Введение
Глава 1 Закономерности и принципы микроэкономики
1.1 Законы спроса и предложения
1.2 Теория поведения потребителя и фирмы
Глава 2 Закономерности и принципы макроэкономики
2.1 Достижение равновесия в реальном секторе экономики
2.2 Функционирование денежного сектора экономики
Глава 3 Анализ главы 6 тома 2 работы Й. Шумпетера «История экономического анализа»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Республика Беларусь продолжает курс на создание рыночной социально ориентированной экономики. Социально ориентированная экономика – это одна из моделей функционирования рыночной экономики. Безусловно, создание такой модели – длительной и непростой процесс. Это означает, что все хозяйствующие субъекты должны работать в рыночной системе координат и знать их закономерности. Работа в рыночных условиях требует фундаментальных знаний в области микро- и макроэкономики.
Закономерности функционирования малых хозяйственных единиц – организаций, предприятий (фирм), домашних хозяйств в рыночной экономике описываются в курсе микроэкономики.
Макроэкономика – это важный раздел экономической теории, который объясняет закономерности развития на уровне национальной экономики во взаимосвязи с мировой экономикой, а также закономерности развития ее секторов. В ее наиболее широком представлении макроэкономика есть наука об общеэкономических тенденциях.
Она помогает формулировать закономерности, которые позволяют нам предвидеть завтрашнее состояние национальной экономики с той или иной степенью вероятности.
Свое понимание предмета экономической науки отстаивал выдающийся теоретик Йозеф Шумпетер, стремившийся соединить экономическую теорию, экономическую социологию и историю экономического анализа.
Вышеперечисленные факторы и определяют актуальность данной темы и позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение закономерностей и принципов микроэкономики и макроэкономики имеет первостепенное
Глава 1 Закономерности и принципы микроэкономики
1.1 Законы спроса и предложения
Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах, обеспеченная деньгами [19, с. 5].
Объем спроса – это количество товара, которое покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке [22, с. 82].
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы платить [22, с. 82].
Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены – формула (1.1) [22, с. 82]:
QD = f(P) (1.1)
Обратная зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести, получила название закона спроса.
Закон спроса – величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара [22, с. 83].
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться [3, с. 116].
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Глава 2 Закономерности и принципы макроэкономики
2.1 Достижение равновесия в реальном секторе экономики
Функционирование рыночной экономики можно охарактеризовать как одновременное пребывание в двух состояниях – "равновесие" и "динамика". В случае, если произведенные продукты (совокупное производство) станут товарами (совокупное предложение) и будут проданы (совокупный объем продаж), а все доходы (совокупный доход) будут израсходованы (совокупный спрос) и отоварены (совокупное потребление), то совокупные платежеспособный спрос и совокупное предложение совпадут и экономика войдет в состояние равновесия. Равенство между ресурсами и их использованием, сбалансированность экономического развития на макроуровне – понятие широкое и многоплановое, означающее достижение пропорциональности между и внутри секторов, сфер и элементов экономики, обеспечение сбалансированности ее частных слагаемых:
- внутреннего и внешнего рынков;
- региональной: отраслевой, в том числе между реальным и финансовом секторами;
- воспроизводственной, обуславливающей непрерывность процесса воспроизводства;
- технологической, предполагающей однородность, соразмерность уровня развития взаимосвязанных отраслей, комплексов: сбалансированность форм хозяйствования (соотношение между государственным и частным сектором, между крупным, средним и малым бизнесом) и т.д. [18, с. 38].
Классическая модель макроэкономического равновесия может быть представлена в виде системы нескольких уравнений, характеризующих три
Глава 3 Анализ главы 6 тома 2 работы Й. Шумпетера «История экономического анализа»
Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 года – 8 января 1950 года) – австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли [8].
Образование получил в Венском университете. В 1919-20 гг. министр финансов Австрийской республики. В 1925-32 гг. профессор Боннского университета (Германия). С 1932 г. и до конца жизни профессор Гарвардского университета (США) [8].
Историю политэкономии он рассматривал как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов исследования экономических явлений. Известен концепцией экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской функции.
Книга выдающегося австрийского экономиста Йозефа Шумпетера «История экономического анализа» – произведение, ставшее классикой экономической литературы. Ее уникальность – в широте охвата (от Платона и Аристотеля до Кейнса), сочетающейся с глубиной и оригинальностью анализа и личным отношением буквально ко всем авторам и первоисточникам, упомянутым в огромном по объему тексте.
