Введение
1 Обзор литературы
1.1 Температура тела человека и ее суточные колебания
1.2 Возрастные особенности терморегуляции температуры человека
1.3 Методика измерения температуры тела человека
2 Объект, программа и методика исследований
3 Результаты исследований и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Температура тела – показатель теплового состояния организма человека или другого живого организма, который отражает соотношение между выработкой тепла различных органов и тканей и теплообменом между ними и внешней средой.
Температура тела зависит от:
- возраста;
- времени суток;
- воздействие на организм окружающей среды;
- состояния здоровья;
- особенностей организма;
- других факторов, которые еще не выяснены.
В зависимости от показаний термометра, выделяют следующие виды температуры тела: пониженная и низкая температура тела: меньше 35°С; нормальная температура тела: 35°С-37°С; субфебрильная температура тела: 37°С-38°С; фебрильная температура тела: 38°С-39°С; пиретическая температура тела: 39°С-41°С; гиперпиретическая температура тела: выше 41°С.
Для ребенка и взрослого существует своя индивидуальная температура тела, мы же в нашей работе сделаем попытку выделить индивидуальную температуру тела подростков в возрасте 15-16 лет, а также студентов в возрасте 22 года.
Цель работы: определение индивидуальных показателей температуры тела подростков в зависимости от пола, возраста и внешних показателей.
Практическое значение работы заключается в том, что на основании полученных результатов можно планировать объем и характер оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
1 Обзор литературы
1.1 Температура тела человека и ее суточные колебания
Температура тела – комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между ними и внешней средой. Средняя температура человеческого тела обычно колеблется в диапазоне между 36,5 и 37,2 градусами по Цельсию, благодаря внутренним экзотермическим реакциям и наличию «предохранительных клапанов», позволяющих удалять избыток тепла при потении 1, с. 120.
Постоянство температуры человеческого организма поддерживает процесс терморегуляции. Колебание температуры является сигналом тревоги.
В норме температура тела человека, измеренная в подмышечной впадине, колеблется в пределах 36,4-36,8°С. Утром, обычно, температура ниже, к вечеру может повышаться.
Различают:
- субнормальную температуру (ниже 36°С); наблюдается при снижении функции щитовидной железы, надпочечников, при некоторых заболеваниях головного мозга, при истощении, при значительной потере крови, при холере;
- субфебрильную температуру (37,1-38°С); может держаться продолжительное время и сопровождаться слабостью и общим недомоганием;
- фебрильную температуру (более 38,1°С);
- летальная максимальная температура тела человека (т.е. при которой наступает смерть) составляет 43°С. Летальная минимальная температура тела человека колеблется в пределах 15-23°С -2, с. 139.
Температура тела человека зависит:
- от процессов теплообразования и теплоотдачи;
- от факторов внешней среды;
- поведенческой активности.
Нормальная температура тела здорового человека претерпевает периодические колебания в пределах 0,5-0,7°С от минимума в утренние часы (3-4 ч. утра) и до максимума в вечерние часы (16-18 часов вечера). Максимальных значений температура тела достигает в 16-18 ч., минимальная температура регистрируется в 3-4 ч. (впервые эта закономерность была подмечена в 1736 г. Де Кортером) (рисунок 1.1).
2 Объект, программа и методика исследований
Исследования проводились в 2015 году в Государственном учреждении образования «Средняя школа № 30» города Гомеля, а также на базе УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины».
Объектом исследований являются индивидуальные показатели температуры тела учащихся старшего школьного возраста и студенты.
В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 15-16 лет, в том числе 15 мальчиков и 15 девочек и 20 студентов в возрасте 22 года, из которых 10 мужчин и 10 женщин. Паспортный возраст испытуемых на момент исследования определялся на основании года, месяца и дня его рождения.
Программа исследования включала в себя решение следующих задач:
- подбор и анализ литературы по теме исследований;
- отработка методики измерения температурных показателей;
- проведение экспериментальной части работы;
- анализ и статистическая обработка полученных данных.
Были проведены измерения температуры в подмышечной впадине в течение недели утром и после уроков, а вечером и в выходные дни испытуемые измеряли температуру тела в домашних условиях: утром, днем и вечером.
Подмышечная ямка чаще всего используется для измерения температуры тела, так как это практически удобно. Но при этом следует знать, что измерение температуры тела в подмышечной ямке является ненадёжным, потому что при нём получаются наименее точные результаты, чем при измерении в других полостях. Более того, температура может быть неодинаковой в левой и правой подмышечных впадинах (чаше слева на 0,1-0,3-С выше). Если при сравнительном измерении температуры разница больше 0,5-С, то это указывает на воспалительный процесс на той стороне, где наблюдаются более высокие цифры, или же на неточность измерения.
Перед установкой термометра в подмышечную впадину, необходимо протереть кожу салфеткой (особенно у потливых). Этим предупреждается охлаждение градусника во время измерения температуры вследствие испарения пота.
Устанавливать термометр надо так, чтобы весь ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом в самой глубокой точке подмышечной впадине, никуда не смещаясь на протяжении всего времени измерения температуры тела.
Необходимо следить затем, чтобы воздух не попадал в подмышечную ямку, а термометр плотно прилегал к коже. Для этого надо прижать плечо и локоть к телу, чтобы подмышечная ямка была закрыта. При измерении температуры тела у маленьких детей и больных, находящихся в бессознательном состоянии необходимо дополнительно придерживать руку,
3 Результаты исследований и их обсуждение
Как было отмечено в первой главе, у каждого человека существует своя индивидуальная температура тела. Мы решили проверить зависимость температуры тела старшего школьника от пола, возраста и внешних факторов (занятия спортом в спортивных классах), а также сравнить показатели индивидуальной температуры тела учащихся 15-16 лет с показателями температуры тела студентов в взрослого человека в возрасте 22 года.
Полученные результаты в количестве 50 измерений были статистически обработаны с помощью общепринятых методов с помощью MS Excel 2007.
Таблица 2.1 – Первичная обработка данных температуры мальчиков и девочек 15-16 лет
| Статистические показатели | Температура тела,°С |
| Мальчики 15 лет | Мальчики 16 лет | Девочки 15 лет | Девочки 16 лет | Мужчины 22 года | Женщины 22 года |
| Среднее значение | 36,60 | 36,73 | 36,67 | 36,80 | 36,60 | 36,73 |
| Стандартное отклонение | 0,24 | 0,22 | 0,28 | 0,14 | 0,31 | 0,31 |
| Максимум | 36,93 | 37,00 | 37,00 | 36,97 | 37,00 | 37,00 |
| Минимум | 36,30 | 36,33 | 36,10 | 36,60 | 36,07 | 36,13 |
| Мода | 36,67 | 36,80 | 36,57 | 36,83 | 36,77 | 36,93 |
| Медиана | 36,57 | 36,77 | 36,72 | 36,83 | 36,60 | 36,83 |
| Эксцесс | 0,74 | 0,89 | 1,34 | 0,03 | 0,52 | 1,58 |
Из представленной обработки следует, что все массивы данных описываются функцией нормального распределения. О нормальном распределении говорят значения средней, медианы и моды, не значительно отличающие между собой.
Далее мы сравнили средние показатели по температуре тела утром, днем и вечером у учащихся 15-16 лет, а также студентов (рисунки 2.1 и 2.2)
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы о факторах определяющих распределение индивидуальной температуры тела у подростков:
1. Из литературных источников известно, что терморегуляция тела человека изменяется в зависимости от возрастных характеристик: наибольшую интенсивность она имеет в детском и юношеском возрасте, а в пожилом возрасте наблюдается снижение образования тепла в организме по сравнению со зрелым возрастом.
2. Результаты эксперимента позволили сделать следующие выводы от распределении индивидуальных показателей температуры тела у экспериментальной группы подростков: средние показатели температуры тела как у подростков, так и у взрослых людей, в возрасте 15-16 лет варьируют от 35,4 до 37°С, а в возрасте 22 лет они несколько выше – от 36 до 37 С; наибольшие показатели температуры тела отмечены в вечернее время суток, за исключением данных, полученных у студентов женского пола наименьшие температуры – утром и вечером, наибольшие температуры – у всех групп отмечены в дневное время суток; наибольшими температурами тела отличаются мужчины в возрасте 22 лет и мальчики в возрасте 16 лет, а наименьшими – девочки в возрасте 15 лет; мальчики и мужчины, занимающиеся спортом имеют повышенную температуру тела, причем, после посещения тренировок она заметно увеличивается и даже может превышать нормальный уровень (до 37,2°С).
3. Мы определили, что индивидуальные температуры тела подростков зависят от таких показателей как возраст, пол и внешние факторы (в нашем случае это наличие спортивных нагрузок).
1. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007. – 150 с.
2. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 2005. – 520 с.
3. Бычков, В.П., Рамзаев, П.В. Температура кожи и соотношение путей теплоотдачи – объективные критерии границы комфорта и перегревания. / В.П. бычков и др. // Гигиена труда и профессиональные заболевания. – 1961. – №12. – С. 3-7.
4. Витте, Н.К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. / Н.К. Витте – Киев, Госмедиздат УССР, 1956. – 148 с.
5. Основы физиологии человека / под ред. Б.И.Ткаченко. – Санкт Петербург: Международный фонд истории науки, 2004. – Т.1. – 500 с.
6. Шмидт, Р., Тевс, Г. Физиология человека: Пер. с англ. / Р. Шмидт, Г. Тевс. – М.: Мир, 2006. – 323 с.
7. Калугин, А.С. Возрастная физиология: тексты лекций по спецкурсу. – Гомель: Мин. обр. РБ, УО «ГГУ имени Ф.Скорины», 2005. – 142 с.
8. Слоним, А.Д. Сигнальные факторы внешней среды и их значение для медицинской климатологии. / А.Д. Слоним. // Гигиена и санитария – 1953. – №7. – С. 3-11.
9. Гребер, Г., Эрк, С., Григулль, У. Основы учения о теплообмене. / Г. Гребер и др. – М., Изд-во иностр. лит. , 1958. – 566 с.
10. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология / А.Г. Хрипкова // Учеб. пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1978. – 287 с.
11. Судаков, К.В. Функциональные системы организма. / К.В. Судаков. – М.: Медицина, 1999. – 224 с.
12. Основы сестринского дела: учеб. для студ. сред. проф. 0-753 учеб. заведений / И. X. Аббясов, С. И.Двойников, Л. А. Ка-расева и др.; под ред. С. И. Двойникова. – М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2007. – 336 с.
13. Обуховец, Т.П., Склярова, Т.А. Основы сестринского дела: учебное пособие.-6-е издание – Ростов на Дону: Феникс, 2005 – 505 с.
14. Нагаева, Т.А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие / Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Понамарева. – Томск, 2011 – 101с.
15. Леонтьева, Н.Н., Маринова, К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 287 с.
16. Калугин, А.С. Возрастная физиология: тексты лекций по спецкурсу. – Гомель: Мин. обр. РБ, УО «ГГУ имени Ф.Скорины», 2005. – 142 с.
17. Усов, И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра / И.Н. Усов. – Минск: Беларусь, 1984. – 207 с.
18. Безруких, М.М. Хрестоматия по возрастной физиологии / М.М. Безруких. – М.: Академия, 2002. – С. 288.
19. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский. – Л.: Наука, 1975 − С. 60-89.
20. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология / А.Г. Хрипкова // Учеб. пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1978. – 287 с.