Налоговая система. Принципы и формы налогооблажения
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Налоговая система. Принципы и формы налогооблажения»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Налоговая система. Принципы и формы налогооблажения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И НАЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, основным источником доходов государства и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Законодательно налогообложение в Республике Беларусь исходит из конституционного положения о том, что каждое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56 Конституции Республики Беларусь). Налоги, как и вся налоговая система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового менеджмента и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмент и, соответственно, анализа расчетов организации по налогам и сборам. В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с внедрением мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, расходов по налоговому администрированию, времени на расчет и уплату налогов, в частности, за счет электронного декларирования. Все эти налоговые реформы направлены на совершенствование процесса управления налогами. Все вышеизложенная информация подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – налоговая система Республики Беларусь.
Предмет исследования – налоговая система Республики Беларусь, принципы и формы налогообложения.
Цель курсовой работы – на основании анализа налоговой системы Республики Беларусь предложить пути по ее совершенствованию и увеличению доходов бюджета.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВА
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией экономической категории «налог». Налоговые системы на практике предстают в виде многообразных форм, имеющих национальные особенности, и отличаются друг от друга набором налогов, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями разных уровней власти, налоговой базой, сферой действия, льготами, процедурами исполнения налоговых обязательств и др. [1, c.72].
Налоговые системы современных государств – результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, каждая национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. В противном случае было бы невозможно сравнивать налоговые системы разных стран, а главное, международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий.
Термин «налоговая система» не получил однозначного толкования, не-смотря на его широкое использование в экономической литературе. Некоторые ученые определяют налоговую систему только как набор действующих налоговых платежей [8 с, 98]. Другие посвящены процедурам и механизмам исчисления и сбора налогов, и их можно рассматривать в более широком плане: налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин, а также принципы, методы, формы и способы их взимания, установленные государством и собираемые для создания центрального национального фонда финансовых ресурсов. В-третьих, в рамках этой концепции есть агентство, которое управляет налогообложением. Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [5, с. 90].
Таким образом, налоговая система современного государства, действующая на основе государственного суверенитета, может быть представлена как ряд налогов, тарифов, сборов и специальных систем налогообложения, основанных на правовых основах ее формирования (отзыва), выполнения налоговых обязательств и административной организации процесса налогообложения.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И НАЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Налоговая система Республики Беларусь была создана одновременно с образование суверенного государства. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «Об акцизах» и др.).
Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов.
Налоговый кодекс Республики Беларусь является основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения. Он состоит из двух частей. Общая часть Налогового кодекса устанавливает принципы налогообложения и основы функционирования налоговой системы, определяет основные понятия и категории. Особенная часть Налогового кодекса определяет элементы налогообложения, способ расчета и порядок уплаты налогов [12]. До вступления в силу Специальной части элементы расчета и уплаты некоторых налогов были подробно изложены в одноименном законе. В настоящее время нет закона о Налоговом кодексе только о Налоговом кодексе.
Если рассматривать налоговое законодательство страны, то можно сказать, что налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
- международные договоры Республики Беларусь;
- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Реформирование налоговых систем идет по двум основным путям – снижения налоговой нагрузки и упрощения уплаты налогов. Во втором случае значительная часть изменений в последние годы связана с переходом на электронный документооборот. Так, 84 страны уже полностью перешли на подачу деклараций и уплату налогов онлайн, что ускоряет процесс, повышает его прозрачность и снижает вероятность ошибок.
С целью увеличение инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь и роста доходов бюджета за счет более стабильных источников считаем необходимым рассмотреть возможность увеличения ставки НДС с 20 % до 22 % и одновременное уменьшение налога на прибыль с 18 % до 15 %. Снижение прямых налогов при одновременном повышении ставок НДС является общемировой тенденцией, связанной со стремлением правительств в условиях произошедшего финансового и европейского долгового кризисов обеспечить стабильный доходный источник. Из 18 европейских государств за последние 7 лет по такому пути пошли 14 стран, включая Великобританию, Польшу, Чехию, Румынию, Венгрию, Испанию, Италию, Грецию, Францию и др. В настоящее время аналогичный вопрос рассматривается в России.
Предлагаемые меры позволят [6, c. 153]:
1. Повысить инвестиционную привлекательность Беларуси в связи с установлением наименьшей ставки налога на прибыль в Таможенном союзе, ЕЭП и европейских странах. С точки зрения собственника предприятия исключительную важность имеет именно размер ставки этого налога, так как от него зависит сумма дохода собственника по итогам финансового года.
2. Усилить налоговое давление на импорт, в том числе, потребительский, а также на товары не первой необходимости, реализуемые на внутреннем рынке.
3. Минимизировать негативные последствия внешних шоков и макроэкономических колебаний на доходную часть бюджета, а также обеспечить ее стабильность и равномерность.
4. Связать свободную денежную массу в экономике, поскольку окончательную сумму НДС, накопленную в цене товара, полностью оплачивают конечные потребители.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система современного государства, действующая на основе государственного суверенитета, может быть представлена как ряд налогов, тарифов, сборов и специальных систем налогообложения. К принципам построения налоговой системы можно отнести принцип равенства и принцип справедливости. Главная и основная задача налоговых органов на территории Республики Беларусь заключается в осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.
Налоговые системы развитых стран складываются под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору налогов, по структуре налогов, по способам взимания, по ставкам, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д. Существует несколько основных принципов построения налоговых систем экономически развитых стран мира: принцип справедливости, т.е. положение, когда распределение налогового бремени является равным, подразумевающим внесение от каждого налогоплательщика «справедливой доли» в государственные доходы; принцип нейтральности, который означает, что налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным; принцип эффективности – налоги должны способствовать стабилизации и экономическому росту страны; принцип доходчивости, т.е. налоговая система должна быть понятной налогоплательщику и не допускать возможности свободного толкования; принцип оптимальности, т.е. расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Налоговая система Республики Беларусь была создана одновременно с образование суверенного государства. Налоговый кодекс Республики Беларусь является основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения. в 2020 году по сравнению с 2016 годом, наблюдается значительное увеличение налогов (пошлин, сборов). НДС в 2016 г. составил 8235,0млн. руб., в 2020 году данный показатель уменьшился на 4,6 %. Акцизы в 2020 г. увеличились по сравнению с 2016 г. на 35,2 % и составили 2955 млн. рублей. Подоходный налог увеличился на 69,3%. Темп роста налога на прибыль в 2020 году к 2016 году составил 19,9%. Однако, в 2020 году наблюдалось значительное уменьшения суммы земельного налога на 35,6 % по отношению к 2016 году.
1. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учеб. для вузов / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, Е.В. Степаненко. М.: Дашков и К, 2012. – 332 с.
2. Васевич, А. Ответы на современные вызовы / А. Васевич // Финансы, учет, аудит. 2014. № 8. – С. 9 10.
3. Все налоги мира-3 // [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2945195/
4. Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко // Налоги Беларуси. – 2015. – № 18. – С. 4-9.
5. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 84-98.
6. Кулага Е.И. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на основе оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения / Е.И. Кулага [и др.]; под ред. А.П. Бобовича. - Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2018. – С 152-155.
7. Как снизить налоговую нагрузку в Беларуси: важные меры / экономический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://csl.bas-net.by/press-nan/2018/07/31_kak_snizit.pdf.
8. Лазурина, О. М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. М. Лазурина. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.
9. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://economy.gov.by/
10. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
12. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
14. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2019 году / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nalog.gov.by/
15. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Углубленный курс: учеб. для бакалавров / В.Г. Пансков. М.: Юрайт, 2013. 747 с.
16. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 336 с.
17. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Е.М. Попов. Минск: Выш. шк., 2013. – 319 с.
18. Совершенствование налоговой системы: стоит ли Беларуси использовать грузинский опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/publication_ru/view/sovershenstvovanie-nalogovoj-sistemy-stoit-li-belarusi-ispolzovat-gruzinskij-opyt-13060/
19. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г.А. Якубенко [и др.]; под ред. Г.А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – 275 с.
20. Финансы и финансовый рынок: учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. 415 с.
21. Щепотьев, А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А. В. Щепотьев, С. А. Яшин. – Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», – 2011. – 161 с.
22. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 364 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты