ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека являются существенным резервом научно-технического прогресса нашей страны. Это делает особо актуальным для когнитивной и возрастной психологии изучение детей с особыми возможностями и способностями. Современная когнитивная психология занимается решением таких задач, как выявление природных основ умственных способностей и раскрытие закономерностей и принципов интеллектуального развития детей разного возраста. Это связано с тем, что умственные способности человека являются фундаментом развития его интеллектуальных и личностных возможностей.
Первые исследователи интеллекта приравнивали его к простейшим психофизиологическим функциям. Представители данного подхода (Ф.Гальтон, Р. Кеттелл) считали индивидуальные различия между людьми врожденными.
Далее интеллектом стали обозначать высшую психологическую функцию. Достигнутый к каждому возрастному периоду уровень психического развития определялся как «коэффициент интеллекта».
Математика – это явление общечеловеческой культуры. Математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определённого минимума математических знаний и представлений. В математическом образовании младших школьников выделяются два главных объекта изучения: числовые и пространственные понятия. Но на сегодняшний день начальная школа уделяет первостепенное внимание числовым понятиям, оставляя без должного внимания формирование геометрических представлений. Такая однобокость приводит к тому, что с одной стороны, в результате изучения числовых понятий у учащихся значительно развивается абстрактное мышление, а с другой стороны, их пространственные представления остаются практически неразвитыми. Математика дает большие возможности для развития интеллектуальных способностей, а особенно уроки изучения геометрических понятий, т.к. ориентация человека в пространстве является фундаментом, необходимым для жизни и практической деятельности во
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «интеллектуальное развитие» в психологии
Интеллект (от лат. Intellectus - понимание, познание) – общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [11, с. 25].
Интеллект – способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи [11, с. 25].
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание – основная задача человека, остальные для него – лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности [11, с. 25]..
Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели [17, с. 50].
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности;
глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1 Диагностика уровня знаний младших школьников о геометрических понятиях
Для изучения особенностей формирования представлений младших школьников о геометрических понятиях была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – исследование формирования представлений младших школьников о геометрических понятиях на уроках математики в 4 классе.
Задачи исследования:
1. Провести эксперимент по выявлению уровня формирования представлений младших школьников о геометрических понятиях.
2. Предложить систему заданий для интеллектуального развития при формировании представлений учащихся о геометрических понятиях.
3. Проверить на практике эффективность и доступность экспериментального материала.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Средняя школа №40 г. Могилева». В исследовании принимали участие учащиеся 4 «Б» класса, в количестве 23 человек (10 мальчиков и 13 девочек) в возрасте 9 – 10 лет. (Приложение А). Исследование проводилось с 08. 02. 2017 по 08. 03.2017 года.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня знаний 4-классников о геометрических понятиях. Для установления уровня знаний учащихся к моменту обучающего эксперимента нами была проведена проверочная тестовая работа. При подготовке заданий проверочной работы учитывались программные требования, а также нормы оценки письменного тестирования для 3 – 4 классов, в которых рекомендовано для четвероклассников включать в тестовые работы не более 10 заданий. В данную проверочную работу вошли следующие задания:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Различное содержание деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта здесь является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии – боязни нового, непривычного.
Общая направленность интеллектуального развития по мере продвижения по разным возрастам характеризуется единством процессов когнитивной дифференциации (возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций) и процессов когнитивной интегрированности (усилением многофункциональных связей между познавательными функциями разного уровня), задающих «архитектонику» целостной структуры интеллекта. Психолого-образовательный подход рассматривает развитие умственных способностей в контексте продвижения ребенка в образовательной ситуации.
Под интеллектуальным воспитанием младших школьников на уроках математики понимается управление обогащением умственного опыта учащихся, содействующее развитию базовых интеллектуальных способностей, становлению математической грамотности и субъектных качеств ученика, необходимых для полноценного функционирования в информационном обществе.
К базовым интеллектуальным способностям относятся способности: к индуктивному и дедуктивному рассуждениям; построения моделей; понимания; обучаемость.
В программе начальной школы изучение геометрического материала начинается в 1 классе с изучения точки. Через точку можно провести
1. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И. Анцыферова // Принцип системности в психологии личности. – М. : Знание, 1990. – 208 с.
2. Афанасьева, Ю.А. Методика преподавания математики в начальных классах в схемах и таблицах / Ю.А. Афанасьева. – М. : МГПУ, 2011. –68 с.
3. Барсуков, Е.Г. Необычная математика: хитрые задач для школьников всех возрастов / Е.Г. Барсуков. – М : МарТ, 2007. – 88 с.
4. Белошистая, А.В. Обучение математики в начальной школе / А.В. Белошистая. – М. : Айрис – пресс, 2006. – 176 с.
5. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии / под ред. Е.П. Бененсон. – Самара : Учебная литература, 2011. – 64 с.
6. Боженкова, Л.И. Интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы при обучении геометрии : моногр. / Л.И. Боженкова. – Калуга : КПГУ, 2007. – 281 с.
7. Буркова, Л.Л. Методические рекомендации по формированию понятийного аппарата при изучении геометрии в начальных классах / Л.Л. Буркова. – Майкоп, 2015. – 48 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. – М. : Просвещение, 1982. – Т. 2. – 380 с.
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М. : Просвещение, 1976. – 320 с.
10. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М. : Вербум-М, 2003. – 180 с.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М. : Просвещение, 1986. – 220 с.
12. Диалоги о воспитании : книга для родителей / под ред. В.Н. Столетова // Ваш ребенок. – М. : Просвещение, 1979. – 220 с.
13. Дмитриев, Г.Т. Диагностика готовности детей к обучению в школе / Сост. Г.Т. Дмитриев. – М. : Логос,1994. – 145 с.
14. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. Запорожца А.В. и Эльконина Д.Б. – М. : Просвещение, 1964. – 280 с.
15. Кормишина, С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 2, 3 класс / под ред. И.И. Аргинской. – Самара : Учебная литература, 2011. – 80 с.
16. Кузнецова, Ю.А. Формирование поисковой деятельности в обучении математике учащихся 1–6 классов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.А. Кузнецова. – Саранск, 2005. – 24 с.
17. Лёвина, И.А. Когнитивная дифференцированность креативных детей дошкольного возраста / И.А, Лёвина. – М. : Вече, 2009. – 220 с.
18. Леонтьев, А.Н. К вопросу о развитии мышления ребенка / А.Н. Леонтьев // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы. – Вып.4. – М.: Баласс, 2000. – С. 3–18.
19. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М. : Педагогика, 1995. – 180 с.
20. Мендыгалиева, А.К. Обеспечение преемственности в обучении математике учащихся начальной и основной школы / А.К. Мендыгалиева // Вестник ОГУ. – 2011. – № 17 (136). – С. 270-275.
21. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
22. Оценка результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования по учебному предмету «Математика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/?p=190. – Дата доступа: 12.03.2017.
23. Пазова, Л.М. Нетрадиционные технологии обучения учащихся начальной школы/ Л.М. Пазова // Новые технологии. – 2010. – № 4. – С. 177-181.
24. Петровский, А. В. Психология : словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
25. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М. : Академика, 2001. – 210 с.
26. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – М. : Логос, 2011. – 420 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1940. – С. 317-318.
28. Сабирова, Э.Г. Методика преподавания математики в начальной школе. Конспект лекций / Э.Г. Сабирова. – Казань : КГУ, 2014. – 68 с.
29. Смирнова, Н.Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности / Н.Л. Смирнова // Совр. психол.: Состояние и перспективы исследований. – Ч. 3: Социальные представления и мышление личности: материалы юбилейной науч. конф. Ин-та психол. РАН (28–29 января 2002 г.). – М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. – С. 129–139.
30. Тестов, В.А. Стратегия обучения математике / В.А. Тестов. – М. : Технологическая Школа Бизнеса, 1999. – 304 с.
31. Трофименко, Ю.В. Развитие ключевых компетенций в процессе формирования математических понятий начальной школы / Ю.В. Трофименко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. – №1. – С. 96-100.
32. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения 1- 4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
33. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе : учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" (квалификация "бакалавр") / С.Е. Царева. – М. : Академия, 2014. – 496 с.
34. Чеботаревская, Т.М. Математика : учебное пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения : в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2015. – 141 с.
35. Чеботаревская, Т.М. Математика в 4 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Народная асвета, 2014. – 140 с.
36. Чеботаревская, Т.М. Математика: учебное пособие для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 141 с.
37. Чеботаревская, Т.М. Математика: учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 141 с.
38. Чеботаревская, Т.М. Математика: учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 141 с.
39. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. – СПб. : Питер, 2007. – 180 с.
40. Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн ; пер. с нем. – СПб. : Союз, 1997. – 240 с.
41. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
42. Эриксон, Э. Возрастные стадии развития личности / Э. Эриксон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socionics.ru/ericson.htm. – Дата доступа: 12.04.2017.
43. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.