Воспитание бережного отношения к природе на уроках литературного чтения
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание бережного отношения к природе на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературы»
2021
45.00 BYN
Воспитание бережного отношения к природе на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты констатирующего этапа эксперимента.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников
1.2 Формы и методы воспитания бережного отношения к природе младших школьников на уроках литературного чтения
1.3 Методика организации работы над художественным произведением на уроках литературного чтения
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Содержание литературного материала, направленного на воспитание бережного отношения к природе
2.2 Выявление особенностей отношения учащихся 3 класса к природе
2.3 Описание педагогического опыта по воспитанию бережного отношения к природе на уроках литературного чтения у учащихся 3 класса
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание является важным компонентом воспитательной работы и всесторонним развитии личности. В современных условиях, когда воспитательные возможности и потребности общества возрастают, эта проблема приобретает особую остроту.
Младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период является сензитивным для развития личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Вопросам экологического образования младших школьников посвящено множество работ. Проблемы, цели, задачи, принципы, условия экологического образования подрастающего поколения разработаны в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Маханёвава, М.Д. Салеевой, И.Т. Суравегиной и др. C.Н. Николаева, Молодова, Н.А. Рыжова для формирования экологического сознания предлагают проведения экологических праздников, акций [11, с. 82].
Проблема экологического воспитания детей младших классов относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для учительной и образовательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления школьников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского воспитания младших школьником [18, с. 117].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ
1.1.Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников
Не секрет, что при крайне быстром развитии научно-технического прогресса также быстро и портится экология нашей планеты. Непроизвольно в сознании появляется подозрение о тесной взаимосвязи данных процессов. Следует отметить, что экологическое образование и воспитание в перспективе во многом разрешают данную проблему, ведь в данной связи крайне важно формирование у молодого поколения осознания значимости бережного отношения к природе.
Важные принципы формирования у младших школьников бережного отношения к природе – это непосредственно системность и непрерывность экологического образования и воспитания. Необходимо заметить, что физиологические и психические особенности младших школьников достаточно сильно способствуют положительному формированию основ экологической культуры, что и представляет собой основную цель экологического образования и воспитания.
Суетина, О.Н. отмечает, что в основе взаимодействия младших школьников с природным окружающим миром лежит отношение старшего к младшему. Нужно заметить, что процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение младших школьников к этому миру может проявиться по-разному: как в хороших, так и в плохих поступках. Это напрямую связано с тем, что дети ещё не знают правил обращения с природным миром. Именно поэтому и необходимо формировать у младших школьников бережное отношение к природе [23].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Содержание литературного материала, направленного на воспитание бережного отношения к природе
Мы изучили содержание учебников по учебному предмету «Литературное чтение».
Воропаева, В.С. Литературное чтение: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 частях / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – Минск : Белорусский республиканский литературный фонд, 2012.
В книге подобраны великолепные произведения писателей, представляющих юному читателю объекты природы (растения, животных). Это при правильной подаче материала способствует воспитанию бережного и разумного отношения к природе.
Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор учащихся, развивает умение наблюдать, внимание. Также развивается эмоциональная сторона личности: сострадание, сопереживание представителям растительного и животного мира.
2.2 Выявление особенностей отношения учащихся 3 класса к природе
Как отмечалось выше в первой главе, экологическая культура у детей младшего школьного возраста играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий эксперимент, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Цель: изучить уровень сформированности знаний и отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте принимало участие 20 учащихся 3 «Б» класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы сделали вывод о том, что младший школьный возраст на самом деле является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Одной из составляющих экологической культуры является бережное отношение к природе.
В это время развития детей, интенсивно формируются свойства и качества личности. Которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании обучающихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.
Мы подробнее остановились на психолого-педагогических основах формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках литературного чтения, в процессе изучения литературного произведения. Благодаря этой работе дети осознают сущность бережного отношения к природе.
Также мы изучили возможности организации уроков литературного чтения, пути развития бережного отношения в природе, а также работали над анализом литературного произведение со стороны темы нашей курсовой работы.
1. Абдуллаев, З. И. Экологическое отношение и экологическое сознание школьников / Народное образование, 2011. – №2. – 321 с.
2. Барковская, О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / Начальная школа. – 2005. – №2. – 78 с.
3. Болдырева-Вапансина, А. В Кукушкин, В.С. Педагогическое начальное образование / под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов М/Д: Издательский центр «Март», 2005 – 211 с.
4. Биржевая, Т. А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе / Т.А.Биржевая // Начальная школа. – 2011. – №7. – 64 с.
5. Васильева, М. С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2007. – 89 с.
6. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева и др.- М. : Изд. центр «Академия», 2013. – 288 с.
7. Ганихин, Н. Н. Формы работы с компонентами художественного произведения / Н. Н. Ганихина // Молодой ученый, 2014. – №18. – 893 с..
8. Голубев, И. Р. Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев. М.: Просвещение, 2008. – 231 с.
9. Гордеева, Д. С. Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста: научно- методические рекомендации / Д.С. Гордеева ¬ Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. – 112 с.
10. Ковинько, Л. В. Воспитание младшего школьника М.: Просвещение, 2010. – 186 с.
11. Коменский, Я.А. Д. Локк, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко Педагогика начальной школы. О сущности и месте воспитания в становлении личности. – М., 2001. – 250 с.
12. Кондрашова Е.Н. С чего начинается Родина… // Начальная школа. – 2015. – № 6. – 76 с.
13. Лазарева, В.А. Литературное чтение. Методические рекомендации / В.А. Лазарева. – М.: Педагогика, 2002. – 219 с.
14. Лучич, М.В. – Детям о природе. – М., 2000. – 98 с.
15. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. – 464 с.
16. Маневцева, Л. М. Саморукова П.Г. / Мир природы и ребёнок. – «Акцидент». – Санкт-Петербург. – 2000. – 429 с.
17. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева и др.- М. : Изд. центр «Академия», 2013. – 288 с.
18. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9. – 165 с.
19. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл . нач. шк. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2012. – 123 с.
20. Пономарева, Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования младших школьников. Монография. / Под ред. З. И. Тюмасевой. – СПб.: МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183 с.
21. Сайдакова, Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа, 2009. – №9. –87 с.
22. Салеева, Л.П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальной школе// Начальная школа, 2011. – №3. – 98 с.
23. Суетина, О.Н. Развитие природолюбия у студентов педвуза в процессе экологического образования: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О.Н. Суетина. – Шадринск, 2006. – 123 с.
24. Супрун, А. Е. Обучение русскому языку. Пособие для учителя / А.Е. Супрун, М.Б. Антипова, Е.М. Катонова и др.; Под ред. А.Е. Супруна. - Минск: Нар. асвета, 1985. – 276 с.
25. Хлысталова, А.Н. Литературное развитие мл.школьников // Начальная школа №1. – 1996. – 67 с.
26. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младшего школьника / Вопросы психологии, 2008. – №5. – 154 с.
27. Шемшурина, А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя / Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2000. – 187 с.
28. Щуркова, Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника / Методическое пособие для педагогов школы. Смоленск, 2007. – 321 с.
29. Юркина С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 7. – 54 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты констатирующего этапа эксперимента.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты