Рынок труда и политика занятости на материалах Республики Беларусь
БРУ (Белорусско-российский университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рынок труда и политика занятости на материалах Республики Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Рынок труда и политика занятости на материалах Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты рынка труда и политики занятости
1.1 Рынок труда: сущность, содержание
1.2 Сегментация рынка труда структура рабочей силы
1.3 Занятость и безработица в условиях рыночных отношений
2 Формирование труда в Республике Беларусь и показатели повышения его эффективности
2.1 Становление рынка труда в Беларуси и тенденции его развития
2.2 Эффективность функционирования белорусского рынка труда и его индикаторы
3 Проблемы функционирования и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. Важнейшим принципиальным отличием рынка труда от остальных производственных ресурсов выражается в том, что данный рынок является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. В связи с этим, цена труда является ценой жизненного уровня, благополучия и социальной удовлетворенности не только работника, но и его семьи.
На этом рынке интересы трудящихся и работодателей, представляющих национальные, общественные и частные организации, сталкиваются. Отношения на рынке труда носят ярко выраженный социально-экономический характер. Они влияют на насущные потребности большинства населения. Механизм рынка труда определяет уровень занятости и заработной платы.
Рынок труда, существующий в Республике Беларусь, усугубляет социальные проблемы. Уровень жизни рабочих связан с уровнем их заработной платы. В сложившейся ситуации работник понимает, что его благосостояние напрямую зависит от качества его работы. Он пытается заработать больше и требует от работодателя соответствующих условий – для автоматизации работы, для полного использования рабочего времени, здоровые условия труда и т. д. Поэтому переход к рыночной экономике делает все более важным рационализировать использование ресурсов предприятия.
Рассматриваемые вопросы очень важны в настоящее время в связи с тем, что рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, его основные структуры, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы, а также уровень заработной платы.
Кроме того, занятость и безработица являются своего рода показателями, которые можно использовать для оценки благосостояния страны, темпов выбранной реформы, ее привлекательности для населения.
Как экономическая категория рынок труда долгое время рассматривался как явление, характерное только для капиталистических стран, а безработица, возникающая из-за сложившихся на рынке труда отношений, как следствие множества противоречий между трудом и капиталом.
Аналитическая часть курсовой работы основана на информации из литературных источников об анализе современного рынка труда, заработной платы, а также статистических данных министерств и ведомств Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – изучить рынок труда и его роль в макроэкономических моделях в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть теоретические основы рынка труда;
– проанализировать развитие рынка труда в Республике Беларусь;
– изучить проблемы функционирования и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь.
1 Теоретические аспекты рынка труда и политики занятости
1.1 Рынок труда: сущность, содержание
Основным рынком трудa является система общественных отношений для примирения интересов работодателей и работников. Рынок трудa – это «экономическая среда или пространство, в котором посредством конкуренции между субъектами экономики определенный уровень занятости и уровень заработной платы определяются механизмом спроса и предложения». [1, с. 89].
Можно выделить несколько основных правил функционирования рынка труда. Первое – это экономические отношения данного вида рынка между спросом и предложением рабочей силы. Второе – это пересечение различных экономических и социальных интересов и функций. Третья позиция, с точки зрения компаний, – это сфера взаимоотношений между сотрудниками, то есть потенциальными или фактическими работниками, но с намерением перейти на другую работу в компании.
Рынку труда присущи важные особенности, накладывающие отпечаток на его функционирование [3, c.145]:
– невозможность отделения прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляется процессом расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
– значительная временная продолжительность контактa продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предусматривает длительные отношения между продавцом и покупателем.
– наличие и влияние не денежных аспектов сделки. Прежде всего, это условия труда, командный микроклимат, возможности рекламы и профессионального развития.
– присутствие множества специфических институциональных структур. К таким структурам относятся: трудовое законодательство; различные учреждения и службы по регулированию занятости, национальные программы по труду и занятости и другие.
– высокий уровень индивидуализации транзакций. Им присуще огромное разнообразие, потому что каждый сотрудник уникален по-своему, и каждая работа имеет свои отличия и предъявляет свои требования к заявителям.
Рынок труда определяется также как экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства [19, с. 122]. Отсутствие единой трактовки понятия «рынка труда» способствовало появлению его понимания в «узком» смысле и «широком» смысле. В «узком» смысле рынок труда относится только к сфере обращения. В сфере производства имеют место иные экономические отношения, связанные с реализацией трудовых взаимоотношений, поэтому все экономически активное население и все рабочие места не могут являться субъектами рынка труда. Масштабы рынка труда ограничиваются действиями государственной службы занятости. Расширительная трактовка базируется на тезисе непрерывности купли-продажи труда и включает в себя совокупность социально-трудовых отношений как работающих лиц, так и лиц, ищущих работу [3].
2 Формирование труда в Республике Беларусь и показатели повышения его эффективности
2.1 Становление рынка труда в Беларуси и тенденции его развития
Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и ежегодно реализуются государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросу трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости.
Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализации экономики, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. Основной проблемой рынка труда Беларуси является количественный и качественный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Проявляется он в отсутствии для идущих работу подходящих свободных рабочих мест, в структурной и технологической безработице, вынужденной неполной занятости, в устойчивом дефиците квалифицированных рабочих и специалистов одних профессий и в значительном избытке - других.
Рынок труда Беларуси долгое время характеризовался низкой гибкостью и способностью адаптироваться к колебаниям в экономической конъюнктуре. Это связывали со слабой эффективностью инструментов количественной, качественной, ценовой и институциональной реакции рынка труда на структурные изменения [2, c.10].
Рынок труда занимает важное место в экономическом развитии Республики Беларусь. К характерным чертам рынка труда относятся являются низкая эффективность занятости и чрезмерное государственное регулирование. Цель национальной политики развития рынка труда заключается в поддержании низкого неравенства в оплате труда и максимальной занятости, что позволит избежать абсолютной нищеты и высокого неравенства. Помимо этого, регулирование государством рынка труда является важным элементом политического и делового цикла Республики Беларусь.
Вследствие этого во многих исследованиях указывается проблема медленной релокации трудовых ресурсов из неэффективных секторов экономики в эффективные, которая замедляет экономический рост Беларуси. Низкая гибкость рынка труда Беларуси являлась результатом экономической политики государства. На протяжении многих лет в Беларуси проводилась политика поддержания полной занятости и роста реальной заработной платы с использованием директивных мер воздействия на экономику.
3 Проблемы функционирования и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь
Систему институтов рынка труда Республики Беларусь нельзя назвать эффективной, так как наблюдаются следующие негативные моменты:
-размер пособия по безработице, зависящий от низкого уровня заработной платы работников, не позволяет создать достойные жилищные условия для временно потерявших заработок;
- слабая ответственность частного бизнеса за уровень заработной платы и соответственно пособий по безработице, а также за страхование работников от безработицы и формирование региональных программ занятости;
- отсутствие законодательства по обучению рабочей силы на производстве и стимулированию внедрения этой практики;
- недостаточное правовое регулирование гибких форм занятости;
- слабые формы осведомленности общественности о вакансиях и спросе на рабочую силу на региональных рынках труда и возможностях трудовой миграции.
К основным проблемам рынка труда на современном этапе можно отнести следующие [2, c.12]:
1. Старение занятых в Беларуси.
2. Характеристики трудовой миграции. Трудовая миграция частично решила проблему старения страны, поэтому миграция населения увеличилась до 18 494 человек в 2019 году и 7940 человек в 2020 году.
3. Информация о состоянии рынка труда искажена. В Республике Беларусь количество официально зарегистрированных безработных относительно невелико, а уровень скрытой безработицы относительно высок. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на конец 2020 года численность зарегистрированных безработных составила 22 863 человека. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2020 года составляет 0,5% от экономически активного населения (на конец сентября 2019 года - 0,8%) [11].
4. Система страхования от безработицы несовершенна. Одной из основных проблем с низким уровнем официально зарегистрированной безработицы является низкий уровень пособий по безработице, поэтому безработные не спешат регистрироваться на бирже труда.
5. Замедление создания новых рабочих мест при высокой текучести кадров. Коэффициент размещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в 2019 г. составил 1,053 (в 2015 г.–1,082), а в 2020 г. составил 0,909 [14].
Рынок труда играет важную роль в экономике Беларуси. Его основными особенностями являются низкая эффективность занятости и чрезмерное государственное регулирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда представляет собой пространство, где посредством конкуренции устанавливается заработная плата и уровень занятости. Рынок труда выполняет несколько функций: осуществляет встречи работодателей и работников; обеспечивает конкуренцию; определяет равновесные ставки заработной платы; решает вопросы занятости. Работодатель и работник являются основными субъектами рынка труда.
В настоящее время рынок труда Республики Беларусь характеризуется неоднозначной тенденцией, которая выражается в сокращении численности рабочей силы на фоне уменьшения зарегистрированного уровня безработицы, в росте численности безработных среди молодежи. а также резком падении уровня предложения на рынке труда (имеющихся вакансий).
Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения. Основными задачами политики занятости населения на 2021-2025 гг. являются создание условий для эффективной занятости и максимального вовлечения трудоспособных граждан в трудовую деятельность. Целевым ориентиром является уровень безработицы в трудоспособном возрасте (по методологии Международной организации труда) – не более 4,2 % к концу 2025 года.
Полная занятость подразумевает не отсутствие безработицы, а лишь некоторый минимально необходимый ее уровень. В то же время безработица оказывает и некоторое положительное воздействие на экономику и общество. Так, фрикционная безработица способствует рациональной занятости вследствие нахождения работниками более адекватных их потребностям рабочих мест. Структурная безработица способствует повышению квалификационно-образовательного уровня трудящихся, оптимизирует профессиональную структуру рабочей силы.
Среди безработных наибольший процент занимают мужчины. Численность безработных с каждым годом уменьшается. Так в 2020 году по сравнению с 2018 году снижение произошло на 5,3 тыс. чел, где 3,3 тыс. чел – мужчины, а 2 тыс. чел. – женщины, что говорит об уменьшении уровня безработицы. средний возраст безработных в 2018 г. составил 38,9 лет, в 2019 г. – 37,9 лет, в 2020 г. – 37,3 лет. Рассматривая структуру по возрастным группам, стоит отметить, что наибольший удельный вес (16,4 % в 2019 г.) приходится на лиц от 20 до 24 лет, причем по сравнению с 2018 г. их доля увеличилась на 0,3 п.п, а в 2020 году происходит увеличение на 3 п.п и составил данный показатель 19,4%. Наблюдается незначительное увеличение доли безработных в возрасте от 15 до 19 лет с 3,3 % в 2018 г. до 3,8 % в 2019 г. и до 4,7% в 2020 г.
Состояние на рынке труда в Республике Беларусь в 2021 году по сравнению с 2020 снижается. Количество вакансий на рынке труда на июнь 2021 года увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 19,5 тыс, что говорит о положительной динамике, так как уровень безработицы снижается, а количество вакансий растет.
1. Адамчук, В.В. Экономика труда / В.В. Адамчук – М: ИНФРА – М, 2017. – 415 с
2. Бирюкова, О. Дневник успеваемости белорусской экономики / О. Бирюкова. – Белорусский рынок. – 2016. – С. 12-13.
3. Бондарь, А.В. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 415 с.
4. Бочарова, И. Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования / И.Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 25. – С. 2-7.
5. Бродская, Т.Г. Экономическая теория: учеб. пособие / Т.Г. Бродская, В.И. Видягин [и др.]. – М.: РИОР, 2015. – 208 с.
6. Государственная политика занятости в Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lelchitsy.gomel-region.by/uploads/files/IPG-aprel.doc.
7. Дашкевич, В. Видения светлого будущего / В. Дашкевич. – Белорусский рынок. – 2015. – C. 9.
8. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon.
9. Козулёва, Д.В. условия равновесия на рынке труда / Козулёва Д.В. // В сборнике: Школа молодых новаторов. Сборник научных статей международной молодежной научной конференции. В 2-х томах. 2020. С. 143-146.
10. Кравцова, Г.Ф. Оплата труда в рыночной экономике: теория и российская практика / Кравцова, Г.Ф., Мартынович И.В., Надворная Н.Н. // В сборнике: Социально-экономическое пространство хозяйственной практики конца XX - начала XXI века: обещанные и реальные изменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М.И. Разумовской. 2020. С. 133-137.
11. Крышка, В.И. Критический анализ основных подходов в моделировании равновесия и неравновесия спроса и предложения на рынке труда / Крышка В.И. // Вектор экономики. 2019. № 9 (39). С. 30.
12. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. – Минск: МИУ, 2016. – 266 с.
13. Остапишина, Л.О. Основы трудового права: конспект лекций / Л.О. Остапишина. – Витебск: ВГТУ, 2017. – 64 с.
14. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/upload/iblock/97e/97e9d257e0d9bb1c5f9b1b1071c116ca.pdf.
15. Официальный сайт издания «Экономической газеты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.neg.by/ /novosti/kategorija/makroekonomika.
16. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/GP-sotszaschita-2021-2025.pdf.
17. Санкова, Л.В. Институциональные аспекты занятости нового типа / Л.В. Санкова // Инновационные преобразования российской экономики и рынок труда: Сб. науч. ст. – М., 2018. – С.145-152.
18. Стрижак, М.С. Трудовое право: учебное пособие / М.С. Стрижак. – Минск: Вышэйшая школа, 2019 – 382 с.
19. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Ukaz-292--1.pdf.
20. Экономическая теория: Учебник / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2016. – 495 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты