Функционирование абсолютной монополии в национальной экономики Беларуси
ИБМТ БГУ (Институт бизнеса и менеджмента технологий)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Функционирование абсолютной монополии в национальной экономики Беларуси»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Функционирование абсолютной монополии в национальной экономики Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и сущность абсолютной монополии
1.2 Особенности функционирования абсолютной монополии в экономике
1.3 Государственное регулирование абсолютной монополии (ряд документов нормативных, регламентирующие возможность существования РБ естественных монополий (ссылки)
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Проявление абсолютной монополии в экономике республики
2.2 Государственное регулирование абсолютной монополии на примере работы метро
2.3 Перспективы развития абсолютной монополии в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире большая часть населения проживает в государствах с рыночной экономикой, со свободной конкуренцией между производителями на рынке. Потребители, в свою очередь, отдают предпочтение наиболее выгодным товарам и услугам, которые более соответствуют соотношению цена-качество. Предприятия (производители), напротив, стараются наладить производство более эффективно, чтобы клиент отдал свой выбор их продукции. Конечно, любая организация хочет увеличить объемы своего производства и улучшить качество продаваемых товаров (оказываемых услуг), но при этом максимально оптимизировать производство и снизить затраты.
Рынок предлагает широкий спектр продуктов и услуг разного типа, что ставит перед покупателем два важных вопроса: отвечает ли это моим потребностям и чем он отличается от продукта конкурента? Поэтому в рыночной экономике, чтобы получить выгоду и увеличить продажи, производитель должен не только производить качественную продукцию, но и повышать ее технический уровень. Если говорить о товарах, то для повышения технического уровня продукции часто бывает необходимо модернизировать оборудование и технологии производства, что сделает этот товар более привлекательным на рынке в условиях жесткой конкуренции.
Однако развитию и качественному функционированию современной рыночной экономики препятствует такое понятие, как монополия. Монополия – это рыночная структура, при которой одна крупная компания контролирует производство и продажу определенного вида продукта (или услуги), т.е. в такой ситуации на рынке отсутствуют условия для честной и прозрачной конкуренции, поскольку определенный рынок занят одной большой компанией. В таких условиях можно сказать, что крупная компания навязывает обществу и конкурентам свои выгодные интересы вне зависимости от текущих потребностей и реальных возможностей потребителя.
В целях поддержания качественного функционирования и будущего развития рыночной экономики государство обязуется регулировать оптимальный уровень конкуренции как на всем рынке в целом, так и в отрасли, предотвращать как монополизацию рынков, так и формирование самих монополий. Реализация этой обязанности воплощена в мерах антимонопольной политики государства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и сущность абсолютной монополии
Монополия – это ситуация на рынке, при которой только одна организация регулирует объем предложения товара и самостоятельно определяет цену на конкретный вид товара. Исходя из определения, можно выделить следующие основные черты любой монополии:
• выпуск продукции на рынок контролируется только одной компанией-производителем, называемой монополистом;
• продукция монополиста уникальна и не имеет аналогов на рынке;
• ценообразование на рынке полностью контролируется монополистом, поскольку он контролирует предложение товаров;
• вход на монополистический рынок полностью закрыт, а значит, нет конкуренции [1, c. 84].
В первоначальной классификации монополии по типу можно выделить две: обычная монополия и абсолютная монополия. В случае обычной монополии возможно, что другой игрок выйдет на рынок относительно свободно и будет производить, и продавать тот же продукт или предоставлять те же услуги.
Абсолютная монополия полностью исключает этот вариант, поскольку это понятие означает ситуацию на рынке, когда компания единолично и полностью владеет ресурсами для производства товаров или оказания услуг [3, c. 92].
Закрытая монополия возникает в результате нормативного закрепления исключительного права организации на производство определенной продукции. Нормативные акты такого характера либо препятствуют появлению других производителей в отрасли, либо запрещают использование чьей-либо интеллектуальной собственности. Запрет на использование чужой интеллектуальной собственности выражается, прежде всего, в патентном праве и институте авторского права.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Проявление абсолютной монополии в экономике республики
Изменения, произошедшие в экономике Республики Беларусь – ослабление прямого государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, развитие рыночного механизма распределения ресурсов, разгосударствление и приватизация, включение страны в систему международного разделения труда и снижение торговых барьеров, развитие региональной и субрегиональной интеграции, которая принимает форму институциональных образований, таких как Союзное государство Республики Беларусь и России, Евразийское экономическое сообщество и другие, предлагаемый вступление Беларуси и ее основных торговых партнеров в ВТО и т. д. – привели к обострению конкурентного соперничества.
Однако инициативы по созданию справедливой конкурентной среды всегда лидируют среди предложений белорусского бизнеса по реформированию бизнес-климата в стране. Деловое сообщество постоянно жалуется на распространение монополистической практики со стороны государственных предприятий и организаций.
Несмотря на функционирование отечественного антимонопольного органа, бизнес по-прежнему недоволен тем, как страна контролирует развитие добросовестной конкуренции и выступает против монополистической деятельности. Однако, как отмечают эксперты, если около 60% активов отечественной экономики принадлежит одному собственнику – государству, которое также участвует в законотворческой деятельности, Беларусь, скорее всего, обречена на монополистическую модель экономики.
Для оценки конкуренции на рынке Республики Беларусь воспользуемся данными Национального статистического комитета. Отечественная статистика представляет степень концентрации для отраслей промышленности, но не считает их для других отраслей экономики (таблица 2.1) [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монополия – это ситуация на рынке, при которой только одна организация регулирует объем предложения товара и самостоятельно определяет цену на конкретный вид товара. Можно выделить некоторые причины, способствующие возникновению монополии: постоянное поглощение компаний друг другом и их слияние; государственная политика: протекционизм, правовые барьеры; право собственности конкретной фирмы на невоспроизводимые и редкие ресурсы.
В условиях монополизации экономики и рынка цена повышается, а объем продукции сокращается. В результате потребитель теряет часть своего потребительского эффекта – он вынужден покупать продукции меньше и по более высокой цене. Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия, другая же часть потребительского эффекта просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистые потери общества.
Официальная информация об уровне конкуренции на рынке Республики Беларусь представлена для отраслей промышленности в виде коэффициента концентрации, однако данный коэффициент не рассчитывается для других отраслей. Анализ значений коэффициента концентрации показал, что наиболее высокой концентрацией обладает горнодобывающая отрасль, где 3 организации производят 96 % от общего объема продукции страны. Отраслями с низкой концентрацией являются обрабатывающая промышленность, где 3 организации производят 17,9 % от общего объема продукции, и сфера водоснабжения, где 3 организации производят 28,9 % от общего объема выпуска рынка. В целях контроля за конкуренцией на рынках в Республике Беларусь формируются Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.
В целях ограничения монопольной власти и развития конкуренции в Республике Беларусь функционирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). В своей деятельности МАРТ использует как экономические, так и административные методы. Нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции преобладают в Республике Беларусь (более 50%), антиконкурентные соглашения составляют около 5%.
В Республике Беларусь необходимость развития защиты конкуренции и регулирования монополий отражена в таких документах, как: антиинфляционная программа, концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года.
1 Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 409 с.
2 Аналитическая информация Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/analitics.html.
3 Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова и др.; отв. ред. С.Ф. Серегина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 527 с.
4 Басовская, Е. Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
5 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c
6 Бурук, А. Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения / А. Ф. Бурук // Мир экономики и управления. – 2016. – №. 3. – С. 84-97.
7 Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2015. – 254 c.
8 Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением от 05.03.2018 г., утв. ФАС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291724/.
9 Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 608 c.
10 Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf.
11 Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mart.gov.by/news/antimonopoly_itogi_9_2019.
12 Об органах антимонопольного регулирования и торговли: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2016 г., № 188 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31600188.
13 Правоприменительная практика МАРТ в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belta.by/onlineconference/view/pravoprimenitelnaja-praktika-mart-v-sfere-presechenija-narushenij-antimonopolnogo-zakonodatelstva-1129/.
14 Промышленность Республики Беларусь 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/464/464bee6f8a511fddd46beec5f72eef27.pdf/.
15 Селютина, Е. О. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции / Е. О. Селютина // Актуальные вопросы развития современного общества. – 2020. – С. 386-388.
16 Синяк, О. B. Конкуренция: теоретические и практические аспекты на примере Республики Беларусь / О. В. Синяк // Цифровая трансформация. – 2020. – №. 1. – С. 36-42.
17 Синяк, О. В. Роль конкуренции в системе экономических отношений на примере Республики Беларусь / О. В. Синяк // Инновационная кластеризация науки и практики в условиях цифровизации. – 2020. – С. 136-138.
18 Синяк, О. В. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и странах-членах ЕАЭС / О. В. Синяк // Наука и практика глобально меняющегося мира в условиях многозадачности, проектного подхода, рисков неопределенности и ограниченности ресурсов. – 2020. – С. 167-169.
19 Цены выросли на треть. МАРТ заподозрил семь крупнейших производителей мяса птицы в ценовом сговоре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.tut.by/news602020.html.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты