ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ» В ПЕДАГОГИКЕ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНИКА КАК ВЕРБАЛЬНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.3 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ « ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.3 ТЕТРАДЬ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» - научить младших школьников извлекать знания, необходимые для формирования ценностно-ориентированных и действенных отношений между природной и социальной средой, создавать условия для формирования этих отношений.
Главным условием успешной реализации является создание образовательной среды. Под образовательной средой понимается естественное и искусственно созданное социокультурное окружение ученика, которое включает в себя различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика.
Образовательное содержание учебного предмета с позиции средового подхода не передаётся ученикам напрямую, а осваивается ими в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, совместной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами.
«Средовый» подход к проектированию и реализации образовательного процесса является личностным и продуктивным, так как предусматривает создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, общеучебных и предметных умений, способностей, ценностей.
Кроме того, существует возможность создания и создания внешних образовательных продуктов: исследований, мини-сочинений, проектов, рисунков и т.п.
В процессе изучения учебного предмета «Человек и мир» используются разнообразные средства обучения, такие как: учебник, иллюстрации к учебному пособию, учебные картинки, рабочие тетради, географические карты, обучающие фильмы, киноленты, пленки, художественные альбомы и открытки, тексты художественной литературы, научные и учебные тексты.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия «средство обучения» в педагогике
Средства обучения – это материальные или природные естественные объекты, которые используются для реализации методов обучения. Часто средства обучения отождествляют с наглядными и учебными пособиями, учебным оборудованием, дидактическими средствами.
Однако дидактический материал, дидактическая техника и педагогическая техника имеют более узкое специализированное содержание, чем средства обучения. Средства обучения используют в качестве демонстрационного материала (показ явления, предмета, свойств и др.), иллюстраций с целью воссоздания реальной действительности.
Использование средств обучения позволяет придать утверждениям педагога практический смысл, связать их с личным опытом и жизнью воспитанников, дать наиболее полное и ясное представление о разных предметах и явлениях окружающей среды.
Средства обучения воздействуют на ребенка через зрительные, слуховые, тактильные, кинестезические анализаторы, осязание и обоняние. Основу наглядности составляет познание через первую сигнальную систему, или чувственную сферу. Вторая сигнальная система позволяет посредством слова воссоздавать представления в памяти, начинает работать и развиваться абстрактное мышление [8].
Основные и вспомогательные средства обучения. Основными средствами обучения при реализации словесных методов обучения (объяснение, беседа, рассказ, разъяснение и др.) являются речь и устное слово. При работе с книгой средством обучения выступает печатное слово.
Ход, результативность и эффективность учебного процесса во многом зависят от средств обучения, которые, наряду с методами и формами, относятся к организационному и деятельностному компоненту учебного процесса.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Организация и методы изучения учебной деятельности на уроках « Человек и мир»
Организация учебной деятельности по предмету «Человек и мир» проводилась на базе ГУО «Рясненская СШ». Были задействованы 3-4 классы.
При выборе содержания урока необходимо было руководствоваться тем, чтобы учебный материал был эмоционально насыщенным, запоминающимся. Материал уроков включал четкие, конкретные изображения.
Так как если учащиеся не видят картинок окружающего мира, не наблюдают изменений в окружающем их мире, они изучают только словесные формулировки, которые лишены жизненно важного содержания и быстро забываются.
При работе с учащимися мною была использована возможность, помимо текста учебника, использовать художественные тексты, научно-популярные (познавательные) тексты. Это позволяло оживить урок, сделать его интересным, эмоционально насыщенным.
При выборе и совмещении методов обучения необходимо было руководствоваться следующими критериями:
1. Соблюдение принципов обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. Соответствие содержанию этой темы.
4. Соответствие образовательным возможностям учащихся: возраст (физический, умственный); уровень подготовленности (образование, воспитание и развитие); черты класса.
5. Соблюдение существующих условий и времени, отведенного на обучение.
6. Соответствие возможностям самого учителя. Эти возможности определяются моим уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебники по предмету «Человек и мир» помогают педагогу полноценно организовать познавательную активность школьников, также учебники стимулирует желание у учащихся самостоятельно приобретать знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, ориентирует младших школьников на практическое применение полученных знаний и навыков и умений.
Содержание современных учебников направлено на создание для учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира. Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает задачи программы, а структура отражает последовательность тем при изучении материала предоставленной программы.
Однако содержание и конструкция учебника определяется методологией предмета «Человек и мир». Это выражается в ознакомлении младших школьников с определенными методами, например, наблюдениями, экспериментами, моделированием.
В то же время дается интерпретация научных данных о природе, адаптированное для младших школьников и логичное представление современных достижений в познании природы, окружающего мира и человека.
Научный материал учебных пособий по предмету «Человек и мир» представлен в соответствии с принципами дидактики, например, систематичность, последовательность, визуализация, отношения с жизнью, а также такие принципы, как сезонность, экологическая и практическая направленность.
В то же время учебные пособия по предмету «Человек и мир» разрабатываются с учетом возрастных особенностей младших школьников.
D содержании учебного предмета «Человек и мир» представлены следующие компоненты: опыт познавательной деятельности (или информативная компонента), опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.
1. Аксенова, Л. Н. Педагогика : учебно–методическое пособие для студентов / Л. Н. Аксенова ; Белорусский национальный технический университет, Кафедра "Профессиональное обучение и педагогика". – Минск : БНТУ, 2017. – 154 с
2. Вдовиченко, В. М. Человек и мир : учеб. пособие для 3 класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012.
3. Вдовиченко, В. М. Человек и мир. 3 класс : рабочая тетрадь / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. — Минск, 2016.
4. Гин, С. И. Диагностические материалы по учебному предмету «Человек и мир» / С. И. Гин, М. И. Добродушенко // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2017. – № 2. – С.21–28.
5. Гин, С. И. Использование компетентностных заданий при обучении предмету «Человек и мир» / С. И. Гин, М. И. Добродушенко // Пачатковая школа. – 2017. –№ 4. – С. 18 – 24.
6. Гин, С. И. Формирование информационной компетентности младших школьников н уроках «Человек и мир» / С. И. Гин // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2017. – № 9 . – С. 3–9.
7. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
8. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 3 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2017. – 168 с.
9. Клепинина, З. А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – М.: Академия, 2008. – 142 с.
10. Ковальчук, Т.А. Учебный предмет «Человек и мир» во 2 классе: учеб.-метод. Пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Т.А. Ковальчук, В. М. Вдовиченко. – Минск: НИО, 2012. – 199 с.
11. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.
12. Кравченя, Э. М. Средства обучения в педагогическом образовании : монография / Кравченя Э.М. ; Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка. – Минск : БГПУ им. М.Танка, 2004. – 235 с.
13. Минаева, В. М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения (ХI – ХХ вв.): хрестоматия / В.М. Минаева. – Витебск: Издво УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2011. – 66 с.
14. Педагогика. Педагогические системы и технологии : практикум для студентов / Белорусский национальный технический университет, Кафедра "Технология и методика преподавания" ; сост. Н. В. Самусева. – Минск : БНТУ, 2015. – 213 с.
15. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : [учебное пособие для вузов] / Р. С. Пионова. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. – 303 с. – (ВУЗ : аспирантам высших учебных заведений)
16. Пущаенко А.А. Развитие читательской грамотности у младших школьников: материалы областного семинара / сост. А.П. Пущаенко, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования, Н.И. Разводовская, методист учебнометодического кабинета отдела образования Буда-Кошелевского районного исполнительного комитета – Гомель, 2019, - 53 с.
17. Сида, Е. Н. Психолого-педагогические подходы к формированию читательской грамотности младших школьников / Е. Н. Сида // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2017. – № 8. – С. 68–71.
18. Современный урок в учреждении общего среднего образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / сост. И. И. Юркова. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 147 с.
19. Тиринова, О. И. Общеучебные умения как компонент ключевых образовательных компетенций учащихся начальных классов / О. И. Тиринова // Пачатковая школа. – 2014. – №2. – С.38 – 43. 45.
20. Трафимова, Г. В. Новый учебно-методический комплект по учебному предмету “Человек и мир” для 3 класса / Г. В. Трафимова, С. 30 А. Трафимов // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2018. – № 6. – С. 23–29.
21. Трафимова, Г. В. Учебный предмет "Человек и мир" в 1 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. и белорус. яз. обучения/ Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — Минск: Нац. ин-т образования, 2017.