Государственный бюджет и его роль в развитии национальной экономики
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственный бюджет и его роль в развитии национальной экономики»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Государственный бюджет и его роль в развитии национальной экономики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты сущности и роли бюджета в системе государственных финансов
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений
1.2 Приоритетные направления бюджетной политики
1.3 Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
2 Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на этапах развития международной конкурентоспособности национальной экономики
2.1 Анализ бюджетного развития экономики Республики Беларусь
2.2 Выполнение государственного бюджета Республики Беларусь
2.3 Бюджетный дефицит и способы его финансирования
2.4 Проблемы и механизм сбалансированности государственного бюджета
3 Эффективность управления государственными финансами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В переходной экономике большое значение имеет государственный бюджет, который участвует в регулировании процессов воспроизводства, и вся система бюджетных отношений становится более активной. Бюджет становится одним из основных инструментов поддержания финансовой политики государства, и бюджетные методы регулирования являются наиболее эффективными. С помощью бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и экономических пропорций, адекватных системе управления рынком. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию макроэкономических показателей, реализацию национальных программ, рыночные реформы, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Государственный бюджет является важным инструментом планирования и мониторинга, посредством которого государство перераспределяет более трети национального дохода и более половины своих денег. Через государственный бюджет правительство осуществляет экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Размер государственного бюджета, состав и соотношение его доходов и расходов зависят от реализации программ экономического и социального развития, стабильности социальной ситуации в стране. Это может повлиять на экономическую активность, инвестиционную политику, улучшить структуру экономики, развитие приоритетных отраслей и социальной сферы [6, с. 142].
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что эффективная бюджетная политика является основой для процветания экономики государства, обеспечивает условия для успешного функционирования всех экономических субъектов и рынков. В связи с вышеизложенным, тема курсовой работы является достаточно актуальной в современной экономике.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – состояние государственного бюджета Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – анализ состояния государственного бюджета и определение основных направлений по совершенствованию его регулирования.
1 Теоретические аспекты сущности и роли бюджета в системе государственных финансов
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений
Определение бюджета на протяжении длительного периода времени претерпевало изменения и являлось предметом изучения представителями финансово-правовой науки.
В дооктябрьский период бюджет, как правило, рассматривался через роспись доходов и расходов, утвержденный соответствующим органов государственной власти. Так, Тетерена Л. М. полагала, что государственный бюджет есть роспись государственных доходов и расходов на известный срок, рассмотренная законодательными учреждениями и утвержденная верховной властью [6, c. 141]. Сорокина Т. В. считает, что бюджет это, прежде всего, роспись государственных доходов и расходов на данный период времени, и, кроме того, это акт, рассмотренный законодательными учреждениями и утвержденный высочайшей властью. Через одобрение бюджета представительным органом власти в исторической финансово-правовой науке сложилось понимание бюджетного права в субъективном смысле [10, c. 301]. В этой связи отмечается, что под бюджетным правом разумеется совокупность прав народа, как высшего субъекта государственного хозяйства, через своих представителей (депутатов) определять весь государственный бюджет и контролировать его правильное исполнение, или ведение государственного хозяйства». В объективном смысле под бюджетным правом понималось законодательно-компетенционная основа всех бюджетных отношений на территории определенного государства. Как констатировал после октябрьского переворота Г.К. Мультан под бюджетным правом понимается совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджетное право определяет, кто должен составлять проект бюджета и каким порядком, кто окончательно сводит его одно целое, какие учреждения принимают участие в обсуждении этого проекта, кто утверждает и в каком порядке [12, c. 42].
Рассмотрение бюджета сквозь призму легально-бухгалтерского аспекта (через роспись доходов и расходов) привело отдельных авторов к классификации основного денежного фонда государства на брутто-бюджет (валовый) и нетто-бюджет (чистый) в зависимости от учета издержек при получении соответствующих денежных средств, поступающих в бюджет.
2 Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на этапах развития международной конкурентоспособности национальной экономики
2.1 Анализ бюджетного развития экономики Республики Беларусь
Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.
С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.
В Республике Беларусь преимущественно используется формирование бюджета на основе постатейного бюджетирования. Такая система характеризуется высокой централизацией управления общественными финансами и строгим контролем за целевым расходованием финансовых ресурсов [15].
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. Это означает, что значительная часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора. Основная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход к активной форме бюджетного дефицита, означающей избирательное финансирование только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу, причем по мере получения определенного эффекта.
3 Эффективность управления государственными финансами
В современных условиях неопределенности в функционировании экономических и финансовых систем наиболее значительными и устойчивыми являются интеграционные формирования, которые формируются между различными странами с целью минимизации коммерческих и финансовых рисков, создания благоприятных условий для функционирования различных экономических субъектов на международных рынках. Сохранение кооперативных и производственных связей, развитие торговых отношений, создание и развитие новых высокотехнологичных отраслей, а также финансирование крупных инвестиционных и инновационных проектов.
Основными инструментами бюджетной политики Республики Беларусь являются налоги и система государственного финансирования. К последним, в частности, относятся:
- использование бюджетных расходов в качестве основного механизма, обеспечивающего функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики;
- дотации бюджетным организациям;
- прямые субсидии негосударственному сектору играют второстепенную роль;
- система государственных закупок на конкурсной основе [7, с.443].
Следует отметить, что система межбюджетных отношений в Беларуси остается непрозрачной, реформирование межбюджетных отношений не проводится. Практика реализации бюджетного процесса показывает, что наиболее актуальными и сложными являются вопросы разграничения расходных полномочий по уровням бюджетной системы.
Область совместного финансирования остается слишком широкой, многие области расходов четко не сформулированы; региональные и местные бюджеты несут ответственность за выполнение большого количества социальных программ, которые не поддерживаются источниками финансирования.
В практике реализации бюджетного процесса на местном уровне все еще не хватает твердости в отношении запланированных бюджетных назначений, бюджетных ограничений, расходования бюджетных средств «на усмотрение» и субъективности в расходах на финансирование.
Одним из условий совершенствования системы государственных финансов является совершенствование механизма межбюджетных отношений. Более высокие уровни государственного управления используют межправительственные отношения только в качестве инструмента для проведения своей социальной и экономической политики.
Заключение
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Это очень динамичная категория, которая зависит от многих объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждый конкретный исторический период в разных странах.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2018-2019 гг. был исполнен с профицитом. В 2020 году, впервые с 2011 года государственный бюджет был исполнен с дефицитом в 2 689,5 млн. руб. За первое полугодие 2021 года бюджет был исполнен с дефицитом в 1067,1 млн. руб. В структуре доходов консолидированного бюджета страны наибольший удельный вес занимают налоговые доходы – они формируют около 88 % всех доходов бюджета. Наибольшую долю в структуре расходов консолидированного бюджета занимают расходы на общегосударственную деятельность (около 27 %). Расходы на образование и здравоохранение занимают по 18 % от общей суммы расходов.
Финансирование расходов государственного консолидированного бюджета в первом полугодии 2020 года увеличилось на 22,9% в реальном выражении и составило 20087,3 млн. руб. Наибольшую долю расходов составили общегосударственные расходы (30,5%). При этом около 20,5% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы на обслуживание государственного долга. В разрезе экономической классификации большая часть средств 2020 года была направлена на выплату заработной платы и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора – 7124,1 млн. руб., что больше значения аналогичного периода 2019 года на 6,5% в реальном выражении.
На сегодняшний день существуют определенные проблемы с формированием и исполнением государственного бюджета. На фоне снижение совокупного государственного долга государства снизился и профицит государственного бюджета. Финансовое состояние организаций также является нестабильным. По окончанию 2020 года ожидается получение дефицита государственного бюджета, вызванного неблагоприятными экономическими явлениями, что может затруднить погашение внешнего долга.
1. Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие – М.: Юнити-Дана, 2017. – 512 с.
2. Бондарь, А.В. Макроэкономика [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [А. В. Бондарь и др.]; под редакцией А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2017. – 430 с.
3. Белостоцкий, А.А. Государственные финансы стран «PIIGS» в режиме бюджетного дефицита [Текст] / А.А. Белостоцкий // Евразийский союз ученых, 2017. – № 12-2 (45). – С. 46-50.
4. Финансы [Текст]: учебник / под ред. Ковалева, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2018. – 640 с.
5. Харвей, Дж. Современная экономическая теория [Текст]: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана. – 2017. – 730 с.
6. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет [Текст]: учебно-методический комплекс / Л.М. Тетерина. – Минск: Изд-во МИУ, 2018. – 392 с.
7. Камаева, В.Д. Экономическая теория [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 592 с.
8. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система [Текст]: учеб.: в 2 т. / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 781 с.
9. Макроэкономика [Текст]: социально ориентированный подход / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 437 с.
10. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет [Текст]: учеб. / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2017. – 618 с.
11. Финансы и финансовый рынок [Текст]: учебник/. О.А. Пузанкевич [и др]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2020. – 457 с.
12. Мультан, Г.К. Государственные финансы [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. Г.К. Мультана. — Минск: БГЭУ, 2019. – 166 с.
13. Главное управление бюджетной политики Министерства финансов. Баланс доходов и расходов [Текст] // Финансы. Учет. Аудит. – 2020. – №1. – С. 8-14.
14. Республика Беларусь 2020 [Текст]: статистический ежегодник / редкол.: И.В. Медведева [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 436 с.
15. Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь [Текст] // Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ bp/strategy/1080_strategy.pdf
16. Макроэкономика [Текст]: Учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 2–е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2017. – 214 с.
17. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2020 году [Текст] / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yj2020.pdf.
18. Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики [Текст] / А.И. Лученок [и др.]. – Минск: Беларуская навука, 2019. – 371 с
19. Совокупный государственный долг Республики Беларусь / Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/.
20. Белорусская казна недосчиталась миллиардов рублей. Закрыть дыру нечем? / Белорусские новости [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://yandex.by/turbo/naviny.by/s/article/20201106/1604648604-belorusskaya-kazna-nedoschitalas-milliardov-rubley-zakryt-dyru-nechem.
21. Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь // Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ bp/strategy/1080_strategy.pdf.
22. Состояние государственного долга Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: http://www.minfin.gov-.by/ru/public_debt/condition/archive/.
23. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/kodeksy-respubliki-belarus/.
24. Финансовая система Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/finansovaya-sistema-respubliki-belarus.
25. Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа:https://www.researchgate.net/Osnovnye_napravlenia_soversenstvovania_budzetnoj_i_nalogovoj_politiki_v_Respublike_Belarus.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты