С точки зрения разумного распределения ресурсов, рыночная экономика это эффективная модель хозяйствования. На сегодняшний день это наилучшая модель хозяйствования, которая имеется у человечества. Погоня за удовлетворением личных потребностей у потребителей и попытка максимизации прибыли у фирм приводит к увеличению эффективности функционирования всей экономики в целом. Тем не менее, рыночная экономика в чистом виде не является идеальной. Существуют некотораые аспекты, которые невозмоажно решить в рамках рыночной экономиаки. И тогда на помощь приходит государаство. При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспораимые преимущаества свободнаой рыночной экономиаки перед экономиакой команднаой, экономиаческая теория в то же время подчеркаивает, что и рыночная система не справляается с решением целого ряда вопросов или решает их недостааточно эффектиавно. Способность нерегулаируемого рынка обеспечаивать общее равновеасие и высокую эффектиавность произвоадства все же весьма ограничаенна. Даже развитой рыночной экономиаке присущи и общее неравноавесие, и неэффекативность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов» [2, с.60–64].
Они характерны и для условий совершенной конкуренции – «идеального» рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.
«Провалы» (фиаско) рынка – это проявлеания неэффекативности рыночноаго механизама, случаи, когда рынок оказываается не в состоянаии обеспечаить эффектиавное распредаеление и использаование ресурсов [2, с.60–64].
2 ФИАСКО РЫНКА И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.
Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка – случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества [10, с.242–274].
К "провалам" рынка относят:
- нерациональное распределение ресурсов общества;
- неравномерность в распределении доходов;
- монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);
- отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;
- неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;
- отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;
- нестабильность макроэкономического развития и др.
Сглаживание, предотваращение негативаных последсатвий действия рыночных регулятаоров и решение острых социальано–экономиаческих проблем общества – основная цель экономиаческой деятельаности государаства. Стремясь к достижеанию этой цели, государаство внедряеатся в рыночное хозяйставо, осущеставляет разнообаразные меры админисатративного и экономиаческого
3 ФИАСКО ГОСУДАРСТВА И ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.
В своей известнаой работе «Эффект кобры» немецкий экономиаст Хорст Зиберт так описываает происхоаждение столь необычнаого названия. Однажды в период британсакого владычеаства в Индии в стране развелоась много кобр. За каждую доставлаенную голову кобры была назначеана награда. Какова была реакция индийцев? Противоположной той, на которую рассчитаывали тогдашнаие правитеали Индии. Они стали специалаьно разводиать кобр для полученаия премий. Значительно позднее неудавшаегося британсакого опыта подобноаго рода эффекты получили у экономиастов название «провалов государаства» (governmentfailures). По аналогии с внедренаным ранее термином – «провалы рынка» (marketfailures). «Провалы государаства» рассматариваются как «случаи, когда государаство (правитеальство) не в состоянаии обеспечаить эффектиавное распредаеление и использаование обществаенных ресурсов» [10, с.242–274].
Причины фиаско (провалов) государства:
– несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
– ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;
– неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
– наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
4 АНАЛИЗ РАБОТЫ Р. КОУЗА «ПРИРОДА ФИРМЫ»
В 1987 г. состоялась конференция в связи с пятидесятилетием выхода в свет этой работы. В данном разделе сайта собраны вместе статья Коуза 1937 г., три лекции, прочитанные им на конференции, и другие материалы конференции. Я намерен кратко описать все эти материалы в том же порядке, а также предложить некоторые соображения по поводу текущей работы и исследований, стоящих на повестке дня. Его статья 1937 г., посвященная "природе фирмы", признана классической, потому что она изменила представления людей об экономической организации [6].
Работа "Природа фирмы" была впервые опубликована в 1937 г., но ее идеи начали формироваться у Рональда Коуза еще в 1932 г. и нашли отражение в его переписке. Это было знаменательное событие, хотя понадобилось очень много времени, прежде чем была осознана вся его важность.
По словам самого Коуза, цель, которую он преследаовал при написанаии статьи, состояла в том, чтобы разрабоатать теорию фирмы — одновреаменно и реалистаическую, и поддающауюся анализу. В экономиаческой науке принято считать, что "экономиаческую систему координаирует механизм цен", но это лишь частичнаое объяснеание. Экономическая система, помимо всего прочего, составлаена из подсистаем, ярким вариантаом которых является крупная корпораация. Несомненно, есть как минимум два координаирующих механизама. На рынках система цен сигналиазирует о потребнаостях и возможнаостях децентраализованного распредаеления ресурсов.
В своей статье «Природа фирмы» Коуз раскрываает сущность понятия фирмы, а именно дает ей определаение через описание отличитаельных особеннаостей фирмы. В этом описании автор касается таких аспектов, как координаация факторов произвоадства и распредаеление ресурсов в фирме, причины возникнаовения и ограничаения при расширеании фирм в специалаизированной обменной экономиаке [9, с.96–119].
5 ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА, ОГРАНИЧИВАЮЩЕГОСЯ ФУНКЦИЯМИ «НОЧНОГО СТОРОЖА»
Государство – ночной сторож.
На этом термине основываается либералаизм. В конкретаных историчаеских условиях XVIII–XIX вв. идея правовоаго государаства и либералаьные лозунги о защите общества и личности от государаственной власти по существу означали требоваание нейтралаьности государаства в неравной борьбе за существаование наемных рабочих и владельацев капитала. Для первых государаство в период формироавания гражданаского общества практичаески выступаало как чисто карателаьная сила, для вторых – как страж богатстава и связаннаых с ним социальаных возможнаостей. Этим обусловалена развернаувшаяся уже в XIX в. социалиастическая и демокраатическая критика ограничаенного цензовоаго предстаавительства и идей правовоаго государаства ("государаство – ночной сторож"), требоваание "социальаного государаства", осущеставляющего не только охрану правопоарядка, но и проводяащего социальаную политику в интересаах неимущих и общества в целом (законодаательное регулираование продолжаительности рабочего дня, ограничаение и запрет детского и женского труда, социальаное обеспечаение нетрудоаспособных и безрабоатных, всеобщее образоваание за счет государаства, бесплатаное здравооахранение и др.).
С формироаванием и утверждаением идеи индивидауальной свободы все более отчетлиаво вычленяались проблема отношенаий государаства и отдельнаого человека и соответаственно проблема пределов вмешатеальства государаства в дела индивида. Сфера индивидауальной активноасти человека, не подлежаащей вмешатеальству со стороны внешних сил, рассматаривалась как сфера реализаации естестваенной свободы и, стало быть, естестваенного права. Поскольку это право призвано защищать отдельнаого человека от неправоамочного вмешатеальства в его личную жизнь со стороны государаства или церкви, оно, по справедаливому замечанаию Г.Руджиеро, является формой "юридичеаского протестаантизма". Адепты естестваенного права исходили из
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление монополий, сохранении окружающей среды, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, неравенство в распределении доходов, развитии фундаментальной науки, такие имманентные рынку отрицательные черты, как инфляция, безработица, кризисы – все это обусловило усиление в 20 веке государственного влияния в экономике.
Целью деятельности любого государства в рыночной экономике – компенсировать "провалы" рынка, а также смягчить негативные последствия действия рыночного механизма.
Основные функции государства: борьба с безработицей, создание правовых основ частного бизнеса, перераспределение доходов, демонополизация, борьба с инфляцией, борьба с цикличностью развития и мн. др.
Положительные внешние эффекты ведут к недостаточному, а негативные внешние эффекты приводят, наоборот, к чрезмерному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя разного рода субсидии или санкции, специальные налоги, такие перекосы в распределении ресурсов устраняются государством.
Регулирование экономики государством – это комплекс типовых мер контролирующего, законодательного и исполнительного характера, которые осуществляются государственными органами для влияния на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления.
Рыночную экономику государство регулирует, во–первых, экономически: косвенно – корректируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно–налоговой и денежной политики и прямо – выступая как