ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.2 СЛУЖБА МАРКЕТИНГА В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАПОЛИС МЕДИА»
2.1 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАПОЛИС МЕДИА»
3.1 МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей клиентов, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю.
Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю. Потребитель предъявляет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки и, тем самым, создает предпосылки для распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения конкурентоспособного положения предприятия на рынке необходимо использовать все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга. Эффективная рыночная деятельность, ведение целенаправленной конкурентной борьбы требует от производителей владения навыками эффективного управления маркетингом.
Важнейшими функцией управления маркетингом на предприятии являются планирование маркетинга, организация и контроль маркетинговой деятельности.
Объектом изучения является деятельность службы маркетинга.
Предмет исследования – пути повышения эффективности службы маркетинга частного предприятия «Мегаполис Медиа».
Цель курсовой работы – изучить деятельность службы маркетинга частного предприятия «Мегаполис Медиа» и обосновать пути повышения эффективности службы маркетинга в организации.
Согласно поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы повышения эффективности службы маркетинга предприятия;
- оценить эффективность функционирования службы маркетинга частного предприятия «Мегаполис Медиа»;
- рассмотреть пути повышения эффективности службы маркетинга частного предприятия «Мегаполис Медиа».
В качестве информационной базы для выполнения курсовой работы послужили труды ученых-маркетологов отечественных и зарубежных: И.Л. Акулич, Х. Анн, Г.Л. Багиев, И.А. Бланк, И.Н. Герчикова, Е.П. Голубков, В.П. Демидовец, А.А. Казущик, Н. Капон, М.Н. Ковалев, Ф. Котлер, В.А. Михарева, М. Портер, Д. Райен, И.М. Синяева, Е.Л. Шекова, - а также информация из интернета и отчетность частного предприятия «Мегаполис Медиа».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и функции маркетинга на предприятии
Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», что в переводе на русский язык означает «рынок», и «getting», что значит «овладевание». Другой подход рассматривает слово «marketing» - как рынковедение. Первоначально под маркетингом подразумевалось изучение рыночного спроса на производимую продукцию и организация сбыта этой продукции. Маркетинг получил официальное признание в 1935 году, будучи впервые введенным Национальной ассоциацией преподавателей экономики США. С этого периода понятие «маркетинг» становится центральным в экономической науке на Западе [4, с.165].
Современная концепция маркетинга – это не только и не столько организация сбыта уже производимой продукции, сколько изучение рынка для последующей ориентации производства на выпуск тех товаров, которые найдут сбыт.
В современной отечественной и зарубежной литературе нет общепринятого определения маркетинга. Сходство взглядов прослеживается лишь в том, что это явление связано с рыночной деятельностью. С этой точки зрения можно выделить некоторые трактовки этого понятия, проследить эволюцию развития, проанализировать причины возникновения маркетинга.
В настоящее время все ведущие фирмы развитых стран имеют в своем составе отделы маркетинга. Действуют большое количество специализированных государственных и частных организаций, изучающих проблемы маркетинга. В США, Японии, ряде западноевропейских стран имеются национальные ассоциации маркетинга, членами которых являются представители высшей и средней администрации промышленных и торговых компаний, работники правительственных органов, ученые. Кроме того, существуют международные организации - Европейский комитет маркетинга (European Committee of marketing) и Международная организация маркетинга (International marketing association).
Существует множество определений маркетинга, рассмотрим наиболее часто употребляемые.
Маркетинг – это любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, то есть удовлетворению потребностей в соответствии с тщательным спросом [1, с. 172].
Понятие маркетинга имеет двоякий смысл:
- как одна из функций управления;
- как концепция управления (философия бизнеса в условиях рыночной экономики) [1, с. 175].
Цель маркетинга – удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом.
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАПОЛИС МЕДИА»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Частное предприятие «Мегаполис Медиа» – рекламное агентство полного цикла, которое осуществляет на белорусском рынке свою деятельность более 10 лет.
Частное предприятие «Мегаполис Медиа» активно сотрудничает с разными рекламодателями и СМИ.
Компания предлагает следующие виды рекламы:
- реклама в метро;
- реклама на ТВ;
- реклама в интернете;
- реклама на радио;
- наружная реклама;
- реклама в транспорте;
- реклама в прессе / СМИ;
- реклама в бизнес-центрах;
- внутренняя реклама.
Что касается рекламы в метро, то частное предприятие «Мегаполис Медиа» помогает размещать рекламу в Минском метрополитене:
- плакат-газета;
- отдельные листовки;
- видеореклама на мониторах в вагонах;
- брендирование вагонов;
- стикеры на стеклах;
- реклама на путевых стенах;
- щиты на станциях;
- реклама на входных дверях;
- брендирование тоннеля между станциями;
- рекламные баннеры.
Порядок размещения рекламы при ее заказе в частном предприятии «Мегаполис Медиа» в метро представлен на рисунке 2.1.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАПОЛИС МЕДИА»
3.1 Мероприятия повышения эффективности деятельности службы маркетинга предприятия
Как было замечено во второй главе, в результате проведенной оценки деятельности отдела маркетинга на частном предприятии «Мегаполис медиа» в качестве мероприятия, которое позволит увеличить эффективность деятельности отдела маркетинга, предложено внедрить новую должность «маркетолог-аналитик».
Основная деятельность маркетолога-аналитика должна заключаться в следующем:
- определить проблему, цель и методы исследования;
- разработать план исследования;
- собрать и проанализировать собранные данные;
- интерпретировать полученные результаты и подготовить отчет;
- довести результаты исследования до сведения руководства.
В соответствии с занимаемой должностью на маркетолога-аналитика возлагается ряд должностных обязанностей:
- организация и непосредственное участие в проведении маркетинговых исследований;
- проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
- анализ ценовой, ассортиментной, сбытовой политики конкурентов и их деловой активности;
- анализ потребителей, поддержание в рабочем состоянии базы данных по дилерам;
- выявление мнений, предпочтений, требований потребителей к качественным характеристикам услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;
- анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт;
- анализ системы сбыта услуг;
- выявление рыночных потребностей, которые не удовлетворяются конкурирующими компаниями;
- организация накопления и хранения информации, собранной посредством маркетинговых исследований;
- обработка данных и подготовка отчетов по результатам проведенных маркетинговых исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинг – это любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, то есть удовлетворению потребностей в соответствии с тщательным спросом.
Основными функциями маркетинга являются аналитическая, производственная, сбытовая и функция управления и контроля.
В условиях перехода к рыночной экономике служба маркетинга – это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.
Предметом деятельности маркетинговой службы на современном предприятии являются хозяйственные связи с заказчиками товаров и услуг, дистрибьюторскими, маркетинговыми и логистическими центрами, поставщиками материальных ресурсов и услуг; общественные связи со средствами массовой информации, с органами исполнительной власти; внутрикорпоративные управленческие отношения с подразделениями и службами компании.
ЧП «Мегаполис Медиа» сегодня – это активно развивающаяся организация с налаженным процессом оказания услуг и имеющая опыт работы на рынке. Управление в ЧП «Мегаполис Медиа» построено на базе линейно-функционального подхода с выделением нескольких звеньев управления и трех основных функциональных зон ответственности: производственный сектор, коммерческая работа и организация бухгалтерского и финансового учета, за управление каждой из которых отвечает соответствующий, подчиненный непосредственно директору организации, руководитель высшего звена. Проведенный анализ работы ЧП «Мегаполис Медиа» за 2016-2018 гг. показал, что организация увеличила в 2018 году объемы производства и реализации продукции. Наблюдался рост эффективности использования производственных ресурсов на ЧП «Мегаполис Медиа» – увеличилась фондоотдача, фондоемкость продукции, наоборот снизилась. Сокращение численности работников при одновременном росте выработки свидетельствовало об эффективной автоматизации производственных процессов. А рост прибыли и увеличение собственного капитала ЧП «Мегаполис Медиа» обеспечили улучшение финансового состояния организации в 2018 году.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом объем выпуска и реализации продукции ЧП «Мегаполис Медиа» снизился на 17 тыс. руб., а в 2018 году произошло увеличение объемов выпуска и реализации продукции на 138 тыс. руб. ЧП «Мегаполис Медиа». Себестоимость реализованной продукции в 2016 году составила 1396 тыс. руб., а прибыль от реализации – 88 тыс. руб. Эффективность деятельности организации в 2018 году выросла.
Для ЧП «Мегаполис Медиа» наблюдается тенденция расширения канала продаж через Интернет, что обусловлено более высокой привлекательностью данного канала для потенциальных покупателей и перемещением коммуникаций в сферу Интернета. Однако, результаты продаж с использованием инструментов продвижения свидетельствуют о снижении их эффективности, а рост продаж обусловлен в основном результатами активного прямого поиска ЧП «Мегаполис Медиа» непосредственно самими покупателями.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: Учебное пособие для вузов / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2015. – 463 с.
2. Александров, Ю.Л. Экономика предприятия / Ю.Л. Александров, Н. Н. Терещенко. – Красноярск: Экономика, 2019. – 454 с.
3. Анн, Х. Маркетинг: Учебное пособие для ВУЗов (3-е изд) / Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – Спб: Питер., 2014. – 736 с.
4. Ануфриев, В.Е. Источники формирования маркетинговой стратегии предприятия и его совершенствование // Финансы. – 2015. – № 1. – С. 39.
5. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 736 с.
6. Байбардина, Т.Н. Маркетинговая деятельность организаций и организаций потребительской кооперации: Текст лекции / Т. Н. Байбардина, О. А. Бурцева. – Гомель: «БТЭУПК», 2016. – 92 с.
7. Башаримова, С.И. Основы маркетинга: Курс лекций / С.И. Башаримова, М.В. Дасько – Минск: НИИ Белкоопсоюза, 2017. – 106 с.
8. Бланк, И.А. Формирование маркетинговой стратегии промышленного предприятия. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2015. – 656 с.
9. Бронникова, Т.С. Маркетинг: Учебник / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. - М.: Инфра-М, 2015. – 325 с.
10. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология: Учебное пособие / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2015. – 158 с.
11. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс., 2016. – 704 с.
12. Данько, Т.П. Система управления эффективностью маркетинга / Т.П. Данько, О.В. Китова // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – №5. – С. 376.
13. Демидовец, В.П. Предпринимательский менеджмент: Курс лекций/ В. П. Демидовец. – Минск: БГТУ, 2014. – 123 с.
14. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: Учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2016. – 253 с.
15. Казущик, А.А. Основы маркетинга: Учебное пособие / А.А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2017. – 246 с.
16. Капон, Н. Управление маркетингом: Учебное пособие для вузов/ Н. Капон, В. Колчанов, Д. Макхалберт. – Спб: Питер, 2015. – 832 с.
17. Карпеко, О.И. Промышленный маркетинг: Учебное пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2014. – 415 с.
18. Ковалев, М.Н. Маркетинг: Учебное пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. Кабаева, О.В. Устименко; под ред. М.Н. Ковалева. – Гомель: УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2016. – 377 с.
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ф. Котлер, Д. Вильямс. – М.: Издательский дом, 2007. – 656 с.
20. Кулибанова, В.В. Маркетинг: Сервисная деятельность: Учебное пособие / В.В. Кулибанова. – СПб.: Питер, 2017. – 231 с.
21. Маркетинг: Учебное пособие / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2017. – 335 с.
22. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2015. – 703 с.
23. Маркетинговая деятельность промышленных организаций: Вопросы теории и практики / Т.Н. Байбардина [и др.]; под ред. Т. Н. Байбардиной. – Гомель: ЦИИР, 2017. – 391 с.
24. Михарева, В.А. Маркетинг: Курс лекций / В.А. Михарева. – Минск: Юрайт, 2016. – 224 с.
25. Основы маркетинга. Теория и практика: Учебное пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 381 с.
26. Официальный сайт частного предпряития «Мегаполис Медиа»». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.megapolis-reklama.by/.
27. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.
28. Райен, Д. Краткий курс интернет-маркетинга / Д. Райен. – М.: ШКИМБ, 2018. – 320 c.
29. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2017. – 367 с.
30. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2013. – 232 c.
31. Синяева, И.М. Маркетинговые коммуникации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг» И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.П. Дашкова. – М.: Дашков и К°, 2017. – 323 с.
32. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е.Н. Скляр. – М.: Дашков и К, 2015. – 216 c.
33. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. – М.: ИТК Дашков и К, 2016. – 216 c.
34. Смирнов, А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете / А. Смирнов, Ю. Суздаль. – СПб.: ИГ Весь, 2015. – 176 c.
35. Шекова, Е.Л. Менеджмент и маркетинг: Учебное пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2018. – 160 c.