Оценка рентабельности продаж и разработка путей ее повышения
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка рентабельности продаж и разработка путей ее повышения»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2021
45.00 BYN
Оценка рентабельности продаж и разработка путей ее повышения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Организация: Слуцкий сыродельный комбинат, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Годовой отчет за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Годовой отчет за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет за 2020г.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы анализа рентабельности деятельности организации
1.1 Экономическая сущность рентабельности, ее виды
1.2 Методика расчета и анализа показателей рентабельности продаж
1.3 Направления повышения рентабельности продаж
2 Оценка показателей рентабельности деятельности ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»
2.2 Анализ рентабельности продаж организации
3 Основные направления увеличения рентабельности деятельности ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая эффективность – это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект от хозяйственной деятельности компании с затратами или ресурсами компании. Наиболее распространенными показателями экономической эффективности являются показатели рентабельности, определяющие уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности компании в целом, а также доходность отдельных направлений деятельности (производственной, инвестиционной, коммерческой и т.д.).
В системе анализа предприятия очень важное значение имеет анализ рентабельности, которая непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, харак-теризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотно¬шение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.
Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере. Всё вышесказанное обусловило актуальность темы.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
Предметом курсовой работы – рентабельность деятельности ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
1 Теоретические основы анализа рентабельности деятельности организации
1.1 Экономическая сущность рентабельности, ее виды
Проблема эффективности является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в условиях роста дефицита ресурсов, глобализации экономики и ужесточения конкуренции.
В рыночной экономике выживают лишь те предприятия, которые способны соизмерить свои доходы с расходами. Для того, чтобы осуществлять свою деятельность наиболее эффективно предприятиям необходимо рационально использовать имеющийся ресурсный потенциал и стремиться к увеличению прибыльности производства и улучшению качества продукции [11, с. 23].
Прибыльность предприятия характеризуется как результативность его финансовой деятельности, но при этом не дает возможности оценить достаточность полученного эффекта.
Для всех звеньев, участвующих в распределении и использовании прибыли (собственники предприятия, персонал, государство, инвесторы) важнее самой величины прибыли является уровень доходности деятельности предприятия, поскольку вложение средств в более доходное предприятие даст больший эффект и будет сопровождаться более низким риском невозврата кредитных средств, а фискальная система страны получит больше налогов.
Исходя из этого, в ходе анализа финансовой деятельности предприятия важна уделить внимание не только динамике и структуре прибыли, но и соотнести получаемую прибыль с имеющимися ресурсами и доходами от текущей деятельности. При этом эффективность будет определятся с точки зрения экономичности использования ресурсов и результативностью использования каждой единицы фактора производства [1, с. 27].
Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно, эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями.
Для оценки уровня эффективности используется понятие рентабельности и ее показатели. Под рентабельностью понимается степень доходности, выгодности и прибыльности бизнеса и измеряется с помощью относительных показателей, характеризующих доходность производственной, коммерческой, инвестиционной и других видов деятельности предприятия, а также насколько выгодным является производство той или иной продукции. В свою очередь показатели рентабельности более полно могут характеризовать конечный результат деятельности предприятия, так как их величина представляет собой соотношение полученного эффекта с затратами.
2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЛУЦКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» – один из крупнейших производителей сыров, масла и цельномолочной продукции в Республике Беларусь, предлагает широкий ассортимент сычужных сыров, сырные рулеты, сыры плавленые колбасные копченые, сыры творожные, масло сливочное, майонез, мороженое, цельномолочную продукцию в ассортименте, сухое обезжиренное молоко и казеин.
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» – это:
– максимально точный учет вкусовых потребностей покупателей;
– гарантированное высокое качество;
– обслуживание всех категорий покупателей - от крупных торговых фирм до индивидуальных предпринимателей;
– минимальное время обслуживания, максимальное внимание каждому клиенту;
– быстрая отгрузка продукции и оформление таможенных, ветеринарных и иных сопроводительных документов.
Продукция изготовлена из натурального сырья экологически чистого уголка Минской области.
Все элементы структуры организации связаны между собой. При этом различаются горизонтальные и вертикальные связи. Так горизонтальные связи представлены отношениями между генеральным директором (который назначается на должность собранием акционеров) и его заместителями (по производству, по сырью, по идеологической работе), а также главным бухгалтером, главным инженером, главным экономистом и другими начальниками отделов. Вертикальные связи представлены непосредственным подчинением отделов заместителю генерального директора или тем, кто также находится в непосредственном подчинении генеральному директору. Например, заместителю генерального директора по производству подчиняется технологический отдел, начальник сырцеха, начальник маслоцеха и т.д. Таким образом, идет вертикальное соподчинение, где служащий отдела несет ответственность не только перед начальником отдела, но и перед заместителем генерального директора, но не перед самим директором непосредственно.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЛУЦКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»
Стратегия ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» должна быть направлена на рост стоимости за счет программы модернизации НПЗ, развития производственных мощностей, увеличение ассортимента выпускаемой продукции, диверсификации производства, а также повышения эффективности по всей цепочке создания стоимости. Уменьшение себестоимости товара – лучший стимул для роста прибыли. Главное – не делать этого в ущерб качеству. Необходимо заняться оптимизацией логистики, работать над профессионализмом менеджеров, договариваться об более выгодных условиях с поставщиками.
Одним из направлений улучшения финансовых результатов деятельности предприятия является снижение издержек производства, путем эффективного управления закупками.
В настоящее время специалисты ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» не могут выполнять все операции, связанные с управлением движением материального потока, только с использованием базовых возможностей имеющихся компьютерных технологий (MS Office, системы передачи данных – делопроизводство и т.д.). Для управления закупками и движением материальных ресурсов в производство в автоматическом режиме необходимо внедрение автоматизированной системы управления запасами и отношениями с поставщиками. Одним из таких вариантов может быть внедренная уже на многих отечественных предприятиях система на базе SAP SRM (разработчик – Epam Belarus).
Рассмотрим экономическую эффективность реализации предлагаемого решения.
Назначение программы:
- автоматизация процессов, связанных с заключением и исполнением договоров на закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
- формирование единой базы договоров на закупку ТМЦ;
- формирование единой базы закупок ТМЦ;
- уменьшение процента ошибок, совершаемых при оформлении комплекта документов, связанных с декларированием и поступлением ТМЦ;
- уменьшение времени, затрачиваемого на оформление документов, необходимых для поступления ТМЦ на склады предприятия;
- реализация сквозной автоматизированной технологии закупок ТМЦ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рентабельность – основной показатель эффективности хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций, а также показывают эффективность финансовой деятельности предприятия, а сама рентабельность позволяет сравнить доходность предприятия с альтернативным использованием капитала либо доходностью при меньшем уровне риска. Более рисковые инвестиции требуют более высокого уровня прибыли, а сама прибыль сопоставляется с размером капитала, необходимым для образования данной прибыли
Показатель рентабельности продаж играет ключевую роль в характеристике среды формирования дохода организации и позволяет оценить эффективность ее деятельности. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» – один из крупнейших производителей сыров, масла и цельномолочной продукции в Республике Беларусь, предлагает широкий ассортимент сычужных сыров, сырные рулеты, сыры плавленые колбасные копченые, сыры творожные, масло сливочное, майонез, мороженое, цельномолочную продукцию в ассортименте, сухое обезжиренное молоко и казеин.
Выручка от реализации продукции ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» за анализируемый период имеет тенденцию к росту, так в 2019 г. по сравнению с 2018 г. показатель увеличился на 25,14 % или на 138962 тыс. р., а в 2020 г. по сравнению с 2019 г. рост составил на 75924 тыс. р. или на 10,98 %.
Себестоимость реализованной продукции возросла в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 66434 тыс. р. или на 12,95%, а в 2020 г. по сравнению с 2019 г. рост составил 18,22%.
Таким образом, более быстрые темпы роста себестоимости реализованной продукции над темпами роста выручки от реализации продукции повлияли на снижение прибыл от реализации на 33021 тыс. р. или на 31,79 %
1. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник / О.И. Аверина, др. - М.: КноРус, 2016. – 430 c.
2. Алексеенко, Н. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие для вузов / Н. Алексеенко, И.Н. Гурова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2019. – 264 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности / Под редакцией В.И. Бариленко. - М.: Омега-Л, 2018. - 416 c.
4. Бариленко, В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / В.И. Бариленко. – М.: Инфра-М, 2014. – 464 с.
5. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 372 с.
6. Беляев, А.М. Производственный менеджмент: учебник / И.Н. Иванов, А.М. Беляев, В.В. Лобачев; Под ред. И.Н. Иванов. – М.: Юрайт, 2013. – 574 c.
7. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / А. А. Бердников // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 111-113.
8. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн -М.: Финансы и статистика, 2019. – 184 с.
9. Богданов, В.В. Экономика и организация производства: учебное пособие / В.В. Богданов, В.А. Щепочкин, Т.Н. Рогова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 252 с.
10. Вартанов, А.С. Анализ хозяйственной деятельности / А. С. Вартанов. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 301 с.
11. Владимирова, П.П. Экономика труда: учебное пособие/ П.П. Владимирова. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2018. – 346 с.
12. Володько, О.В. Экономика организации: учебное пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 399 с.
13. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. – М.: КноРус, 2073. – 432 c.
14. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
15. Ермолович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л. Л. Ермолович. – Минск: БГЭУ, 2018. – 587 с.
16. Кибанов, А.Я., Захаров А.Я. Формирование системы управления прибылью: учебное пособие / А.Я. Кибанов. — М., ГАУ, 2019. -71с.
17. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
18. Организация производства и управление предприятием: пособие / А. А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2018. – 144 с.
19. Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 c.
20. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 288 c.
21. Сосненко, Л. С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс / Л.С. Сосненко, Е.Н. Свиридова, И.Н. Кивелиус. – М.: КноРус, 2016. – 256 c.
22. Шадрина, Г.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник и практикум для СПО / Г.В. Шадрина. – М.: Юрайт, 2017. – 272 c.
23. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: учеб. пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: Инфра-М, 2019. – 208 с.
24. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; порея. ЛН. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 573 с.
25. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько. – Минск: Выш. шк., 2016. – 399 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Годовой отчет за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Годовой отчет за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет за 2020г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты