ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность экономического воспитания
1.2 Особенности экономического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Пути формирования экономической культуры младших школьников
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня экономической культуры учащихся 1 класса
2.2 Программа экономического воспитания учащихся начальных классов
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая жизнь страны довольно сложна и разнообразна, развитие науки находится на высоком уровне, в связи с чем важным является тот факт, чтобы маленькие граждане страны умели ориентироваться в сложившейся ситуации. Нынешние учащиеся будут жить в новом веке – веке комплексных социально-экономических отношений. Это потребует от них способности корректно ориентироваться в разнообразных ситуациях, независимо друг от друга, действовать творчески и, следовательно, делать свою жизнь гораздо более организованной, рациональной и интересной. Вот почему в имеющейся ситуации одной из главных задач педагогики считается обучение школьников основам экономики, формированию экономических идей.
Социальная реальность, темп современной жизни требует иного уровня экономических знаний. Современным детям в будущем придется осваивать новые профессии, требующие специфической экономической культуры, личных качеств. Экономика как «сфера благого управления» должна быть хорошо известна ребенку. В результате возникает вопрос об экономическом образовании современных учеников.
Несмотря на то, что экономическое образование школьников за границей характеризуется давней историей (Д. Лассар, Б. Пэрэ (Франция), Д. Фридман (Канада), Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон (США) и др.), в Беларуси внимание к экономическому образованию младших школьников было привлечено только в последние двадцать лет. Ранее в школьной педагогике экономическое образование рассматривалось только в контексте решения проблем нравственно-трудового воспитания.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность экономического воспитания
Экономическое образование представляет собой упорядоченную педагогическую работу, которая ориентирована на формирование экономической культуры учащихся [17].
Чрезвычайная важность экономического образования заключается в том, что каждый из нас встречается с вопросами экономики в своей жизни. Являясь будущим сотрудником, учащийся должен овладеть следующими экономическими навыками:
- планирование и организация работы;
- выполнение обязанностей, рабочих задач;
- оценка результатов их работы по соответствующим критериям;
- поиск способов улучшить вашу деятельность;
- совершенствование производства в сфере их профессиональной деятельности [15, с. 43].
Каждый гражданин как человек морально сформированный должен быть осторожным и рациональным в отношении природы, национального богатства, а также активно изучать и понимать экономическую политику государства.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня экономической культуры учащихся 1 класса
С целью практического изучения уровня сформированности экономической культуры и элементарных экономических представлений у младших школьников было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальные исследования проводились в ГУО “Средняя школа № 19” в 1 классе. В эксперименте приняли участие 24 школьника (12 детей были в экспериментальной группе и 12 учащихся в контрольной группе).
На первом этапе исследования был диагностирован уровень экономической культуры и элементарных экономических представлений детей младшего школьного возраста.
Для решения этой проблемы были использованы:
- метод беседы с детьми (определение уровня сформированности базовых экономических знаний);
- игровые упражнения (выявление уровня базовых экономических навыков, направленных на улучшение производства и труда, умение рационально использовать материальные ценности, рациональное использование оборудования и материалов). Содержание игр находится в Приложении A;
- метод наблюдения (определение уровня сформированности экономически значимых личностных качеств, в том числе трудолюбия, дисциплины, ответственности и пр.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическое образование предполагает решение следующих задач: развитие экономического мышления человека, правильное понимание некоторых экономических предметов; понимание роли труда; воспитание уважения к общественной собственности в рамках рыночных отношений; развитие навыков, позволяющих участвовать в экономической работе и производстве.
В качестве критерий эффективности экономического образования можно выделить следующие: высокая экономическая сознательность человека, культура экономического мышления, реализующаяся в познании и осознании базовых законов и закономерностей экономического существования общества, тенденций их развития, сознательный выбор использования себя в качестве производительной силы с максимальной выгодой как для самого себя, так и для социума.
Формирование элементарных экономических знаний считается одним из наиболее важных компонентов экономического образования и является единой системой. Данная система успешно работает и развивается лишь при некоторых условиях.
Формирование экономических идей должно начинаться с начальной школы. В этом возрасте не отводится специальное учебное время для изучения экономики, а экономическое образование и интеллектуальное развитие младше классников в этом аспекте зачастую не соответствуют требованиям современности. На данный момент требования к экономическому образованию значительно возросли.
1. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности / А.Ф. Аменд, И.А. Сасова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
2. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики / С.Я, Батышев. – М.: Педагогика, 1981. – 191 с.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.С. Белкин. – М: Академия, 2000. – 240 с.
4. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М.И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции / под ред. О.В. Дыбиной, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2006. – С. 29-34.
5. Володина, М. Б. Формирование экономических представлений у младших школьников // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 684-685.
6. Дыбина, О.В. Мир экономики глазами ребенка: методический материал / О.В. Дыбина. – Тольятти: Азус, 2000. – 70 с.
7. Казакова, Н.В. Мы любим рекламу / Н.В. Казакова // Обруч. – 1999. – №1. – С. 29-30.
8. Калмыковская, М. Как знакомить детей с денежными знаками / М. Калмыковская // Обруч. – 1999. – № 1. – С. 24-26.
9. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей / Л.М. Кларина // Обруч. –1997. – № 4. – С. 5-8.
10. Козлова, Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях / Е.В. Козлова. – М., 2004. – 292 с.
11. Лихачев, Б.Т. Рыночные отношения и воспитание / Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 56.
12. Максакова, В.И. Экономическая культура личности / В.И. Максакова. – М., 1989, 257 с.
13. Матюша, И.К. Связь трудового и экономического воспитания / И.К. Матюша // Советская педагогика. – 1989. – №9. – с. 32-36.
14. Меньшикова, О. Нужны ли детям экономические сказки / О. Меньшикова, Т. Попова // Проблемы теории и практики упражнений. – 1993. – № 4. – с. 94-98.
15. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2004. – 352 с.
16. Прутченков, А.С. Теория и практика игровой технологии / А.С. Прутченков. – М., 2002. – 182 с.
17. Савина, Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе / Е.В. Савина. – Челябинск, 2004. – 157 с.
18. Сасова, И. А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников / И.А. Сасова. – М., 2007. – с. 69-76.
19. Сергеева, Б.В. Методика экономического воспитания младших школьников / Б.В. Сергеева, П.А. Сучкова // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 742-746
20. Струнилина, Н.А. Приобщаем детей к миру экономики / Н.А. Струнилина // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 4. – С. 57-63.
21. Тарарухина, Н. Н. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях / Н.Н. Тарарухина. – М., 2000. – 157 с.
22. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. – Минск, 1982. – 195 с.
23. Фенько, А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А.Б. Фенько // Вопросы психологии. – 2005 – № 2. – С. 94-102.