприятий по совершенствованию производственной структуры производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночным отношениям возросла роль производственной функции предприятий. Не последнее место здесь занимает разработка производственной программы предприятии.
Планирование является одной из важнейших предпосылок оптимального управления производством.
Планирование – это система разработки, заданий предприятий на планируемый период по объему выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказания услуг в натуральном и денежном измерении, расчет показателей, характеризующих деятельность предприятия, а также определение потребности во всех видах ресурсов и разработка мероприятий, направленных на совершенствование организации производственной деятельности и достижения намеченных показателей при минимальных затратах ресурсов.
Производственная программа является центральным разделом годового плана предприятия и определяет направление и профиль деятельности предприятия, уровень его социально-экономического развития.
Разрабатывается данная программа на основе прогнозов сбыта продукции и на основе анализа текущей и перспективной потребности рынка.
Узким местом в деятельности многих предприятий является обычно сфера продаж, поэтому в основу планирования кладется идея о развитии рынка. В рамках любой производственной программы представлена как общая картина деятельности предприятия, так и возможности, позволяющие реагировать на изменение ситуации на рынке.
Разработка производственной программы связана с рассмотрением различных вариантов структуры планируемой продукции, сопоставлением ее со спросом, производственной мощностью, трудовыми ресурсами, с возможностью обеспечения материалами, комплектующими изделиями и т.д.
Разработка производственной программы оказывает большое влияние на все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и предопределяет затраты, прибыль, рентабельность, производительность труда и другие показатели. Поэтому исследование темы оптимизации производственной программы является актуальной и значимой для предприятия.
Целью курсовой работы является разработка мероприятия по совершенствованию производственной программы на примере ОАО «Слонимский мясокомбинат».
1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Показатели оценки выполнения производственной программы
Производственная программа организации представляет собой научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров с потребителями (перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей) [17, c. 228].
Производственная программа позволяет определить оптимальную комбинацию программ выпуска продукции, на основе различных критериев оптимальности, целевых установок, ограничений по экономическим показателям, существующего спроса на производимую продукцию и других факторов внешней среды, а также различных ограничений по ресурсам, если таковые имеются [3, с. 109].
Задачами производственного планирования являются:
– обеспечение оптимального развития предприятия и его структурных подразделений;
– создание объективной базы для эффективного контроля производства;
– координация производственной деятельности по заданиям, исполнителям, срокам, месту и качеству работ;
– выявление проблем развития производства;
– стимулирование трудовой активности работающих;
– информационное обеспечение работников фирмы [3, с. 78].
Особое место в производственном планировании предприятия занимает производственная программа.
Производственная программа – это развернутый во времени план по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг, формируемый на основе потребностей рынка [15, с. 85].
Производственная программа должна разрабатываться таким образом, чтобы планируемая номенклатура выпускаемой продукции обеспечивала равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая экономическая характеристика производственной программы на примере ООО «Слонимский мясокомбинат»
ОАО «Слонимский мясокомбинат» – предприятие перерабатывающей отрасли Республики Беларусь, специализирующийся на производстве мяса, колбас, мясных деликатесов, полуфабрикатов, консервации, консервов для кошек и собак. Основанный в 1923 году, комбинат прошел долгий и сложный путь преобразования в стабильное и современное предприятие.
ОАО «Слонимский мясокомбинат» является предприятием выпускающим сырокопченые изделия, варёно-копченные, полукопченые, вареную, сосиски, сордельки, продукты из термически обработанных ингредиентов, кровяные колбасные изделия, продукты в желе, шпик солёный, продукт мясной мякотный, продукт мясокостный.
Организационная структура ОАО «Слонимский мясокомбинат» имеет линейно-функциональный вид (приложение А).
Текущее управление деятельностью общества осуществляет генеральный директор. Организационная структура ОАО «Слонимский мясокомбинат» утверждается генеральным директором.
Высшим органом управления мясокомбината является общее собрание акционеров.
В структуре ОАО «Слонимский мясокомбинат» выделяют 10 линейных подразделений, подчиненных непосредственно Генеральному директору:
1 Инженерное подразделение, возглавляемое главным инженером.
2 Маркетинговое подразделение возглавляет зам. генерального директора по коммерческим вопросам.
3 Производственное подразделение – зам. генерального директора по производству и качеству.
4 Экономическо-плановое подразделение во главе с зам. генерального директора по экономике.
5 Управление по РП (работе с персоналом) и ПО (правовому обеспечению).
6 Бухгалтерия, во главе с главным бухгалтером.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Мероприятия и предложения по совершенствованию производственной структуры
В системе мер, которые направлены на повышение эффективности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы производства и реализации продукции.
Выделяют внутрипроизводственные (внутренние) пути увеличения и внешние – внепроизводственные.
Внепроизводственные факторы включают: уровень специализации, уровень поставок сырья и материалов, поставки по кооперации, изменение цен и тарифов на поставки, факторы окружающей среды, в частности охрана окружающей среды. Внутрипроизводственные факторы в соответствии с тремя элементами производственного процесса можно подразделить на три: факторы средств труда, факторы предметов труда, факторы, связанные с использованием самого труда. Объем производства продукции является первым результатным показателем и оказывает влияние на другие результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Пути увеличения объема производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия.
Полнота подсчетов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа выделяется по структуре затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, фондоемким или трудоемким
Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.
В частности, путями увеличения объема производства могут быть:
– снижение остатков товарной продукции на складе по сравнению с отчетным периодом;
– снижение объема отгруженной, но не оплаченной продукции по сравнению с отчетным периодом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
План производства продукции - производственная программа является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана организации и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли организации.
Производственная программа организации должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в определенном периоде с учетом имеющихся у организации производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности организации-производителя могут быть больше или меньше объема продаж.
Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением организации – службой маркетинга. Производственная программа планируется на 3-5 лет, на один год с разбивкой по кварталам и месяцам, рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
На предприятии наблюдается снижении прибыли от реализации на 1116 тыс. р. в 2019 году и на 3734 тыс. р. в 2020 году. Данная ситуация происходит за счет опережения темпов роста себестоимости над темпами роста выручки.
Также за анализируемый период наблюдается уменьшение прибыли по текущей деятельности на 982 тыс. р. в 2019 году и на 4427 тыс. р. в 2020 году.
Неблагоприятным является уменьшение всех показателей рентабельности, что происходит за счет уменьшения прибыли от реализации и чистой прибыли, которая в 2020 году уменьшилась в значительной степени, на 5519 тыс. р. по сравнению с 2019 годом.
В целом можно сказать, что хозяйственная деятельность предприятия в 2020 году была менее эффективной чем в 2019 году.
Увеличение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки повлекло уменьшение прибыли от реализации продукции в 2020 году, а также уменьшение чистой прибыли, что и повлияло на снижение всех показателей рентабельности.
На ОАО «Слонимский мясокомбинат» объем производства промышленной продукции разделен на следующие виды экономический деятельности: переработка и консервирование мяса, производство продукции из мяса и мяса сельскохозяйственной птицы, производство готовых пищевых продуктов.
Наибольший удельный вес в структуре объема производства занимает производство продукции из мяса и мяса сельскохозяйственных птиц, 53,05% в 2018 году, 58,45% в 2019 году и 89,77% в 2020 году. Незначительную долю занимает производство готовых пищевых продуктов.
1. Агаргов, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 400 с.
2. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб.пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2015.- 264 с.
3. Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 439 с.
4. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 372 с.
5. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова — М. ЮНИТИ, 2018. – 391 с
6. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет [Текст]: // Учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 510 c.
7. Витебская, Е.С. Экономикам организации : пособие. / Е. С. Витебская. – Минск : РИПО, 2018.
8. Витун, С.Е. Финансы предприятий / С.Е. Витун, Чигрина А.И. – Мн.: ГрГУ им. Янки Купалы, 2017. – 306 с.
9. Володько, О.В. Экономика организации: учеб.пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько. – Минск: Выш.шк., 2015. – 399 с.
10. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб.пособие. / А.С. Головачев. – Минск: РИВШ, 2018. – 395 с.
11. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. – М.: Омега–Л, 2018. – 358 с.
12. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (изменена и дополнена от 22 декабря 2018 г. № 74 Постановлением Министерства финансов РБ).
13. Кажина, Е.А. Экономика организации в определениях и схемах, таблицах: пособие. / Е.А. Кажина. – Минск: РИПО, 2018
14. Кононов, М.В. Управление сбытом в системе управления деятельностью предприятия // Современные проблемы экономики, социологии и права: Сб. науч. ст. асп. СПбГИЭУ. Вып. 1 / Редкол.: Е.Б. Смирнов и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2019.
15. Мишкова, М.П. Использование основных средств и эффективные способы их обновления / М. П. Мишкова // Финансовый директор. – 2015. - № 8. – С.46-49.
16. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб.пособие / Л.Н. Нехорошева. – Мн.: Выш. шк, 2015. – 383 с.
17. Организация производства в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / И. Н. Иванов [и др.] ; под ред. И. Н. Иванова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.
18. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет [Текст]: // Учебник / Т.М. Рогуленко, В.П.. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2016. - 464 c.
19. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебн. / Г.В. Савицкая. – Минск: РИПО, 2015. - 364 с.
20. Смит, П. Р. Маркетинговые коммуникации: комплексный подход / П. Р. Смит. – Киев: Знання-Прес, 2005. – 796 с.
21. Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общ.ред. В.И. Стражева – 6-изд. – Минск: Выш.шк., 2016 – 480 с.
22. Стражев, В.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное по-собие / В.И. Стражев. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 144 с.
23. Стражева И.С., А. В. Стражев. Бухгалтерский учет [Текст]: // новая редакция [учебно-методическое пособие] - 12-е изд., перераб. и доп. - Минск : Современная школа, 2016. – 672 с.
24. Теплова, Т.В. Финансовый менеджмент / Т.В. Теплова. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 654 с.
25. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 237 с.
26. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2015. - 344 с.
27. Экономика организации: учеб. для вузов / под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.
28. Экономика предприятия: учеб.пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ.ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: Высш.шк., 2015. – 383 с.
29. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. — 6-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2014. — 1376 с.
30. Ткаченко, Н. М. Бухгалтерский финансовый учет на предприятиях Украины: учебник для студ. высш. учеб. завед. экон. спец. / Н. М. Ткаченко. — 7-е изд., доп. и перераб. — Киев: А. С. К., 2014. — 864 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Производство отдельных видов продукции в ассортименте 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма 12-п 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма 12-п 2018-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты