Методы стратегического анализа развития предприятия
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы стратегического анализа развития предприятия»
по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
2021
45.00 BYN
Методы стратегического анализа развития предприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Стратегический менеджмент
Организация: Минский тракторный завод, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
Поделиться
Введение
1 Сущность стратегического анализа развития предприятия, значение в совершенствовании системы управления организацией
1.1 Сущность стратегического планирования, порядок и методы его разработки
1.2 Классификация методов стратегического развития предприятия
2 Анализ стратегического развития ОАО «Минский тракторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский тракторный завод»
2.2 Анализ стратегического развития ОАО «Минский тракторный завод»
3 Совершенствование стратегической программы развития организации ОАО «Минский тракторный завод»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им следить за изменениями, происходящими в их окружении.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов потребителей, актуализация возможностей бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, доступность современных технологий, повышение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления и планирования.
Процесс стратегического анализа в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Успех любого плана зависит от:
– качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
– качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.
– правильной оценки конкурентоспособности организации;
– выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.
Сущность стратегического анализа отражает общее развитие организации и специфику деятельности каждого подразделения в течение определенного периода времени, определяет финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.
Целью стратегического анализа считается заблаговременный анализ абсолютно всех внутренних, а также наружных условий, которые обеспечивают подходящую сферу с целью верного функционирования также формирования компании.
Стратегическое планирование включает в себя, в частности, определение основных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на выявление ожидаемых конечных результатов с учетом средств и достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Целью стратегического анализа является всестороннее научное обоснование тех проблем, с которыми организация может столкнуться в предстоящий период, и на основе которых разрабатываются показатели в ходе планирования развития организации.
Цель курсовой работы – определить методы стратегического анализа развития предприятия.
1 Сущность стратегического анализа развития предприятия, значение в совершенствовании системы управления организацией
1.1 Сущность стратегического планирования, порядок и методы его разработки
Стратегическое планирование является одной из функций стратегического менеджмента, процесс которого состоит из выбора целей и достижения их посредством специальных методов.
Стратегическое планирование – это основа для управленческих решений, связанных с эффективностью управления организации, что способствует ее развитию. В современной динамично изменяющейся экономической ситуации, очень сложно добиться положительных финансовых результатов без предварительного планирования действии по их достижению и без прогнозирования последствий принятых управленческих решений [1, с. 52].
В теории стратегического менеджмента понятие «стратегия» вошло в 50-ых гг. XX в., когда проблема незамедлительного реагирования на факторы, приводящие к изменению внешней среды, приобрела особую актуальность. Изначально понятие «стратегия» использовалось только в военном деле и означало «искусство развертывания войск в бою». Среди менеджеров термин «стратегия» означает «высший пилотаж» в управленческой деятельности.
Изучению вопроса стратегии организации посвящено множество научных работ отечественных и зарубежных авторов. Значительный вклад в разработку теоретических и практических аспектов стратегического планирования внесли следующие зарубежные авторы: Р. Акофф, И. Ансофф, П. Друкер, Б. Карлоф, У. Кинг, Д. Клиланд, Г. Минцберг, М. Мескон, М. Портер, Г. Саймон, А. Стрикленд, А. Томпсон, Д. Хан, Ф. Хедоури и др [2, с. 85].
Существуют такие способы стратегического планирования категорий, как классические:
- детальное планирование;
- перенаправление времени на процесс планирования;
- горизонт планирования [22, с. 59].
Организационное планирование можно разделить на два вида в зависимости от планируемых мероприятий. Первый – это те, кто работает в среде и не испытывает недостатка в информации. Поэтому событие в такой системе совершенно понятно: вы можете дать 100% гарантию, что событие произойдет. Речь идет о планировании на организационном уровне.
Реальность такова, что все компании рыночной экономики работают с неясной деятельностью, и поэтому точный уровень событий не может быть гарантирован. Однако ожидается, что индивидуальное планирование на уровне подразделений, планирование производства будут иметь четкое и авторитетное представление об ожидаемых результатах [3, с. 10].
2 Анализ стратегического развития ОАО «Минский тракторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский тракторный завод»
Минский тракторный завод был основан 29 мая 1946 года. Сегодня производство, на котором работает более 16 000 человек, превратилось в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники не только в странах СНГ, но и во всём мире. И знаменитый товарный знак «BELARUS» представляет для нас большую ценность – не только коммерческую, но и в определённой степени патриотическую.
К выпуску известных во всём мире тракторов завод шел поэтапно. Первой продукцией завода стал пусковой двигатель, производство тракторов начиналось с гусеничных машин. А в 1953 году стартовало производство тракторов на пневматических шинах, что и определило дальнейшую специализацию предприятия.
Осваивая зарубежные рынки, МТЗ первым среди производителей тракторов в СНГ провел полную сертификацию всех выпускаемых тракторов на соответствие стандартам Евросоюза в институте Silsoe (Великобритания). В начале мая 2000 г. наше предприятие получило сертификат соответствия системы качества по ISO-9001 на проектирование и производство тракторов. А это значит, что на Минском тракторном заводе создана система качества, соответствующая требованиям международных стандартов. Это подтвердили и результаты сертификационного аудита, проведенного фирмой ТЮФ-Тюрингия (Германия).
В настоящее время на заводе созданы все необходимые вспомогательные цехи, которые обслуживают основное производство, а также ремонтные цехи, занимающиеся изготовлением нестандартизированного оборудования и ремонтом основных фондов. Металлургическое производство МТЗ располагает крупным комплексом современных механизированных цехов, где производство базируется на достаточно высоком техническом уровне. Каждый из них можно сравнить с отдельным заводом.
Конкурентоспособность продукции ОАО «МТЗ» проверена самой жизнью и длительным представительством на рынках высокоразвитых стран. Фермеров всех стран тракторы «BELARUS» привлекают прежде всего своей надёжностью в эксплуатации, простотой в управлении, доступностью в техническом обслуживании и умеренными ценами.
ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.
3 Совершенствование стратегической программы развития организации ОАО «Минский тракторный завод»
Отсутствие стратегического управления в ОАО «Минский тракторный завод» имеет важное значение для лучшего планирования. В то же время необходимо обратить внимание на направление стратегического планирования в рамках нескольких структурных элементов.
Прежде всего, нельзя не реагировать на появление на рынке новых продуктов конкурентов. Анализ внешней среды должен быть приоритетом для организации.
КФУ – определяет действия по реализации стратегии в наиболее перспективных сферах деятельности. Стратегия основана на определении ключевых факторов успеха, способствующих лидерству на рынке.
КФУ определяется экспертным путем. Ключевые факторы успеха, связанные с промышленными организациями:
- высокое качество рекомендуемой продукции;
- преимущество в связи с размещением инфраструктуры;
- профессиональная рабочая сила;
- проверенные поставщики.
Поскольку структура бизнес-портфеля не сложна, основной фактор успеха определяет совокупность всего продуктового портфеля организации.
С помощью КФУ будет определяться рыночный успех организации. Кроме того, к выводам, полученным в результате разработки общей портфельной матрицы для проектирования стратегического планирования.
В рамках стратегического планирования необходимо разработать перечень факторов, которые делают компанию интересной для данного рынка.
Поэтому важно, чтобы элементы стратегического планирования были разработаны заранее. Результат стратегической реализации может быть улучшен, если происходит анализ качества окружающей среды.
Эта работа направлена на изменение характера конкурентов не только на текущем этапе продаж, но и на изменение интересов клиентов, стратегического плана управления ОАО «Минский тракторный завод». Это новый продукт, оборудование, дополнительные услуги, система скидочного обслуживания и системы поддержки бизнеса ОАО «Минский тракторный завод».
Последний этап – это планирование и надзор за выбранной ценой, коммуникацией, сервисной политикой и другими обязанностями.
Очень важен внутренний контроль через систему стратегического планирования. В общем, чтобы мониторинг был эффективным, действия должны быть тесно связаны с его планами. Каждый сотрудник организации понимает, что необходимо изменить коммуникацию между организациями для информирования о планировании стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое планирование – это основа для управленческих решений, связанных с эффективностью управления организации, что способствует ее развитию. В современной динамично изменяющейся экономической ситуации, очень сложно добиться положительных финансовых результатов без предварительного планирования действии по их достижению и без прогнозирования последствий принятых управленческих решений.
Динамичный процесс стратегического анализа является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Минский тракторный завод был основан 29 мая 1946 года. Сегодня производство, на котором работает более 16 000 человек, превратилось в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники не только в странах СНГ, но и во всём мире. И знаменитый товарный знак «BELARUS» представляет для нас большую ценность – не только коммерческую, но и в определённой степени патриотическую.
ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.
Можно отметить снижение эффективности деятельности ОАО «Минский тракторный завод» к 2020 г, в силу следующих причин:
По показателю себестоимости отмечается так же увеличение показателя с 1472493 тыс. руб. в 2018 г. до 1773038 тыс. руб. в 2020 г.
Прибыль убыток от реализации продукции в ОАО «Минский тракторный завод» снизилась к 2019 г. относительно 2018 г. на 4204 тыс. руб., а к 2020 г. показатель увеличился на 112707 тыс. руб. относительно 2019 г.
По прибыли до налогообложения отмечается рост к 2019 г. на 119079 относительно 2018 г., е 2020 г. показатель снизился на 110734 тыс. руб. относительно 2019 г.
Чистая прибыль предприятия ОАО «Минский тракторный завод» составила в 2019 г. максимальное значение – 100324 тыс. руб., что больше предыдущего периода на 97650 тыс. руб. А к 2020 г. наблюдается снижение показателя до 8235 тыс. руб.
1. Зубкова, А.Г. Стратегический менеджмент: учебник / А.Г. Зубкова. - М.: Academia, 2018. - 576 c.
2. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва: Инфра-М, 2017. – 319 с.
3. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 2. Функциональные стратегии : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 246 с.
4. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры : монография / В.А. Агафонов. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 276 с.
5. Забелин, П. В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2017. – 144 с.
6. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.
7. Клейнер, Г. Механизм принятия стратегических решений и стратегического планирования на предприятии / Г. Клейнер. // Вопросы экономики. – 2018. − № 9.− С. 46 − 48.
8. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
9. Лосева, О. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития организации/ О. Лосева. // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 8. – С. 60 – 66.
10. Губарева, Е.Г. Теоретико-методические основы стратегического управления предприятием / Е.Г. Губарева, А.С. Будагов, А.М. Колесников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2018. – №4. – С. 3-9.
11. Басовский, Л.Е. Менеджмент / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА М, 2019. – 216 с.
12. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
13. Веснин В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. – М.: ООО Издательство Элит, 2018. – 560 с.
14. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
15. Михарева, В.А. Маркетинг: Курс лекций / В.А. Михарева. – Минск: Юрайт, 2017. – 224 с.
16. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 481 с.
17. Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 106 с.
18. Пирс, II. Д. Стратегический менеджмент / Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. - СПб.: Питер, 2017. - 560 c.
19. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 343 с.
20. Ружанская, Л. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская, Е. А. Якимова, Д. А. Зубакина ; [под общ. ред. д-ра экон. наук Л. С. Ружанской] ; Мин-во науки и высш. образования РФ. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 112 с.
21. Савченко, А. Б. Стратегический менеджмент : учебное пособие / А. Б. Савченко. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 228 с.
22. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Н. Сидоров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 158 с.
23. Стратегический менеджмент : учебник / Н. А. Казакова, А. В. Александрова, С. А. Курашова, Н. Н. Кондрашева ; под ред. проф. Н. А. Казаковой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 320 с.
24. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справоч. пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
25. Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / В.И. Стражев; под общ. ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск: Выш. шк. 2017. – 527 с.
26. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты