Введение
1. Доходы населения и источники их формирования
l.1 Сущность, формы и виды доходов населения
1.2 Неравенство в распределении доходов. Кривая Лоренца для Беларуси, децильный коэффициент и коэффициент Джинни
2 Политика распределения и перераспределения доходов в Республике Беларусь и за рубежом
2.1 Уровень и качество жизни населения в Республике Беларусь и странах единого экономического пространства (России, Казахстана)
2.2 Эффективность государственной политики при перераспределении доходов в Республике Беларусь
2.3 Зарубежный опыт в области распределения доходов населения
3 Пути совершенствования перераспределения доходов населения в условиях построения социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Ее анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах. Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его положением, имуществом и трудом. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.
Республика Беларусь – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство возлагает на себя ответственность за социально-справедливое распределение доходов населения, что предполагает большое разнообразие методов регулирования.
Государственная политика доходов определяется как перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Согласно другому мнению, основными составляющими государственного регулирования доходов являются: организация социальных трансфертных платежей и установление определенных цен для производителей и покупателей. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе, предотвращение роста преступности, поддержание платежеспособного спроса, формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы.
Любое государство вне зависимости от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы
1 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, формы и виды доходов населения
Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий.
Предельная производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет «за бортом» тех индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.
Источниками доходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.
Итак, доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.
Денежные доходы населения - это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у
2 ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Уровень и качество жизни населения в Республике Беларусь и странах единого экономического пространства (России, Казахстана)
Развитие человеческого потенциала посредством улучшения условий и качества жизни населения, обеспечения роста его благосостояния - приоритетная задача социальной политики государства.
Для характеристики уровня жизни населения используется ряд социально-экономических индикаторов. Основными из них являются денежные доходы населения, размер заработной платы, средний размер назначенных пенсий и другие.
Результатом проводимой в республике социальной политики является сохранение социальной стабильности и улучшение качества жизни населения.
В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) увеличились по сравнению с 2005 годом в 2,3 раза, с 2010 годом - в 1,3 раза (рисунок 2.1) [8].
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственная социальная политика − это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Распределение доходов − это одна из важнейших проблем государственной социальной политики. Первые этапы становления рыночных отношений в Беларуси характеризуются неравномерностью в уровне доходов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества. Именно по этой причине роль государства очень велика в обеспечении социальной защиты населения, грамотной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, а также борьбы с бедностью.
Одним из наиболее значимых индикаторов уровня жизни в стране является доход населения.
Государственная политика перераспределения доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения [26, с.151].
Для проведения эффективной политики регулирования доходов важно учитывать не только степень дифференциации доходов, но также и их структуру, от которой во многом зависит склонность населения к потреблению и накоплению. Также для повышения эффективности политики в области распределения доходов важно определить, какая степень неравенства оптимальна. Если учитывать данные факторы, то политика распределения доходов будет более эффективна.
Для совершенствования политики доходов государство должно разрешать такую проблему, как бедность. Для этого государству необходимо поддерживать доходы на уровне прожиточного минимума для тех, кто не смог обеспечить себе такой доход, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедных чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества [26, с. 341].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы необходимо подвести основные итоги и сделать следующие выводы:
Доходы населения − это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Когда мы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательную способность, т.е. различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы − определенная денежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы − это сумма, которую можно обменять на товары и услуги.
Бедность является одной из основных проблем любой страны. Чтобы каким-то образом измерить показатель бедности в стране и дифференцировать страны по данному критерию, существует много различных показателей. Основные − кривая Лоренца, коэффициент Джинни. С помощью данных критериев можно судить об уровне дифференциации доходов в стране и, соответственно, уровня бедности.
Каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.
Касательно Республики Беларусь, следует отметить социальную направленность экономики, что подразумевает немалые налоги, но также и высокие социальные расходы для выравнивания доходов населения, предоставления необходимого комплекса услуг и т.д. В общем и целом, социальная политика РБ выполняет свои функции, так как в белорусском обществе нельзя наблюдать глубокой социальной напряженности, действует бесплатное образование и т.д.
Подводя общий итог изучения государственной политики перераспределения доходов, необходимо отметить, что данная политика, не просто важна, а является обязательной и неотъемлемой составляющей государственной политики в современном социально ориентированном государстве, так как одними из главных целей данной политики являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала, ведь безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.
1. Аналитический доклад «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.gov. by/rmenu/budget/analytic / – Дата доступа: 11.09.2016
2. Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications. – Дата доступа: 08.09.2016.
3. Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы / Н. Антюшина // Экономист. – 2004. – №1. – С. 85-94.
4. Бродский, Б.Е. Макроэкономика : продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский ; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2014. − 334 с.
5. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис : анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В. К. Бурлачков. − Москва : URSS : Либроком, 2013. − 239 с.
6. Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие - Минск: 2011. - 543 с.
7. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика : учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк . − Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. − 350, [1] с.
8. Годовой отчет Национального банка республики Беларусь за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by – Дата доступа: 08.09.2016.
9. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика : учебное пособие для бакалавров / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. − Москва : Омега-Л, 2014. − 254 с.
10. Капканщиков , С.Г. Макроэкономика : учебник / С. Г. Капканщиков. − 3-е изд., переработанное и дополненное. − Москва : КноРус, 2016. − 406 с.
11. Киселева, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс : [учеб. пособие] / Е.А. Киселева. - 2-е изд.. - М. : Кнорус, 2014. - 379 с.
12. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с.
13. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, С.В. Шевченко [и др.]; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 340 с.
14. Макроэкономика : учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск : Амалфея : Мисанта, 2013. – 311 с.
15. Макроэкономика : учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск : БГЭУ, 2015. – 432 с.
16. Макроэкономика : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. − Москва : КноРус, 2016. − 313 с.
17. Макроэкономика : практикум : основные понятия, формулы, задания, тесты, задачи, проблемы, литература / [П. В. Арефьев и др.] ; под редакцией Р. М. Нуреева. − Москва : Норма : Инфра-М, 2015. − 399 с.
18. Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / [А. В. Аносова и др.] − Москва : Юрайт, 2015. − 527 с.
19. Макроэкономика : учебник для высших учебных заведений / В. В. Амосова и др.] ; под редакцией Д. Ю. Митропольского, Т. Г. Бродской. − Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2014. − 363 с.
20. Макроэкономика : учебник для бакалавров / [Л. М. Капица и др.]. − Москва : Юрайт, 2014. − 403 с.
21. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 − 2020 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/– Дата доступа: 11.09.2016
22. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года / Богданович, А.В., Александрович, Я.М. // Белорусский экономический журнал - 2015. - №3. С.4-19
23. Розанова, Н.М. Макроэкономика : учебник для магистров / Н. М. Розанова. − Москва : Юрайт, 2013. − 813 с.
24. Симкина, Л.Г. Макроэкономика : учебное пособие / Л. Г. Симкина. − Москва : КноРус, 2016. − 336 с.
25. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/– Дата доступа: 11.09.2016
26. Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. №278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь"// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
27. Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. № 252 О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам"// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.