Книгу Шумпетера никак нельзя назвать учебником по истории экономических учений. Текст во многих, иногда самых интересных, местах не закончен. Стиль автора - яркий пример "немецкого английского" с громоздкими фразами и архаичными речевыми оборотами. Трудно пользоваться достаточно архаичной системой отсылок.
Книга посвящена в первую очередь развитию техники экономического анализа, но попутно автор описывает исторический контекст этого развития,
Заключение
Подведем итоги и сделаем выводы.
Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения.
Спрос – это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное кол-во товара.
Предложение – это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара.
Закон спроса и предложения – объективный экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен.
Закон спроса – повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, напротив, понижение цены – увеличивает.
Закон предложения – объем предложения товара увеличивается при повышении цены и уменьшается при её снижении.
Конъюнктура рынка определяется степенью сбалансированности спроса и предложения, которые формируются под воздействием поведения потребителей и производителей. Следовательно, поведение потребителя является одним из важнейших факторов спроса, а поведение производителя - одним из важнейших факторов предложения.
Теория потребительского поведения дает ответ на вопрос о том, сколько единиц каждого товара при тех или иных условиях будет приобретать потребитель и как изменяются его предпочтения при изменении этих условий.
Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов
1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. 5–е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 768 с.
2. Авдей, О.В. Микроэкономика : учеб.–метод. пособие для вузов / О.В. Авдей, Ю.В. Чайковская, Л.А. Гиткович ; под ред. М.И. Ноздрина–Плотницкого, О.В. Авдей. – Минск : Соврем. шк., 2011. – 112 с.
3. Агапова, Т.А. Макроэкономика : учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина ; под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М. : ДИС, 2000. – 416 с.
4. Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие / Н. И. Базылев, С. П. Гурко. – Минск : Современная школа, 2010. – 216 с.
5. Базылев, Н.И. Курс микроэкономики в таблицах и схемах : учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск : Современная школа, 2010. – 144 с.
6. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе : пер. с англ., – 4–е изд. / М. Блауг. – М. : Дело ЛТД, 1994. – 720 с.
7. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учебник для вузов. 3–е изд., дополненное / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
8. Все о Шумпетере. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schumpeter.ru. – Дата доступа: 01.09.2016.
9. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса = Ten Great Economists: From Marx to Keynes. – М.: Институт Гайдара, 2011. – 400 с
10. Дози, Дж Экономическая координация и динамика: некоторые особенности альтернативной эволюционной парадигмы / Дж. Дози ; перевод с английского И. Болдырева и Г. Петренко // Вопросы экономики . – 2012. – № 12. – С. 31–60.
11. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм образования / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2013. – 446 с.
12. Макроэкономика : курс интенсивной подготовки / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 304 с.
13. Макроэкономика : учеб. пособие для вузов / под ред. И.П. Николаевой. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 319 с.
14. Микро– и макроэкономика : учеб. пособие для вузов / М.И. Плотницкий [и др.] ; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн. : Кн. дом, 2005. – 224 с.
15. Микроэкономика : учеб. для вузов / под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск : БГЭУ, 2015. – 429 с.
16. Научитель, М.В. История экономических учений / М.В. Научитель. – Мн. : Право и экономика, 2003. – 460 с.
17. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов по экономическим специальностям. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 288 с.
18. Розанова, Н.М. Макроэкономика. Продвинутый курс. В 2 т. Т. 1 : учеб. для магистратуры / Н.М. Розанова. – М. : Юрайт, 2015. – 283 с.
19. Розанова, Н.М. Теория спроса и предложения / Н.М. Розанова, А.Е. Шаститко. – М.: Анкил. – 2005. – 289 с.
20. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход : пер. с англ. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен. – М. : Дело, 1996. – 848 с.
21. Самуэльсон, П. Экономика : учеб. пособие для вузов : пер. с англ. / П. Самуэльсон, Д. Нордхаус ; под ред. Н.В. Шульпиной. – М. : Вильямс, 2000. – 688 с.
22. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. – СПб : Питер, 2005. – 464 с.
23. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика : учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М. : Юрайт, 2012. – 686 с.
24. Татарников, Е.А. Микроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы / Е.А. Татарников. – М. : Экзамен, 2005. – 160 с.
25. Шевчук, Д.А. Микроэкономика : конспект лекций / Д.А. Шевчук. – Ростов нД : Феникс, 2007. – 220 с.
26. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: (исслед. предпринимат. прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер ; пер. с нем. В.С. Автономова. – М. : Прогресс, 1982. – 454 с.