Развитие логического мышления младших школьников во внеклассной работе
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие логического мышления младших школьников во внеклассной работе»
по дисциплине: «Методика преподавания математики и практикум по решению задач»
2021
45.00 BYN
Развитие логического мышления младших школьников во внеклассной работе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания математики и практикум по решению задач
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятие и виды мышления
1.2 Особенности логического мышления младших школьников и средства его развития
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Возможности направления развития логического мышления младших школьников во внеклассной работе по математике
2.2 Разработка комплекса упражнений и направлений деятельности во внеклассной работе по математике для развития логического мышления младших школьников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения; важностью педагогической интерпретации достижений психологии для целей обучения и развития школьников как единого процесса на уроках математики; изыскания дидактических возможностей и методических средств формирования мыслительных операций как необходимого условия овладения системой понятий математической науки и формирования умений и навыков логического мышления как основы для развития математических умений и навыков.
На современном этапе развития общества большое внимание должно уделяться воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Школа первой ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Многолетний психолого-педагогический эксперимент В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и других педагогов и психологов убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.
В результате работа над развитием логического мышления учащихся идет недостаточно. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления, без них полноценного усвоения материала не происходит.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятие и виды мышления
Мышление представляет собой феномен, который относится к психическим познавательным процессам человекам, обеспечивающий познание окружающей действительности. К настоящему времени не сложилось общепринятого определения понятия «мышление».
Автор культурно-исторической теории Л.С. Выготский понимал развитие мышления ребенка как результат социализации. По мнению психолога, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [1, с. 150].
По определению С.Л. Рубинштейна, мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, обобщенное познание объективной реальности. По мнению психолога, мышление сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. При этом, мышление выявляет взаимосвязи и постигая действительности в этих ее взаимосвязях, глубже познает ее сущность. Переходя от случайных к существенным общим связям, оно раскрывает закономерности или законы действительности [23, с. 48].
Деятельная теория мышления рассматривает мышление как особый вид познавательной деятельности (А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев). Мышление рассматривалось как прижизненно формирующаяся способность к решению различных задач и целесообразному преобразованию действительности [24, с. 18].
Представитель этой теории А.Н. Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления. По мнению автора, мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой [16, с. 60].
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Возможности направления развития логического мышления младших школьников во внеклассной работе по математике
Еще в древности математику называли «царицей наук» и «ключом ко всем знаниям». Леонардо да Винчи писал: «Ни одно человеческое исследование нельзя назвать истинным без математического доказательства».
Математика – это особая наука, и для того, чтобы учащиеся лучше ее понимали, учителя должны направлять детей, чтобы они увлекались математикой. Когда математика изучается в школьной программе и соблюдаются образовательные стандарты, много времени тратится в классе на решение традиционных проблем. Некоторые темы рассматриваются в обзоре, остальные даются для самостоятельного изучения. В ходе классных занятий нестандартные задачи по математике не могут быть рассмотрены в полной мере из-за недостатка времени на выполнение учебной программы в другой форме, что создаст условия для расширения и углубления математических знаний, позволит раскрыть творческий потенциал отдельных учащихся, связав их традиционные знания и навыки с прикладными задачами и жизнью в целом. Внеклассная работа по математике способствует решению этих задач [25, c. 69].
В последние годы появились новые направления в математике, которые отличаются от традиционных проблем школьной программы по математике. Такие направления должны в определенной степени найти отражение в школьном математическом образовании, особенно во внешкольной работе по математике.
Многие известные методисты и практикующие учителя математики имеют специальные работы по методам и формам внеклассной работы по математике. Среди них: Спивак А.В., Трайтак Д.И., Фарков А.В., Шайкина В.Н., Шарыгин И.Ф., Шевкин А. В., Щуркова Н.Е. и др. Эти ученые раскрыли сущность, содержание; разработали форму внеклассной работы по математике в соответствии с новыми условиями. Сегодня задача состоит в том, чтобы раскрыть роль внеклассной работы по математике как одной из составляющих математического образования учащихся, показать возможности такой работы для повышения интереса учащихся к математике, раскрыть их индивидуальный творческий потенциал, расширить содержание математического образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие мышления в отечественной психологии определяется как опосредованное, основанное на раскрытии связей и отношений, обобщенное познание объективной реальности, которое проявляется в целенаправленном использовании знаний. Видами мышления являются: теоретическое, которое может быть понятийным и образным, и практическое, которое может быть наглядно-образным и наглядно-действенным. Индивидуально-личностные особенности личности обусловливают разный уровень развития определенных видов мышления и проявляются в стиле мышления – типичной системе интеллектуальных стратегий, приемов и операций, которые используется в мыслительной деятельности. Выделяют синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический стили мышления. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
Логическое мышление младших школьников обладает определенной спецификой. На развитие мышление оказывают влияние такие психические новообразования младшего школьного возраста как произвольность и осознанность психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий, рефлексия. В этом возрасте активно развиваются познавательные потребности, активный интерес к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития – подходит к концу переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Постепенно младшие школьники овладевают приемами мыслительной деятельности, логическими операциями, приобретают способность действовать в уме, анализировать процесс собственных рассуждений, выявлять связи между явлениями, оперирования понятиями. Основными средствами логического мышления младших школьников является, дидактическая игра, игра в шахматы и текстовая задача. В современных учебниках математики достаточно четко прослеживается линия, направленная на развитие познавательных интересов учащихся. В них есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, а также задания развивающего и логического характера. Такие задания должны включаться в занятия в определенной системе через использование метода индуктивного рассуждения, вести учащихся к цели. Необходимо учить детей подмечать закономерности, сходство и различие начиная с простых упражнений, постепенно усложняя их.
1. Абилов, К.С. Основы методики развития мышления школьников / К.С. Абилов. – Алматы, 1987. – 314 с.
2. Артёмов, А.К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения / А.К. Артемов, Н.Б. Истомина. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. – 224 с.
3. Артемов, А. К. Обучение математике / А.К. Артемов. – Пенза, 1995. – 651 с.
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова. – М., 1984. –756 с.
5. Басова, Л.В. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Л.В. Басова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2014. – № 7. – С. 18-24.
6. Бижова, Т.В. Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся / Т.В. Бижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-154.
7. Гамезо, М.В. Младший школьник : психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо. – М.: Альфа, 2010. – 137 с.
8. Гладкова, А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 91-93.
9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования / В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
10. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидова. – М.: Академия, 2002. – 288 с.
11. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
12. Домрачева, С.А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / С.А. Домрачева, Д.С. Кононова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 86-90.
13. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Н.Д. Виноградова. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
14. Еник, О.А. Шахматы как средство развития логического мышления и компонентов учебной деятельности у старших дошкольников // современные проблемы науки и образования / О.А. Еник. – 2015. – № 3. – С. 15-18.
15. Ефимов, В.Ф. Формирование логического мышления младших школьников во время внеклассных занятий / В.Ф. Ефимов // Студия Гуманитариус. – 2016. – № 1. – С. 1-14.
16. Илларионова, Н.А. Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях / Н.А. Илларионова // Наука и современность. – 2016. – № 46. – С. 59-64.
17. Ионова, М.С. Возможности развития логического мышления у младших школьников / М.С. Ионова, О.М. Романова // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 234-237.
18. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. – М. 1986. – 94 с.
19. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ / Н.Б. Истомина. – М.: «Просвещение». 2014. – 253 с.
20. Коваленко, О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О.А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 83-87.
21. Корниенко, А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А.В. Корниенко // Научный диалог. – 2013. – № 4. – С. 49-62.
22. Косма, Т.В. Мышление младшего школьника / Т.В. Косма. – Киев, 1971. – 48 с.
23. Краткий педагогический словарь / Е.А. Андреевой, Е.С. Вяликовой, И.А. Тютьковой. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.
24. Курбатов, В.И. Как развивать свое логическое мышление / В.И. Курбатов. – Ростов на Дону: 2010. – 300 с.
25. Левитес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника / В.В. Левитес // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №9. – С. 15-23.
26. Липина, И.А. Развитие логического мышления на уроках математики / И.А. Липина // Начальная школа. – 1997. – № 3. – С. 46-47.
27. Люблинская, А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника / А.А. Люблинская. – М. : Академия, 2013. – 341 с.
28. Матасова, И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Л. Матасова. – Самара, 2003. – 20 с.
29. Минаева, Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Е.Ф. Минаева. – Нижний Новгород, 2000. – 19 с.
30. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Д.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2010. – 452 с.
31. Орлова, Е.В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников / Е.В. Орлова. – М.: 5 за знания, 2008. – 288 с.
32. Пачина, А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А.Г. Пачина // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 31-37.
33. Петрова, Л.Е. Индивидуальный стиль мышления в структуре процесса формирования профессиональной компетентности специалиста / Л.Е. Петрова // Научное мнение. – 2016. – № 1. – С. 142-151.
34. Ревина, Е.Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.Н. Ревина. – Саратов, 2007. – 19 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты