Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования расходов бюджета
1.1 Сущность расходов государственного бюджета и их экономическая роль
1.2 Классификация расходов бюджета
Глава 2. Анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-финансовой политики в сфере бюджетных расходов
2.2 Динамика расходов консолидированного бюджета в Республике Беларусь
Глава 3. Основные направления оптимизации расходов бюджета Республики Беларусь в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Государственные расходы представляют собой один из основных финансово-правовых институтов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Однако, несмотря на значительную роль, им уделяется крайне мало внимания в юридических исследованиях, до сих пор нет единства мнений по поводу их понятия и содержания.
Государственные расходы — расходы, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Они являются составной частью бюджета государства.
В переходной экономике усиливается роль бюджета в регулировании процессов воспроизводства, и вся система бюджетных отношений становится все более активной. Бюджет становится одним из основных инструментов проведения государственной финансовой политики, и методы бюджетного регулирования становятся наиболее эффективными. Бюджетное перераспределение валового внутреннего продукта формирует структуру общественного производства и национальные экономические пропорции, адекватные рыночной экономической системе. Управляя бюджетным процессом, государство строит бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию макроэкономических показателей, реализацию национальных программ, рыночные реформы, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Таким образом, государственный бюджет является важнейшим финансовым документом страны. Это сочетание финансовых оценок всех департаментов, государственных служб, государственных программ и т. д. Оно определяет потребности, которые должны удовлетворяться за счет государственной казны, а также указывая источники и суммы ожидаемых поступлений в государственную казну.
Правильное составление государственного бюджета, определение главных статей доходов и расходов, балансирование бюджета играют очень важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе. Этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1 Сущность расходов государственного бюджета и их экономическая роль
Главную, выявляющую роль в становлении и развитии финансово-экономической структуры каждого нынешнего общества играет государственное регулирование, производимое в кругу выбранной правительством экономической политики. Одним из более принципиальных механизмов, дозволяющих государству реализовать финансово-экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система страны, основным элементом которой является государственный бюджет. Именно через финансовую систему государство создает и влияет на становление децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая вероятность исполнения возложенных на государственные органы обязательства.
Согласно М. П. Афанасьевой «государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание)» [3, c. 68].
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета:
˗ по форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.
˗ по сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.
˗ по материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные направления бюджетно-финансовой политики в сфере бюджетных расходов
Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2021 год и плановый период подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь с учетом итогов реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики за предыдущие годы, а также сформулированных в «Повестке дня в области устойчивого развития» Целей устойчивого развития ООН на период 2016-2030 годов.
Бюджетная политика в 2021 году направлена на сохранение устойчивости бюджетной системы и повышение качества управления государственными финансами.
Финансирование программных расходов осуществляется после принятия государственных программ в установленном порядке с учетом рационального использования бюджетных ассигнований на программные мероприятия.
Охват расходов консолидированного бюджета государственными программами в 2021 году предусматривается сохранить на уровне не менее 65 процентов, что соответствует значению целевого показателя, определенному в Государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года [25].
Расходы республиканского бюджета на 2021 год сформированы с учетом:
1. проведения последовательной политики по повышению уровня заработной платы. В опережающем порядке предусматривается увеличение заработной платы низкооплачиваемых категорий работников образования (воспитателей и помощников воспитателей дошкольного образования), культуры (работников библиотек, музеев, клубов) и социальной.
2. планирования расходов на текущее содержание бюджетных организаций для обеспечения их бесперебойного функционирования исходя из действительной потребности в средствах с учетом экономного и рационального расходования материальных и денежных ресурсов.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Посредством бюджетных расходов оказывается поддержка социально незащищенным слоям населения. Бюджетные расходы оказывают активное влияние на формирование экономического роста и развитие прогрессивных отраслей. Поэтому изучение направлений использования расходов государственного бюджета и их эффективности является актуальным на протяжении долгого времени.
Оптимизация расходов бюджета может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат. Необходимо отметить, что в области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, к сожалению, все еще распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения, несмотря на значительные суммы социальных расходов бюджета нашего государства.
Для повышения эффективности управления бюджетом необходимо уделить большее внимание расходованию финансовых средств. Для этого целесообразно ежегодно определять цели и приоритеты финансирования, то есть финансировать наиболее социально-значимые программы и мероприятия, обеспечивая максимум результата при минимуме вложений.
При разработке региональной бюджетной политики необходимо учитывать дифференциацию в отраслевой структуре расходов, развитии сети учреждений, их мощность.
Если предположить, что эти факторы в равной степени влияют на всю территорию республики, то для всех регионов для определения объема финансирования может быть применен единый средний республиканский стандарт бюджетного обеспечения. Однако, с точки зрения регионов, их влияние неодинаково. Вот почему неправомерно планировать расходы в непроизводственной сфере в соответствии со стандартом бюджетного обеспечения, единообразным для всех территорий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расходы бюджета представляют собой финансово-экономические отношения, которые появляются между государством, учреждениями, компаниями и гражданами в ходе распределения и применения по разным назначениям средств бюджетного фонда.
На современном этапе в любом государстве достижение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
Расходы государственного бюджета формируются в соответствии с определенными принципами: плановость, безвозвратность и безвозмездность выделенных средств, контроль, экономия.
Посредством реализации функций государственного бюджета имеется огромная возможность повышения его эффективности, которое приведет к росту устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, а также позволит улучшить жизненное благосостояние населения страны.
Экономическое значение и сущность расходов государственного бюджета проявляется в его широкой классификации. Каждая разновидность расходов имеет свою как количественную, так и качественную характеристику.
Большое количество разновидностей расходов бюджета вызвано несколькими факторами: спецификой и функциями государства; общей оценкой социально-экономического развития, количеством связей госбюджета с национальным экономикой, административно-территориальным устройством страны, спецификой способов предоставления бюджетных средств и т.п.
Эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования расходов государственного бюджета, которая, в свою очередь, зависит, от проводимой государством социальной политики и сложившейся в данный момент социально-экономической ситуации.
1 Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2019. — № 6. — С. 14-18.
2 Астрейко, Т. Подобрать свой ключ к бюджету / Т. Астрейко // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 11. – С. 19-22.
3 Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
4 Бабич, Д. С. Налоговая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования / Д. С. Бабич // Актуальные проблемы налоговой политики. – 2020. – С. 8-10.
5 Бегчин Н.А. Совершенствование управления расходами бюджета Российской Федерации // Финансы, денежное обращение и кредит, 2013. - №14. – с.205-214
6 Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2020. – 327 с.
7 Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 316 с.
8 Бюджет как инструмент экономического развития / С. Г. Белев, К. В. Векерле, Е. Т. Гурвич, А. Б. Золотарева, Н. С. Могучев, И. А. Соколов, Т. В. Тищенко, И. Н. Филиппова. — М. 2014. – 322 с.
9 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
10 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 2/1509: Принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: Одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
11 Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. – 719 с.
12 Горбатенко, И. В., Филипцов, А. М. Влияние структуры экономики Республики Беларусь на торговый баланс и государственный бюджет // Экономика и банки. – 2017. – №. 2. – С.84-89.
13 Иброхимов И.Р., Мирбобоев Р. М. и др. Управление государственными финансами: учебное пособие. – Душанбе. 2013. – 288 с.
14 Ищанова Р. К. Устойчивость государственного бюджета как прочность финансовой основы государства. Вестник КРСУ. – 2018. Том 18. - № 11. С. 44 – 48.
15 Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
16 Кудёлка, О. С. О некоторых аспектах расхода бюджета Республики Беларусь / О. С. Кудёлка // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – №6(22). – С. 124-127.
17 Леутина, Л. И. Финансовая система Республики Беларусь: уч. пособие / Л. И. Леутина, Т.Г. Струк. – Минск: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 167 с.
18 Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2020. – 432 с.
19 Мельникова, Н.А. Снова в плюсе. Социальная направленность бюджетных расходов сохранится / Н.А. Мельникова // Народная газета. – 2018. – № 42. – С. 7.
20 Неменова, Д. Л., Домрин, А. Н. Сравнение бюджетных систем / Д. Л. Неменова, А. Н. Домрин // Евразийский научный журнал. – 2017. – №1. – с. 41-54.
21 Нехай, М.Ю. Особенности государственного управления финансовой системой Республики Беларусь / М. Ю. Нехай // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2017. – №22. – С. 150-151.
22 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
23 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
24 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yd2020.pdf.
25 Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2021-2023 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/21122020.pdf.
26 Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330598158_Osnovnye_napravlenia_soversenstvovania_budzetnoj_i_nalogovoj_politiki_v_Respublike_Belarus.
27 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by /.
28 Саранцев В. Н. Расходы государственного бюджета: содержание и трансформация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. - № 5. - С.117-119.
29 Сюсюра, К. Доходы и расходы государственного бюджета / К. Сюсюра, А. Храмченко // Инновационная наука. – 2017. - № 11. – С. 76-78.
30 Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2018. – 220 с.
31 Финансовая система Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/finansovaya-sistema-respubliki-belarus.
32 Финансы и финансовый рынок: учебник/. О.А. Пузанкевич [и др]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2020. – 457 с.
33 Финансы: Учебник / под ред. Ковалева, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2018. – 640 с.
34 Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. [Электронный ресурс] / Электронная книга. – Минск, 2018. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m202/16_2.htm.
35 Харвей Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана. – 2017. – 730 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты