Введение
1. Общие положения приватизации государственной собственности
1.1. Понятие и значение приватизации государственной собственности
1.2. Субъекты и объекты приватизации государственной собственности
2. Порядок приватизации государственной собственности
2.1. Формы и способы приватизации государственной собственности
2.2. Оформление договорных отношений приватизации государственной собственности
2.3. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации государственной собственности
3. Анализ судебной практики, связанной с приватизацией государственной собственности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Разрастающийся мировой финансовый (экономический) кризис влияет на Беларусь как со стороны экспорта (его снижение приводит к еще большему росту отрицательного сальдо торгового баланса), так и со стороны ухудшения условий получения внешнего финансирования. Все это приводит к системным макроэкономическим рискам и невозможности долгое время удерживать курс национальной валюты. В этом плане роль и значение приватизации, улучшение инвестиционного климата в стране (экономическая либерализация) приобретают первостепенное значение. Однако возможности масштабной приватизации по высоким ценам в условиях мирового кризиса значительно ограничены [15].
Модернизация государственного имущества требует значительных инвестиций, зачастую у государства отсутствует возможность самостоятельно решить данную задачу, а тем более создать новые объекты, необходимые для адекватного выполнения различных функций общества. В условиях возникающих макроэкономических рисков создание механизмов долгосрочного и устойчивого функционирования объектов государственного собственности может быть основано только на взаимовыгодном партнерстве государства и частного сектора.
Приватизация в нашей стране стала неизбежным и закономерным процессом осуществления реформы отношений в сфере собственности. Общество осознало, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений.
Процессы приватизации явились объективными факторами реформирования экономической системы, в частности, осуществление процесса перехода общества, в котором преобладала государственная форма
1. Общие положения приватизации государственной собственности
1.1 Понятие и значение приватизации государственной собственности
В результате перехода к рыночным отношениям, возникла необходимость создать экономическую структуру, способную быстро реагировать на изменения, происходящие в конкурентной экономической среде. Ранее существовавшие, в большинстве своем, крупные государственные предприятия, оказались не способными подчинять свою деятельность быстро меняющимся потребностям рынка к качественной и дешевой выпускаемой продукции. Это стало возможно лишь в условиях, когда в Конституции Республики Беларусь плотно закрепилось не только понятие государственной собственности, но и частной собственности, на основе которой появилась возможность создавать предприятия частной формы собственности. Именно они, наряду с государственными предприятиями, стали двигателями прогресса в экономике Республики Беларусь [16, с.122].
Создание частных предприятий происходило не только на основе их учреждения, но и путем перехода предприятий государственной формы собственности в частную собственность, и основой этого перехода явилась приватизация. Назначение приватизации состоит в том, чтобы как можно больше предприятий перешло в частные руки, освободив тем самым государство от финансового бремени перед государственными предприятиями, повысить эффективность производства и заинтересовать частного собственника в результатах своего труда [16, с.123].
Правовое регулирование приватизации осуществляется посредством:
- Гражданский Кодекс Республики Беларусь содержит ст. 218, которая отсылает к специальному законодательству по вопросам приватизации;
2. Порядок приватизации государственной собственности
2.1 Формы и способы приватизации государственной собственности
Форма приватизации - это организация процесса приватизации, т.е. передачи физическим и юридическим лицам права собственности на объекты, принадлежащие государству. Известны две формы осуществления приватизации:
- безвозмездная передача государственной собственности;
- продажа государственной собственности.
Целью безвозмездной передачи части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь является обеспечение социального равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике.
Доля государственной собственности, безвозмездно передаваемая гражданам Республики Беларусь в процессе приватизации, определяется (на период безвозмездной приватизации) Президентом Республики Беларусь.
Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами.
Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество» в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».
Квоты в первую очередь используются гражданами Республики Беларусь по их целевому назначению:
жилищная квота - для приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда;
квота на имущество государственных предприятий - для приобретения приватизируемых государственных объектов [17, с.167].
3 Анализ судебной практики, связанной с приватизацией государственной собственности
Анализ судебной практики, имеющейся в открытом доступе, показывает, что судебная практика, связанная с приватизацией государственной собственности в последние годы (2012-2016) отсутствует, что дает основания полагать, что споры, связанные с приватизацией государственной собственности между субъектами хозяйствования отсутствуют. Имеющаяся в информационно-правовых системах («Консультант плюс», «Эталон») судебная практика за 2012-2016 годы, связана со спорами по приватизации жилья.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что в нашем государстве в последние годы в большинстве случаев планы по приватизации остались только планами. Конечно же, большинство запланированных к преобразованию унитарных предприятий республиканской и коммунальной собственности, стали хозяйственными обществами, однако, это не приватизация. Были проведены преобразования этих предприятий, а собственником, как было государство, так и осталось. Хотя приватизация — это смена собственности, государственной на частную.
Данное мнение подтверждается некоторыми цифрами. Так, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 1238 от 24 декабря 2014 года «О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год», Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, Минский горисполком и облисполкомы должны были сформировать на 2015 год список объектов для приватизации на сумму не менее 850 миллионов долларов. В марте 2015 года появился список из 68 предприятий. Но инвесторы так и не приобрели акции ни одного из них [12].
По итогам 2014 года на приватизации государство заработало около 42
Заключение
Приватизация - это процесс, характеризующийся передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы - право управления ими. Основное значение этого процесса - создать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиций в реальный сектор экономики. Механизм преобразования государственной собственности в частную был закреплен законодательно. Центральное место в указанной области принадлежит Закону Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (ред. от 16.07.2010).
В соответствии с Законом о приватизации субъектами приватизации государственной собственности могут выступать физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, не превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. Объектами приватизации являются предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий, а
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями от 05.01.2016 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: с изменениями и дополнениями от 24.10.2016 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь : с изменениями и дополнениями от 19.07.2016 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
4. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г., № 2103-XІІ (ред. от16.07.2010) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. О рынке ценных бумаг: Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 г., № 231-З (ред. от 10.07.2015) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г., № 169-3 (ред. от 05.01.2016) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 06 июля 1993 г. , № 2468-XII (ред. от 29.06.2006) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. О некоторых вопросах приватизации республиканских унитарных предприятий: Указ Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 605 (ред. от 27.02.2012) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 (ред. от 18.07.2016) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 1929 (ред. от 16.08.2016) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Вопросы государственного комитета по имуществу, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 г. № 958 (ред. от 21.06.2012) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. Адашкевич, Н. Сколько заработало белорусское правительство на продаже госпредприятий? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.tut.by/economics/477582.html/. - Дата доступа: 20.06.2017.
13. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. – Мн.: Молодежное, 2011. – 304 с.
14. Концепцию надо менять. За год в Беларуси не было ни одной сделки по приватизации госпредприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.tut.by/economics/532455.html/. - Дата доступа: 20.06.2017.
15. Ракова, Е. Приватизация как способ финансирования дефицита торгового баланса: возможности для Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// research.by/. - Дата доступа: 11.06.2017
16. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс лекций / Е.А. Реуцкая – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 324 с.
17. Сидорчук, В. К. Хозяйственное право: учебное пособие / В. К. Сидорчук. - Минск: РИПО, 2015. - 319 с.
18. Хозяйственное право: Учебно-методический комплекс / Ю.А. Амельченя [и др.]; под ред. Л.В. Калиты. – Мн.: Изд-во МИУ, 2010.- 320с.
19. Хозяйственное право: курс лекций / под ред. Б.Б.Синькова – Минск: БНТУ, 2014. – 163 с.