ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2016-2020 ГГ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая и вместе с ней политическая свобода страны определяется в основном его конкурентоспособностью в рамках международного сообщества.
Конкурентоспособность на государственном уровне предполагает множество составляющих, но самое важное на сегодняшний день должно включать в себя инновационный потенциал государства, состоящий из людей способных. Нестандартное мышление и созидание; успешные компании, в которых новые идеи могут быть превращены в товары и прибыль, и, в конечном счете, муниципальные учреждения, которые обеспечивают почву для новых, социально полезных проектов и создают благополучный климат для их повышения и формирования. Недостаток или пренебрежение данных обстоятельств обрекает муниципальную систему на исчезновение.
Экономический рост стран в XXI веке будет обеспечен ведущей ролью научно-технического продвижения и интеллектуальной интеграцией основных составляющих производства во все сферы экономики и, главным образом, в промышленность [16].
На нынешнем этапе потребность перехода экономики на инновационный путь считается одним из главных моментов ускорения финансового повышения государства, научно-технического и социально-экономического формирования, предоставления экономической защищенности и конкурентоспособности на мировом рынке. Инновационный путь экономического формирования основан на процессе исследования, подготовки, формирования, осуществления и коммерциализации инноваций, то есть обеспечении трансформации идеи непосредственно в инновации. Современное конкурсное производство невыполнимо без полного осуществления научно-технического потенциала, при этом большую значимость приобретает не только количество, однако и качество научно-технических ресурсов, улучшение регулирования инновациями, системы содействия изобретения.
Инновационные процессы свойственны каждому этапу исторического формирования общества. Улучшены как общественно-политические, так и научно-производственные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, регионов и государств по мере накопления знаний и опыта. В результате значимость инноваций, обстоятельства инноваций, динамика, механизм диффузии, характер влияния на экономический рост и совершенствование динамично изучаются академическими экономистами.
Значимость инноваций, первопричины происхождения, динамика, механизм распространения, характер влияния на экономические процессы в научной литературе интерпретируются представителями различных школ.
Актуальность работы обусловлена научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире в качестве важного фактора финансового формирования, все больше и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он заключается в получении нововведении и простирается от возникновения идеи до ее коммерческого осуществления, содержа, таким образом, весь комплекс взаимоотношений: производства, обмена, потребления
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие инновации, функции и виды инновационной деятельности
Инновация ‒ первое практическое использование нового научно-технического, производственно-технологического, организационно-управленческого или иного решения, способного увеличить окончательные экономические результаты финансово-экономической (коммерческой) деятельности предприятия.
Не все нововведения качественные, радикально меняющие технологию и налаженность производства. Большинство нововведений имеют сравнительно незначительные перемены. История экономики демонстрирует, что больше всего научно-технический прогресс не революционный, а эволюционный. Такие нововведения можно определить, как улучшения [19].
Улучшения представляют собой инновации, оказывающие относительно незначительное влияние на динамику формирования конкретного объекта.
Вся управленческая деятельность взаимосвязана и, как правило, должна осуществляться параллельно. При этом конечный результат любого вида административной деятельности находится в зависимости от ее инновационной составляющей. И наоборот, окончательный успех инновационного менеджмента достижим исключительно на базе осуществления его идей и исследований в практике остальных видов менеджмента.
Инновации выполняют три функции:
‒ воспроизводство;
‒ инвестиции;
‒ стимулирование [11, с.45].
Функция воспроизведения означает, что инновация является важным источником финансирования расширенного воспроизведения.
Целью функции воспроизводства является получение прибыли от инноваций и использование их в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная от инноваций, может использоваться в различных областях, в том числе в качестве капитала. Этот капитал можно использовать для финансирования новых видов инноваций.
Таким образом, использование прибыли от инноваций для инвестиций представляет собой содержание инвестиционной функции инноваций [17, с. 34].
Получение прибыли через инновации напрямую соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль ‒ стимул для предпринимателя внедрять новые инновации; Поощряет непрерывное исследование спроса, совершенствование организации маркетинговой деятельности, применение современных методов финансового менеджмента. Все это составляет содержание стимулирующей функции инноваций.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Стратегия инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе
Начиная с конца XX столетия Организация экономического сотрудничества и развития активно продвигает концепцию создания национальных инновационных систем. Достичь этого можно только посредством улучшения политики в области образования, поощрения исследований и создания благоприятного инновационного климата для внедрения новых и высоких технологий в национальную экономику [16].
Такая цель стоит и перед Республикой Беларусь. Задача перехода белорусской экономики на путь инновационного развития была поставлена президентом на пятом Всебелорусском народном собрании 23 июня 2016 года.
Были определены и основные направления этого пути:
− использование новейших технологий;
− опережающее развитие наукоемких отраслей;
− модернизация действующих производств и создание новых, способных выпускать конкурентоспособную продукцию с высокой степенью наукоемкости и новизны.
В 2016 г. утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 года. Стратегической целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей экономики [13].
Для определения дальнейшей стратегии развития важно иметь актуальную независимую оценку состояния инновационного развития. В этих целях используются мировые рейтинги, которые на основе комплексных индексов позволят оценить результаты и темпы развития страны и, соответственно, определить ее привлекательность для иностранных инвесторов.
Важным фактором объективности международных рейтингов является единообразие методов выставления оценок всем государствам и признанность данных методов в мире. Участие Республики Беларусь в таких рейтингах позволяет оценить ее позиции не только относительно собственных результатов предыдущих периодов, но и относительно результатов других стран.
К рейтингам, наиболее полно оценивающим уровень развития страны по большому комплексу показателей, относятся Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Глобальный индекс инноваций бизнес-школы INSEAD (ГИИ). Так, в рейтинге ГИИ 2018 года Беларусь заняла 86-е место, что на две позиции выше, чем в 2017 году. Государственным комитетом по науке и технологиям определены сильные и слабые позиции странового профиля и проведена актуализация Плана мероприятий по повышению показателей Республики Беларусь в ГИИ. Реализация Плана позволила остановить снижение данного индекса и обеспечить его рост для нашей страны, повысить уровень развития инновационной сферы и привлекательности для иностранных инвесторов [13].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы инновационного развития в Республике Беларусь
Республика Беларусь обладает сильным научно-техническим потенциалом, значительными достижениями в различных областях науки и техники, занимается фундаментальными исследованиями. При этом отметим, что инновационная деятельность в республике находится на стадии формирования.
Основные причины этого состояния:
‒ экономическая ситуация в республике;
‒ отсутствие у большинства руководителей и ученых знаний в области управления, маркетинга;
‒ недостаточность собственных средств в организациях;
‒ ограниченные возможности финансовой поддержки государства;
‒ недостаточное развитие финансово-кредитной системы [10, стр. 21].
В Беларуси нет присущей ей системы мер, стимулов и условий для инноваций. Республика пока не достигла состояния "инновационной восприимчивости".
Сегодня низкий уровень знаний белорусской экономики не позволяет увеличить экспорт высокотехнологичной продукции (доля последней в общем объеме экспорта за последние годы не превысила 4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России). В результате, сырьевой экспорт Беларуси основан на продукции средней (18%) и низкой (78%) интенсивности знаний, которые являются более материальными и энергоемкими [15].
Негативные тенденции в науке и технике:
‒ сокращение объема научных работ и числа исследователей;
‒ отток из научного круга специалистов среднего возраста;
‒ устаревание материально-технических ресурсов.
Проблема инноваций и их создателей имеет особое значение для Республики Беларусь, поскольку, не имея достаточных природных ресурсов, страна выбрала интеллектуальный и инновационный путь развития. И если в целом человеческий потенциал науки в республике кажется значительным, то его динамика вызывает беспокойство. Так, только за последний год число докторов наук сократилось на 2,9%, а кандидатов наук - на 1,8% [10, стр. 22].
Одной из проблем, мешающих развитию инновационного бизнеса, является медленное развитие системы малых и средних инновационных предприятий. Юридические и административные барьеры, ограниченный доступ к финансированию, слабая исследовательская база, а также трудности с обеспечением правовой защиты и защиты интеллектуальной собственности, высокий уровень правонарушений в этой области, а также недобросовестная конкуренция в научно-технической сфере препятствуют их развитию. Чаще всего основная сфера деятельности малого бизнеса - торговля (90%), тогда как доля малых фирм, фактически соответствующих внешнему виду инновационного предприятия, не превышает 2% в России и на Украине, и 1,4% в Белоруссии [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
1) инновациями называют инновации как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового продукта, внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, или в новом подходе к организации и управлению производством.
2) Инновационный процесс - это подготовка и реализация инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, интегрированное целое.
3) Состояние инноваций в любом государстве является важнейшим показателем развития общества и его экономики. Инновационная политика в развитых странах в настоящее время является неотъемлемой частью государственной экономической и социальной политики.
4) Инновационная политика формируется и реализуется профессионалами. Однако нынешняя система подготовки научных кадров высшей квалификации не отвечает современным требованиям, их основная часть подготовлена для фундаментальной науки и высшей школы, что снижает возможность полноценной кадровой поддержки высокотехнологичных и наукоемких отраслей, особенно в регионах.
5) Помимо создания и развития новых наукоемких продуктов и технологий на производстве РНТП также оказывает научную поддержку решению проблем здравоохранения, экологии, информатизации и других социально значимых для регионов вопросов.
6) Ближайшей задачей развития системы передачи технологий должна стать организация ее структурных подразделений на инновационно действующих предприятиях республики, что позволит соединить единую цепочку разработчиков научно-технической продукции и ее потребителей, обеспечить доступ отечественных предприятий к мировым сетям и базам технологических переводов.
7) Переход к постиндустриальному обществу предполагает преобразование научной, научно-технической и инновационной поклонницы из пакета мер по управлению наукой и технологиакмой как единого объекта в одной из стержневых элекций всей системы государственного регулирования.
8) По информатизации Республика Беларусь отстает от ведущих и даже некоторых развивающихся стран мира. Задача материально-технического обеспечения заключается в преодолении разрыва между нынешним состоянием информационной логистики и уровнем логистики информационного общества.
9) Информатизация общества создает целый комплекс проблем, от которых зависит выбор и реализация пути развития человека. При этом, хотя научно-технические и технологические проблемы играют главную роль на начальном этапе информатизации, социальные проблемы начинают играть главную роль на последующих этапах, решение которых определит исход информатизации.
1. Александров С.А. Инновационная экономика-основа социально-экономического развития РБ / В.Н. Кривцов, Н.Н. Горбачёв//Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. – Минск, 2014. – С.37
2. Байнев В.Ф. Инновационное развитие промышленного комплекса Евразийского экономического союза // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом // Материалы IV (IX) международной научнопрактической конференции. Под общей редакцией Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф. – 2015. – С. 9–13.
3. Байнев В.Ф. Переход Беларуси к инновационной экономике: реформирование или модернизация? // Наука и инновации. –2016. –Т. 5. – № 159. –С. 22–25.
4. Гаев А.В. Инновационные технологии – путь к формированию новой экономики// Белорусский экономический журнал. Инновация. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
5. Герасимчик, Н.В. Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. - Гомель, Центр исследования институтов рынка, 2017. – С.127
6. Инновационные предложения и потребности. – Режим доступа: http://inno.gomel.by.
7. Инновационная политика Беларуси. – Режим доступа: http://institutions.com.
8. Инновационное развитие организаций в современных экономических условиях Республики Беларусь [Электронный ресурс]: материалы Второго форума молодых учёных, Минск, 15 марта 2018 г. / Белорус. гос. ун-т, экон. фак., каф. инновац. менеджмента, СНИЛ «Центр инновац. проектов и трансфера знаний»; редкол.: В. Ф. Байнёв [и др.]; под общ. ред. В. Ф. Байнёва, Е. Э. Головчанской. – Минск: БГУ, 2018.
9. Кацер, А.А. Инновации и экономическое развитие в современных условиях / А.А. Кацер// Вестник Брестского государственного технического университета. – 2014. - №3. – С. 13-14.
10. Кудашов, В. И. Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь / В. И. Кудашов, А. И. Рябоконь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. - Минск: БГТУ, 2019. - № 1 (220). - С. 21-25.
11. Кузнецов, Е.Ю. Инновации и их роль в экономическом развитии / Е.Ю. Кузнецов. – 2014. - 154 с.
12. Марченко О.В., Курило К.С., Роцкая О.В. Перспективы инновационного пути развития Беларуси и России // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3.
13. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2018.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
15. Рейтинг инновационных стран. – Режим доступа: http://www.in-nov.ru.
16. Роль инноваций в эпоху глобализации экономики. – Режим доступа: http://polbu.ru.
17. Теория открытых инноваций: сущность и принципы / Е.А. Дадеркина, М.Ю. Усик. – C.34-35
18. Шитова О.М. Оценка инновационного потенциала Республики Беларусь // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(82). – URL: https://sibac.info/archive/economy/10(82).pdf
19. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – Москва: 2007. - с.132