Безработица в Республике Беларусь, ее структура и динамика
ИПД (Институт предпринимательской деятельности)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Безработица в Республике Беларусь, ее структура и динамика»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Безработица в Республике Беларусь, ее структура и динамика
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выполнение целевых показателей Государственной программы содействия занятости населения на 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2021 г. в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Регистрация обратившихся граждан и безработных в Республике Беларусь за2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Коэффициент напряженности на 1 июля 2021 г в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Состав безработных по возрастным группам в 2021 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Состав безработных по уровню образования в Республике Беларусь в 2016, 2018, 2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Средняя продолжительность безработицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Средний период трудоустройства в 2016г и 2020г в РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2021 г. в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Регистрация обратившихся граждан и безработных в Республике Беларусь за2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Коэффициент напряженности на 1 июля 2021 г в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Состав безработных по возрастным группам в 2021 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Состав безработных по уровню образования в Республике Беларусь в 2016, 2018, 2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Средняя продолжительность безработицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Средний период трудоустройства в 2016г и 2020г в РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Социально-экономические последствия безработицы.
Поделиться
Введение
1 Причины и виды безработицы
1.1 Сущность безработицы и причины ее возникновения
1.2 Виды и формы безработицы
2 Анализ структуры и динамики безработицы в РБ в 2016-2020гг
2.1 Причины возникновения и основные тенденции безработицы в Республике Беларусь
2.2 Структура и динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в 2016-2020гг
3 Направления борьбы с безработицей в Республике Беларусь
3.1 Тенденции и социально-экономические последствия безработицы в Республике Беларусь
3.2 Основные направления государственного регулирования по снижению уровня безработицы в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики данной страны.
1 ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Сущность безработицы и причины ее возникновения
С безработицей чаще всего увязывают рыночную экономику. Исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо избегать.
В рыночной и в нерыночной экономике обычно существуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина. Число безработных в каждый конкретный период развития экономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, от степени соответствия профессионально-квалификационной структуры работников существующему на них спросу, от конкретной демографической ситуации, политики занятости, осуществляемой государством.
В целом безработица обусловлена состоянием экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое положение страны.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду, не получает работу, причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест.
Основными показателями безработицы являются её уровень и продолжительность. В мировой практике уровень безработицы представляет собой удельный вес числа безработных в общей численности экономически активного населения. Уровень безработицы обычно рассчитывается за определенный период. В этом случае берутся среднемесячные (среднегодовые) показатели численности рабочей силы и безработных. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. [1, с. 84].
2 АНАЛИЗ СТРУТУРЫ И ДИНАМИКИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСТ В 2016-2021гг
2.1 Причины возникновения и основные тенденции безработицы в Республике Беларусь
Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Достаточное количество белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных «подачках» в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их «долговой ямы» невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолженностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей «на местах» нередко необоснованные: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция «закрытых дверей» и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей в следствие введения санкций, проблем с COVID, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала [9, с.29].
Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.
Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.
3 НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Тенденции и социально-экономические последствия безработицы в Республике Беларусь
Повышение напряженности на рынке труда в связи с ростом безработицы отчетливо проявляется в изменении восприятия безработицы населением. Обострение проблемы безработицы в Беларуси выражается в следующих тенденциях:
• усилении региональной дифференциации по уровню безработицы. Безработица достаточно жестко локализуется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. На замкнутость безработицы влияет ряд факторов, главные из которых: 1) моноотраслевая специализация многих городов и районов; 2) низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жилье; 3) различия в подходе местных властей к проведению экономических преобразований; 4) направленность государственной финансовой помощи;
• увеличении продолжительности безработицы. Еще одной неблагоприятной тенденцией является увеличение средней продолжительности безработицы. Как свидетельствует опыт практически всех стран, столкнувшихся с феноменом длительной безработицы, быстро нарастающая в период спада численность длительно безработных очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть ее может лечь постоянным балластом на систему социального обеспечения. Поэтому рост длительности безработицы представляет для Беларуси возможно более серьезную проблему, чем увеличение общего числа безработных;
• структурная безработица. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи. Уровень безработицы колеблется в зависимости от образования. В меньшей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, т.е. обладающие определенной специальностью и достаточно высокой квалификацией. Среди лиц с неоконченным высшим, неполным средним и общим средним образованием уровень безработицы наиболее высок. Индикаторами наличия избыточной занятости на предприятиях могут служить как количественные показатели (вынужденные отпуска и работа по сокращенному графику, невыплаты заработной платы и пр.), так и качественные показатели (оценки руководителей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду, не получает работу, причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест. В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы: безработица – следствие слишком высокой заработной платы; низкий спрос на рабочую силу; негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара – рабочей силы. Основными формами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая. Наличие в экономике фрикционной и структурной безработицы экономисты характеризует естественная безработица.
2. Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. В таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу. Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест. В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствлённой экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.
3. С 2016г по 2020г была успешно реализована Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы. Её результатами стало выполнение основных показателей: уровень трудоустройства безработных в 2020г составил 63,7% (задание 60%), что на 12,1% лучше показателя 2016г. Удельный вес граждан, направленных на обучение фактически в 2020г составил не менее 5,6% (задание 5,6%), тем самым улучшив показатель 2016г на 0,4%. Удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости в 2020г приблизился к уровню 58,5% (при задании 56%), что больше показателя 2016г на 17,8 п.п.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебное пособие / Т.А. Агапова. М.: Дело и Сервис, 2000. 416 с.
2. Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.Акулов, В.Б. Макроэкономика: учебное пособие / В.Б. Акулов. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 389 с.
3. Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
5. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие. / А.Л. Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.
6.Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
7.Бондарь, А.В. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
8.Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
9. Ершов, М. В. О некоторых подходах государственного управления для стимулирования экономического роста / М. В. Ершов, А. С. Танасова // Управленец. – 2019. – Т.10. – №5. – С.20-32.
10. Закон Республики Беларусь 125-З от 15.06.2006 «О занятости населения Республики Беларусь» /Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 19 июня 2006 г. N 2/1222 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gsz.gov.by/registration/legal-information/12/public-view/
11. Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы: Постановление совета министров республики Беларусь 30 января 2016 г. № 73[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/GP-2016-2020-07.12.2020.pdf .
12. Краткая информация о реализации в 2016-2020 годах Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Kratkij-otchet-po-programme-za-5-let.pdf
13. Работа без границ: международная система поиска работы и подбора персонала на территории стран ЕАЭС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gsz.gov.by/rbg/
14. Министерство труда и социальной защиты: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
15. Государственная служба занятости Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gsz.gov.by/
16. Сидорова, А. М. Бояршинова, В. Ю. Факторы экономического роста Республики Беларусь / А. М. Сидорова, В. Ю. Бояршинова // Беларусь-2030: государство, бизнес, наука, образование. Минск. – 2019г. – С.130-132.
17. О Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы Постановление совета министров республики Беларусь 30 декабря 2020 г. № 777 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 5/48656 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/GP-employment-2021-2025-2.pdf
18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/pser .
19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
20. Макроэкономический прогноз для Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/837/EABR_Forecast_2021_RU_web-_1_.pdf.
21.Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 113 от 05.08.2002 «Об утверждении Положения об организации и проведении профессиональной ориентации безработных, других категорий населения в органах государственной службы занятости населения» /Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 августа 2002 г. N 8/8460 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gsz.gov.by/registration/legal-information/33/public-view/
22. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 62 от 19.10.2016 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях оказания содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств» / Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 7 декабря 2016 г. N 8/31478 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gsz.gov.by/registration/legal-information/39/public-view/
23. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 1549 от 17.11.2006 «Об утверждении положений о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета и о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов» Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22 ноября 2006 г. N 5/24246 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gsz.gov.by/registration/legal-information/19/public-view/
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выполнение целевых показателей Государственной программы содействия занятости населения на 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2021 г. в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Регистрация обратившихся граждан и безработных в Республике Беларусь за2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Коэффициент напряженности на 1 июля 2021 г в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Состав безработных по возрастным группам в 2021 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Состав безработных по уровню образования в Республике Беларусь в 2016, 2018, 2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Средняя продолжительность безработицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Средний период трудоустройства в 2016г и 2020г в РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2021 г. в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Регистрация обратившихся граждан и безработных в Республике Беларусь за2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Коэффициент напряженности на 1 июля 2021 г в Республике Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Состав безработных по возрастным группам в 2021 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Состав безработных по уровню образования в Республике Беларусь в 2016, 2018, 2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Средняя продолжительность безработицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Средний период трудоустройства в 2016г и 2020г в РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Социально-экономические последствия безработицы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты